Здесь и теперь»

Принцип «здесь и теперь» стал базовым для групп встреч. 11одчеркивается необходимость направленности внимания участ­ников в основном на те события, чувства, переживания, кото­рые происходят с ними в контексте групповой ситуации.

Одной из основных целей групп встреч является создание атмосферы доверия и близости, что реализуется:

через умение организовывать открытое и честное об­щение,

• через способность уделять особое внимание телесным
ощущениям,

• через умение обращать внимание на чувства, а не на мысли и оставаться верными принципу «здесь и теперь».

Развивать эти умения участников групп встреч учат поэтап­но. Этапы соответствуют этапам развития группы.

1) Установление контакта

На этом этапе группового процесса усилия членов группы направлены на установление доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности и неопределенности. Упражнения, используемые на первых занятиях, стимулиру­ют участников к активным действиям и помогают им преодо­левать сопротивление групповому процессу.

2) Построение доверительных отношений

В группе всегда есть участники, полностью доверяющие всем другим членам группы, но могут найтись и такие участники, которые не будут доверять никому. Для таких участников вы­полнение упражнений, связанных с развитием доверительных отношений, может стать источником травматического опыта, который вызовет множество чувств и ощущений, связанных с проблемой доверия.

3) Преодоление конфликтов

Конфликт в группе может возникнуть тогда, когда участни­ки открывают свои чувства, делятся впечатлениями. На этой стадии группового процесса на первый план выходят соревнование и соперничество. Участникам группы предлагается внимательно выслушивать друг друга, прямо и открыто высказываться

4) Преодоление сопротивления к самораскрытию.

Иногда в группах встреч участники сопротивляются дальнейшему групповому процессу и защищают самих себя привычными ограничительными способами. В этом случае используются методики изучения сопротивления, когда участника* предлагается продвинуться по пути более глубокого осознание самого себя.

5) Сочувствие и поддержка

На поздних стадиях группового процесса участники все больше могут эмоционально заинтересовывать друг друга, и проблемы привлекательности, доверия, близких отношений становятся актуальными. На этой стадии поощряется изучение новых возникающих чувств и переживаний. Стремление выразим поддержку, утешение или словесное одобрение тому члену группы, который испытывает боль или находится в состоянии конфликта, в большей степени может отражать тревогу самого помогающего, чем стремление «страдающего» к поддержке.

4.1.2. Группа психодрамы

Классическая психодрама — это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.

Психодрама основывается на предположении, что исследование чувств, формирование новых отношений и моделей поведения более эффективно при использовании действий, реально приближенных к жизни по сравнению с использованием вербализации65.

Создание и развитие психодрамы связано с исследованиями Якоба Леви Морено (1892—1974), основателя социометрии. Морено впервые задумался об игровых методиках, когда наблюдал, как дети в играх воплощают свои фантазии. Таким образом, психодрама базируется на игровом принципе. Понятие о драме как терапевтическом методе возникло в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене после первой мировой войны и получившего название «спонтанный театр».

Цель психодрамы состоит в том, чтобы облегчить клиенту Ц|И1ниление скрытых чувств, обеспечить достижение инсайта и помочь создать новые и более эффективные формы поведения, Вскрыть неисследованные возможности разрешения конфликта. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоций в их гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: от обыденного, бытового до экзистенциального66.

Задачи психодрамы67:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов.

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания
клиентом.

8. Преодоление неконструктивных поведенческих стереоти­пии и способов эмоционального реагирования.

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

К основным понятиям психодрамы относят: понятие ролевой игры, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.

1. Ролевая игра

Ролевая игра — широко применяемый в психодраме прием — состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Психодрама создает такие условия, при кото­рых участники группы, играя роль, могут творчески работать над своими личностными проблемами. В рамках психодрамы поощряется импровизация — разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и «сценарий», и «постанов­ки» являются результатом работы не профессионалов, а самих участников группы. Психодрама дает возможность преодолеть устойчивые модели поведения. В отличие от традиционного театра психодрама поощряет изучение реальных и важных для участников ролей. Сценарий и постановка являются результа­том работы не автора и режиссера, а самого участника68.

В целях исследования личностно значимого материал нельзя запрещать во время психодраматического занятия члену группы играть любую из ролей — будь то жестокий убийца, обольстительный соблазнитель, нереалистичный или гротесковый персонаж.

2. Спонтанность

Понятие «спонтанность» (и родственное ему понятие «творчество» основывается на наблюдениях Морено за ролевыми играми детей и опыте работы в «спонтанном театре». Спонтанность предполагает уход от ригидности социально-ролевого по ведения, которая предписывается в традиционном театре. В психодраме нет специально написанных ролей и сценариев, актеры могут основываться на знакомых переживаниях или выбирать любые поведенческие стратегии, даже не используемые прошлом опыте.

Понятие «спонтанность» у Морено содержит две основные переменные: адекватный ответ и новизна. Таким образом поведение должно быть как новым, так и адекватным для дан ной ситуации.

3. Теле

«Теле» обозначает двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и психологом. Понятие «теле» включает в ce6я негативные и позитивные чувства, возникающие между людьми в психодраматическом действии.

В то время как эмпатия — это одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» представляет собой взаимный обмен эмпатиями и признаниями. Когда члены группы меняются ролями или пытаются посмотреть на мир чужими глазами, они вовлекаются в отношения «теле»6

Результатом использования понятия «теле» в изучении груш является признание того, что люди видят других не такими какие они есть на самом деле, л такими, какими они проявляются в отношении к ним.

4. Катарсис

Психодраматическая ситуация предназначена для полного эмоционального освобождения. Сила испытываемого участниками катарсиса зависит от их спонтанности. Катарсис испытывают как авторы конкретной драматической ситуации (протагонисты), использующие личностно значимый материал, так актеры, воплощающие эту ситуацию на сцене.

Аудитория в психодраме также может быть вовлечена в Процесс переживания катарсиса.

б. Инсайт

Инсайт — это вид познания, который приводит к немедлен­ному решению или новому пониманию имеющейся проблемы70. Групповая психодрама ставит своей целью создание такого клиентами в группе, в котором возможны максимальные проявления катарсиса, познания и инсайта. Психодрама дает участникам Возможность заново пережить важные события своего прошло­го, используя разнообразные приемы. Как правило, наивысшее эмоциональное напряжение возникает в группе во время сценического действия, а не после него, при обсуждении информации или групповом анализе. Однако иногда инсайт может мили икать одновременно с катарсисом, а также при обсужде­нии переживаний, возникших в ходе психодраматического Действия.

Процедура психодрамы включает в себя пять основных элементов:

1. Протагонист в психодраме — главное действующее лицо (горой), который представляет свои проблемы. Протагонист, изображая события из своей жизни, дает собственную интерпретацию прошлой жизненной ситуации перед группой участников. С помощью режиссера, аудитории и специальных твор­ческих приемов протагонисты осуществляют действия по прин­ципу «здесь и теперь», для того чтобы достичь инсайта при незнании своей психической реальности и улучшить способ­ность функционирования в реальной жизни.

2. Режиссер (фасилитатор) психодрамы (как правило, пси­холог) является одним из наиболее активных руководителей групп. Его функции заключаются в организации психодрама­тического действия, пространства, создании атмосферы дове­рия, стимулировании участников к спонтанности, подготовки протагониста и всей группы к ролевой игре, выявлении проблем, переживаний клиента, комментировании, включении
игмомогательных персонажей, организации обсуждения, эмо­ционального обмена и анализа, интерпретации происходящего. Режиссер создает в группе определенную атмосферу, распределяет роли (запускает представления, дает им определенные на­
правления), предоставляя тем самым всем членам группы возможность перевести свои мысли и чувства на язык драматического действия.

3. Вспомогательные «Я». Это участники, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Вспомогательные «Я» могут олицетворять значимых для протаго­ниста людей или части его собственного «Я». Основные функции вспомогательных «Я»: сыграть роль, которая необходима
протагонисту для реализации замысла; помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персона­жами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отно­шения; направлять протагониста в решении проблем и конф­ликтов; помочь протагонисту перейти от драматического дей­ствия к реальной жизни.

4. Аудитория (зрители) состоит из тех членов группы, которые не играют ролей в данном психодраматическом действии.
В заключительной фазе занятия они демонстрируют свои эмо­циональные отношения к происшедшему и раскрывают соб­ственные проблемы и конфликты, аналогичные обсуждавшим­ся во время занятия. Аудитория, эмоционально вовлекаясь в
психодраму, может достичь состояния инсайта по отношению
к собственным проблемам.

5. Сцена. Это место в пространстве, где разворачивается
действие. Часто психодраму применяют в специально органи­зованных для этого театрах или приспособленных для игры кабинетах. Классической формой психодраматической сцены является трехъярусная конструкция, над которой возвышает­ся полукруглый балкон. Располагаясь на первом ярусе, прота­гонист и ведущий психодрамы оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодра­мы. На втором ярусе, где они сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На третьем ярусе может осмысливать­ся и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само психодра­матическое действие разыгрывается на третьем ярусе, на круг­лой платформе (4 м в диаметре). Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взле­та или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания71.

Если же нет подобной сцены, то вместо нее может быть использовано любое пространство в кругу группы. Оно должно быть достаточно велико, чтобы протагонист и антагонист имели простор для психодраматического действия, а само помещение цп м ясно иметь правильные пропорции. Фазы развития психодрамы72

1. Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий:

Постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме. Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных ак­терских способностей.

2. Фаза психодраматического действия. На этой фазе режиссер выбирает участника либо доброволец-протагонист сам предлагает для действия личностные проблемы. Режиссер выслушивает рассказ протагониста о его проблеме для того, чтобы получить достаточную информацию для организации действия. Протагонист импровизирует, пытается воссоздать прошлую ситуацию.

3. Фаза обсуждения, или интерпретации — является завер­шающей. Когда действие закончено, протагонист и остальные
члены группы приступают к его анализу. Фаза обсуждения обыч­но состоит из двух частей: ролевой обратной связи, идентификации, ионной обратной связи. В ролевой обратной связи партнеры пи очереди описывают протагонисту чувства, которые появля­лись у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. В идентифика­ционной обратной связи участвуют зрители и ведущий психодрамы, поскольку во время игры они идентифицировались с
протагонистом или с одним из изображенных людей, имеющих к нему отношение.

Базовые техники психодрамы

На протяжении всей психодрамы режиссер помогает прота­гонисту развивать действие, используя определенные психодра-матические техники и методики. Среди наиболее распростра­ненных можно отметить такие, как представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование, реплики в сто­рону, обмен ролями, техника зеркала13.

Представление самого себя (самопрезентация). Эта техника состоит из серии коротких ролевых действий, в который протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. В этих Действиях протагонист является единственным участником и представление получается абсолютно субъективным.

Исполнение роли — имитация поведения какого-то челове­ка или принятие роли части тела, животного, неодушевленно» го предмета.

Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношении между реальными людьми, где каждый играет самого себя.

Монолог — это проговаривание своих чувств и мыслей вслух; театральная реплика, в которой протагонист выражает своего скрытые мысли и чувства к себе самому и к аудитории.

Дублирование (второе «Я») — техника, при которой вспо­могательное лицо играет дублирующую роль протагониста. Пытаясь стать протагонистом, принимая телесные позы и перенимая его привычки, «психологический двойник» помогает протагонисту и поддерживает его.

Реплики в сторону — ситуация ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говори вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.

Обмен ролями состоит в том, что протагонист играет другие ключевые роли в поставленных им представлениях. Другими словами, два человека меняются местами — физически — так что А становится Б и Б становится А. При этом каждый предпринимает позу, манеры, психологическое состояние другого.

Техника зеркала осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия. «Зеркало» позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие.

Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются ипроигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем.

Идеальный другой — эта техника дает возможность протагонисту испытать отношение к себе, которого он ждет, но которое может не быть возможным в реальной жизни. «Идеальный другой» — это тот другой, изображаемый вспомогательным «Я», который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть протагонист в реальной жизни.

4.1.3. Гешталып группы

Появление гештальтподхода в групповой психокоррекции связано с именем Ф. Перлза. Под гештальтом Ф. Перлз понимает результат интеграции множества факторов, действующих в данный момент. Когда человек осознает свои насущные потреб­ности и желания, из них выстраивается четкая фигура, для которой потребности прошлого и будущего являются фоном. Если Потребность не удовлетворяется, гештальт остается незавершен­ным, возникает фиксация на фигуре, которая мешает воспри­нимать и удовлетворять и другие потребности, что подавляет спонтанные эмоции и потребности и может приводить к ухуд­шению психического и психологического здоровья.

Отличие гештальт групп от большинства других психокор-рекционных групп заключается в том, что руководитель геш-ТПЛ1.Т группы одномоментно работает не со всеми ее участника­ми, а один на один с кем-либо из ее членов, добровольно согласившимся стать на время главным действующим лицом, т.е. Спеть на так называемое «горячее место». Остальные члены груп­пы наблюдают за процессом взаимодействия ведущего и кли­ента, находящегося на «горячем стуле». В результате такого Наблюдения они начинают лучше понимать и осознавать собственные проблемы, идентифицируя себя с человеком, с которым работает ведущий74.

Ключевыми понятиями гештальттерапии являются75:

осознание и сосредоточенность на настоящем — само-регуляция зависит от осознания человеком того, что с ним сейчас происходит, и от способности жить текущими заботами. От участников гештальт групп требуется, чтобы они не обращаясь к прошлому опыту и не думали о будущем. Нормальная епморегуляция предполагает полное осознание. Перлз выделя­ет три зоны осознавания: внешний мир, внутренний мир тела, мир мыслей и фантазий;

фигура и фон — означает, что люди организуют поступающую информацию таким образом, что значимые события занимают центральное место в сознании (фигура), а менее важная информация отступает на задний план (фон). (Например, группах фигурой становится то чувство, которое преобладав над всеми остальными чувствами и мыслями.) Процесс саморегуляции организма приводит к формированию фигуры или гештальта;

противоположности — это единичная оценка или koнтинуум этих оценок. (Например, «плохо» и «хорошо» представляют собой два полюса такого континуума.) Человек организует восприятие окружающего мира через подобные противоположности. По мнению Ф. Перлза, личность организована по тем же принципам.

функции защиты — предназначены для искажения или
прерывания контакта с окружающей ситуацией. Человек снижает свой уровень осознания до тех пор, пока опасность не минует. Такие реакции достаточно адекватны в определенных ситуациях. Однако, если человек регулярно прибегает к такой защите, он привыкает к подобному способу поведения, обращаясь к нему даже тогда, когда опасность ему не угрожает.

зрелость — для того чтобы достичь зрелости, человек должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки
самом себе. Речь в данном случае идет об эмоциональной зрелости.

Основные принципы гештальт групп76

1. Принцип «здесь и сейчас». Этот принцип является важным моментом психологического процесса, когда психолог по­буждает клиента оставаться в потоке актуальных переживаний не выходя из него и тем самым научаясь соотносить свое переживание ситуации с самой ситуацией.

2. Принцип «Яты» выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Психолог побуждает участников группы к непосредственному o6щению, просит адресовать конкретные высказывания kohkретным лицам.

3. Принцип субъективизации высказываний. Этот принцип
помогает клиенту рассматривать себя как активного субъекта,
а не как пассивный объект, с которым делаются разные вещи.

i 4. «Континуум сознания». Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализации и интерпретации. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела способствуют ориента­ции человека в самом себе и в своих связях с окружением. Ннды работы в гештальт группе77

/. Драматизация. Эта группа процедур основана на развитии в драматизированной форме определенного аспекта существова­ния клиента, выявляемого им в коррекционной ситуации. Началом действия может послужить какое-то высказывание или жест клиента, привлекшие внимание психолога. В дальнейшем ■yri'M анализа содержания, заключающегося в первоначальном Высказывании или жесте, клиент в сотрудничестве с психоло­гом постепенно подводится к сложному действию в форме вер-вил и ю-двигательной монодрамы, направленной на полное выявления значения и эмоционального содержания.

Драматизация может касаться различных содержаний и сторон личности клиента, например незаконченных ситуаций из прошлого, актуальных ситуаций, желаний, установок и т.п.

2. Направление поведения. В некоторых ситуациях психолог предлагает выполнить определенные действия, дает инст­рукции и указания относительно того, что можно сделать в данный момент. Такие инструкции не определяют, как клиенту следует поступать в жизни, они только указывают направле­ние конкретного поведения во время коррекционной работы. (например, человека, который при разговоре постоянно как бы
постанывает (охает), но не сознает звучания своего голоса, психолог может попросить намеренно усиливать стон во время разговора.)

Предложения психолога предоставляют клиенту возмож­ность испытать поведение, которого тот избегает или которое является для него новым, трудным. Испытание и проверка это­го поведения может раскрыть какие-то важные аспекты его личности.

3. Работа с фантазией. Этот вид работы позволяет клиенту
осознать те аспекты своей личности, которые никогда полнос­тью им не осознавались. Работа предполагает использование фантазий, которые помогают клиентам идентифицировать и в ряде случаев исправлять фрагментарные аспекты их личности.

4. Работа со сновидениями. Большое внимание гештальттерапевты уделяют работе над сновидениями. С помощью «проработки» отдельных элементов сновидения посредство отождествления с ними и произнесения от их имени монолого обнаруживается скрытое содержание сновидения через его переживание.

Работа над сновидением становится тогда внешне похоже на театральное представление, в котором участники группы играют различные части сна. Это дает возможность драматизировать такие аспекты сновидения, которые могут иметь отношение к остальным членам группы.

5. Домашняя работа. Сотрудничество с клиентом должны продолжаться за пределами группы. Действия участников руководителя во время очередных занятий не создают условий необходимых для глубоких перемен. Они являются источником важных переживаний, мобилизующих процесс изменения однако они требуют продолжения и развития в нормальны: условиях повседневной жизни. Поэтому домашняя работа клиента должна быть направлена на определенную область его конфликта.

Обозначенные виды работ в рамках гештальт групп приводят к необходимости использовать специфические приемы.

Основные приемы, используемые в работе гештальт групп78

1) Расширение осознания. Предполагает лучшее понимания человеком того, что происходит в нем и вокруг него. Для этого
участники группы обычно разделяются на пары и описывают
состояние своего сознания партнеру во время общения с ним.

2) Интеграция противоположностей. Понимание и признание того факта, что в каждом человеке сочетаются разнообразные, дополняющие друг друга индивидуальные качества положительного и отрицательного характера, такие, например, как честность — нечестность, принципиальность — беспринципности т.д. Определение доминирующей потребности зависит от умения вступить в контакт со средой, которая дает возможность ее удовлетворить. Этот контакт требует умения разграничить среду и собственное «Я», а также отдельные аспекты своего «Я», зачастую полярные ощущения и чувства. В человек идет борьба противоречивых желаний и свойств (например робости и смелости, общительности и замкнутости), поэтом можно осознать противоположности, вызывающие данный кон­фликт.

3) Усиление внимания к чувствам. Усиление внимания к чувствам помогает участникам более глубоко осознать и понять собственные переживания. Человек склонен избегать неприят­ных чувств. Чтобы помочь клиенту пережить их, используют утрирование, «раскрытие» негативных переживаний через представление драматизированного события.

4) Работа с мечтами, фантазиями, снами. Работа с мечтами представляет возможность лучше ценить себя как личности. Мечты, фантазии, сны — это спонтанная продукция, фраг­менты «Я», которые при обычном рассказе могут подавляться.
Мечта, сон или фантазия в гештальттерапии переносятся в на­
стоящий момент, например просьбой рассказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) с целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент.

5) Принятие ответственности. Упражнения, направлен­ные, на принятие ответственности на себя, помогают членам груп­пы обрести уверенность, поверить в себя и свои возможности. Дня помощи клиенту в осознании собственной ответственности
психолог не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу,
фрустрируя его таким образом еще больше и подготавливая к
принятию ответственности за свои действия.

4.1.4. Группа телесной терапии

Как отмечает К. Рудестам, некоторые виды телесной тера­пии начинали развиваться вне группового движения. Однако ни сегодняшний день именно групповая форма работы стала наиболее распространенной. Группы телесной терапии (как и гешптальт группы) акцентируют внимание на взаимоотношени­ях между руководителем группы и ее отдельными участниками и только затем обращаются к поощрению и поддержке уча­стниками друг друга. Руководители групп телесной терапии подчеркивают значение интеграции тела и разума. В группах поощряют клиентов доверять примитивным, телесным ощуще­ниям, «полагая, что и физиологическому функционированию присуща мудрость» (К. Рудестам)79. Телесные терапевты, на­оборот, ставят акцент на знакомстве с телом, подразумевающем расширение сферы осознания индивидуумом глубоких opганизмических ощущений, исследование того, как потребности желания и чувства кодируются в разных телесных состояния? и обучение реалистичному разрешению конфликтов в этой oбласти.

Основателем телесной терапии является Вильгельм Райз В. Райх верил, что механизмам психологической защиты, тормозящим здоровое функционирование организма, можно противостоять, модифицируя их с помощью прямого телесного контакта80. Наиболее известным учеником В. Райха и создателем биоэнергетической терапии является Александр Лоуэн, Нью-Йоркский психиатр, который включил телесные процедуры поведенческую вербальную терапию.

На сегодняшний день в традиционных телесно-ориентированных группах используется ряд понятий, разработанных В. Райхом, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «опора под ногами»81.

1. «Энергия». Тело изучается через его энергетические процессы и описывается как «биоэлектрический океан» химического и электрического энергетического обмена. Для участииков группы оптимальное отношение к телу означает развита
спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм.

На самочувствие человека влияет все, что нарушает ход энергообменных процессов в любой части тела — от мышц до внуренних органов. В понимании Лоуэна, биоэнергетические на рушения способствуют эмоциональным расстройствам, а и устранение приводит к достижению свободы и самовыражении:

2. «Мышечная броня» означает, что мышечное напряжении связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми людьми. В. Райх полагал, что механизмы психологической защиты используются для того, чтоб
скрыть «актуальные эмоциональные переживания» и способствуют формированию «мышечной брони» (или «брони характера»), выражающейся в напряжении различных групп мыши стесненном дыхании и пр. По мнению В. Райха, подавляемая
механизмами защиты жизненная энергия может быть терапевтически высвобождена путем прямого манипулирования напряженной областью. Для этого В. Райх создал методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мыши которые в ответ на физическое воздействие высвобождали «за-0||п мо» ими чувства.

8. «Опора под ногами». Имеется в виду не только реальная В&пическая опора, но и метафорическое выражение фрейдовского «принципа реальности»: «Чем прочнее человек ощущает Мой контакт с почвой (реальностью), чем крепче он держится за нее, тем большую нагрузку он может вынести и тем лучше укрепляет чувствами». Иметь «опору под ногами» — значит быть в энергетическом контакте с почвой, обеспечивать ощущение стабильности и уверенности. Методы телесной терапии

И телесно-ориентированных группах используются: дыхательные упражнения, способствующие пониманию своего телесного состояния и напряженных поз; двигательные упражнения; физический контакт между участниками группы82.

/) Дыхательные упражнения — классические упражнения

■ телесно-ориентированных группах. Они включают задержку дыхания, расслабленное или полное дыхание, способствующие зарядке сдерживаемых чувств. Человек непроизвольно задерживает дыхание в момент переживания сильных эмоций: гнева, страха, ярости и т.д. Обучая клиентов приемам регуляции дыхания, можно научить их управлять своим состоянием и овладеть свободой выражения ранее подавляемых чувств.

2) Двигательные упражнения. Движения человека можно охарактеризовать посредством различных специфических признаков, которые позволяют описать и оценить его двигательными особенности, в том числе в условиях болезни. К таким признакам относятся: двигательная гибкость, двигательный ритм, индивидуальное протекание движения, двигательная уверен­ность и координация.

Двигательная гибкость характеризует общее психофизи­ческое состояние личности и подвержена влиянию настроения. (Например, у клиентов со сниженными потребностями можно наблюдать нарушенную двигательную гибкость в виде шаркающей походки и наклоненного вперед корпуса; у клиентов с латентным напряжением, страхами и выраженными мышечными тиками — твердая, неустойчивая, семенящая Походка и т.п.)

Двигательный ритм выражается в чередовании напряже­нии и расслабления.

Индивидуальное протекание движения, чем более оно плавное и скользящее, тем более благоприятно переживается.

Двигательная уверенность и координация определяются концентрацией на цели движения. Чрезмерное внутреннее возбуждение или психическая заторможенность снижают двигательную уверенность и координационную успешность.

Двигательные упражнения способствуют возврату клиентов к примитивному эмоциональному состоянию, первичной природе человека.

3) Физический контакт используется в ортодоксальном телесном подходе В. Райха. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К клиенту прикасаются, осуществляя щипковые и давящие действия, чтобы помочь ему сломать «мышечную броню». Похожие на массаж действия применяются и в других телесных подходах для успокоения и поддержки клиента.

Обобщая сведения о группах телесной терапии необходимо подчеркнуть, что этот метод подходит для большинства заинтересованных участников, исключение могут составить малообщительные клиенты, которые стремятся попасть в группы телесной терапии, чтобы избежать улучшения коммуникативных умений, и индивидуумы, которые обладают скрытыми потребностями в том, чтобы к ним прикасались. Именно поэтому этические аспекты особенно важны для проведения групп телесной терапии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow