Групповая дискуссия

Как уже указывалось, групповая дискуссия является основ­ным, опорным методом психокоррекции. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как свободная дискуссия, спонтанная дискуссия, неструктурированная дискуссия и пр. Все эти названия подчеркивают спонтанный, жестко не структурированный характер ведения группы, недирективность поведения психолога. Общая цель дискуссии — раскрытие или решение какой-либо проблемы — в каждом отдельном случае конкретизируется в комплексе более частных целей (задач):

• сбор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме;

• поиск альтернативных подходов, их обоснование;

• выбор оптимальной альтернативы.

Существует большое количество разнообразных классификаций групповых дискуссий. Дискуссии могут быть класси­фицированы127:

по цели: 1) информационные (нацеленные на сбор информации); 2) конфронтационные (нацеленные на формулировку противоположных точек зрения); 3) императивные (нацеленные на достижение общего согласия) (Г.В. Быков);

по результативности: 1) конструктивные и 2) неконструктивные (В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева);

по ведущей детерминанте: 1) вызванные противоречи­вой природой изучаемого объекта; 2) вызванные несовершенством старых и новых знаний (Б.М. Кедров);

по уровню организации: 1) структурированные (с заранее
инициированной темой, фиксированным временем и порядком
Вроподения); 2) неструктурированные (развивающиеся спонтаннои формально не ограниченные по времени).

по наличию лидера: 1) дискуссии с явным лидером; 2) дискуссии без лидера; 3) дискуссии с переменным лидерством.

Существуют различные точки зрения относительно предмета групповой дискуссии.

Так В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева на основании характера решаемых в группах задач выделяют следующие предметы дискуссии:

• интеллектуальную задачу или организационно-управленческую проблему;

• социальную, межличностную проблему;

• личностную проблему128.

Кроме этого, предметом могут быть случаи (казусы) из про­фессиональной практики — «баллинтовские группы», анализ ситуаций морального выбора для диагностики уровня нравственного развития.

Б.Д. Карвасарский в качестве предмета групповой дискуссии выделяет:

• биографию клиента;

• определенную тему;

• межличностное взаимодействие в группе (интеракции)12',
Таким образом, определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная. В разных направлениях групповой психокор­рекции эти ориентации имеют различный удельный вес. Однако в качестве ведущей практически всегда рассматривается интеракционная ориентация, поскольку именно она определяет специфику групповой психокоррекции как метода, основанного на использовании в лечебных, психотерапевтических до­лях групповой динамики, обеспечивая реализацию одного т важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи.

Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций возникающих в ходе группового процесса.

Биографическая ориентация представляет собой обсужде­ние истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни.

Тематическая ориентация концентрирует внимание груп­пы на актуальных для большинства участников группы темах. Однако на практике активность группы бывает различной ми своей направленности: в течение одного занятия могут за­трагиваться как актуальные проблемы деятельности группы, отношений и взаимодействий в ней, так и темы, связанные либо М историей жизни отдельного клиента, либо с общими для всех проблемами и трудностями. Это означает, что в процессе одного занятия, как правило, можно наблюдать неоднократное из­менение ориентации групповой динамики. Так, интеракцион-И(р ориентированное вначале занятие (например обсуждение Молевой структуры группы и конкретных ролей и позиций ее участников) может в дальнейшем принять биографическую направленность с концентрацией внимания на одном из участ­ников группы (например играющем в этой структуре важную Поль). Привлечение биографического материала необходимо для того, чтобы показать клиенту повторяемость его реакции, способом поведения, характерных ролей, позиций, установок, конфликтов и помочь ему понять более глубокие причины собственного поведения130. Точно так же обсуждение биографии участника на группы может привести в дальнейшем как к анализу его актуального поведения в группе, в групповых ситуациях, так и концентрации внимания на общих темах, актуальных и важныx для остальных участников группы. Таким образом, био­графическая ориентация изменяется либо на интеракционную, либо на тематическую.

В.Д. Карвасарский выделяет опорные точки групповой дис­куссии, ее основные содержательные моменты. Это:

• знакомство членов группы;

• обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаи­модействия с другими ее участниками;

• переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью, поведением психолога и тем, что происходит в группе;

• нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом, вскрытие истинных чувств к руководителю Группы, их осознание, понимание их причин и переработка, выработка групповых норм в отношении психотерапевта;

вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам;

• формирование адекватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы;

• выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы;

• доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельны» клиентов — собственно «рабочая фаза» групповой психокоррекции, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок, неадекватных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация позитивных изменений), обсуждение результатов лечения, подведение итогов131.

В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную. Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в следующем:

• равноправие участников в плане высказывания своего
мнения;

• ощущение каждым демократической атмосферы;

• активность каждого участника;

• преимущественно альтруистические и аффилиативныи
реакции участников;

• удовлетворенность от совместной работы и общения13'. Для успешного и эффективного проведения групповой дис­куссии необходимо введение специальных принципов, «норм общения». Задача ведущего дискуссии заключается в объяснении этих принципов и их неуклонном осуществлении.

Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель. Она может быть различной — от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения.

Дискуссия позволяет:

• прояснить собственную позицию;

• выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена ими подвести к всестороннему видению предмета;

• развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая приверженность старый образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, бо­язнь быть застигнутым врасплох и т.п.

Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по кото­рым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов состоит не в том, чтобы непременно прийти к их однозначному решению, а в том, чтобы уяснить суть вопроса и его возможные решения, оценить и взвесить их. Главное же в дискуссиях то, что члены группы учатся логически рассуж­дать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других, т.е. обучаются эффективному личному и деловому вза­имодействию. В коллективных дискуссиях члены группы на­чинают лучше понимать друг друга, точнее формулировать свои мысли.

Работа в дискуссионной группе должна строиться на нача­лах взаимного доверия, открытости, проводиться в атмосфере доброжелательности, при которой даже самые экстравагантные, странные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают от­ри нательной реакции, реплик, унижающих человеческое дос­тоинство автора. В дискуссии должны принимать участие все члены группы.

5.1.2. Ролевая игра

В ходе ролевой игры создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой клиента. Ролевая игра (психодрама) как психокррекционный метод была создана и разработана Я. Морено на основе опыта его театрального эксперимента, изначальная цель которого заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни». К ролевым играм можно отнести: 1) собственно ситуационно-ролевые игры; 2) игры-проживания; 3) игры-драмы; 4) творческие игры; 5) спонтанно-импровизационные игры133.

Человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность эксперимен­тировать с реалистичными и нереалистичными жизненными (иитми, творчески работая над собственными проблемами и Конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спон- креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собствен­ных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных пове­денческих стереотипов и способов эмоционального реагирова­ния, формирование нового, адекватного поведения и новых спо­собов эмоционального реагирования.

Ролевые игры делятся на базовые и ситуационные. Базовые ролевые игры имеют универсальное психологическое значение и могут применяться к любой психологической проблеме, не­зависимо от содержания. Ситуационно-ролевые игры имеют более ограниченную основу, они сильно «привязаны» к специфи­ческому содержанию рассматриваемой проблемы. Их цель - удовлетворение терапевтических потребностей, возникающих в ходе занятий. Н.Н. Богомолова считает, что сущность ситуа­ционно-ролевой игры заключается в импровизированном разыг­рывании ее участниками заданной проблемной ситуации134.

Процесс ролевой игры включает три основные фазы: иници­альную, или подготовительную (фаза «разогрева»); собствен­но ролевое проигрывание; обсуждение (предоставление прота­гонисту обратной связи и эмоциональный обмен)т.

В инициальной фазе происходит выбор протагониста, полу­чение диагностического материала (информации о протагонис­те и ситуации), предварительное обсуждение проблемы и са­мой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и дру­гих участников, организация пространства и самого психодра­матического действия. В этой фазе используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизация, разыгрывание не относящихся лично ни к кому ситуаций (сказок, фантастических ситуаций и пр.).

Вторая фаза — собственно разыгрывание ролевой ситуации. В ходе ее клиент может достичь катарсиса и осознать свои ис­тинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфлик­ты. Облегчить эти процессы также помогает целый ряд при­емов — «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог,* «построение будущего», «проба реальности» и др.

Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — явля­ется завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи, и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов -ролевую и идентификационную. Ролевая обратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участники группы, которые играли вспомогательные роль, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе ролевого взаимодействия с Протагонистом, то есть о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает протагонисту понять, что чувствуют окружающие его люди, как они воспринимают и как реагируют на его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, агрессию и другие эмоции, ка-Ве ответные действия им хотелось бы совершить.

Идентификационная обратная связь предполагает, что в процессе наблюдения за ролевой игрой участники группы, не принимавшие в нем непосредственно участия, не оставались пассивными наблюдателями, а активно переживали происходящее. Поэтому ведущий стимулирует участников группы зрителей говорить о своих впечатлениях, собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали Iriix во время разыгрывания ролевой ситуации. Идентификационная обратная связь, с одной стороны, демонстрирует клиенту, что другие участники группы не были безразличны к его проблемам, были активно включены, сопереживали ему, что они имеют сходные проблемы и переживания, а с другой — стимулирует членов группы к работе над своими собственными проблемами, не оставляет их только пассивными зрителями происходящего136.

Д. Книппер на материале ролевых игр предлагает следующие принципы их проведения:

- ролевые игры должны быть основаны на конкретном описании, в том числе и неодушевленной части окружающей среды; разыгрываемое поведение должно быть аутотентичным, И, достоверным и подлинным. Участник должен изображать Вн трудности, как будто они происходят именно сейчас, на-НЬгп.сл максимально вовлеченным в игру и быть спонтанным, ^Водным в своих проявлениях;

- при разыгрывании ролевых игр должна быть выборочная фокусировка, как бы увеличение параметров отдельных частей |1н и и рыкания за счет изменения временных характеристик и шмнтического «выведения во вне» внутренних процессов;

— ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. В качестве предпосылки этого принципа служит то, что ролевые игры состоят из некоторого числа взаимосвязанных эпизодов и максимальный терапевтическии эффект достигается при последовательном переходе от одного эпизода к другому137.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: