Как уже указывалось, групповая дискуссия является основным, опорным методом психокоррекции. Наряду с этим термином употребляются такие понятия, как свободная дискуссия, спонтанная дискуссия, неструктурированная дискуссия и пр. Все эти названия подчеркивают спонтанный, жестко не структурированный характер ведения группы, недирективность поведения психолога. Общая цель дискуссии — раскрытие или решение какой-либо проблемы — в каждом отдельном случае конкретизируется в комплексе более частных целей (задач):
• сбор и упорядочение информации по обсуждаемой проблеме;
• поиск альтернативных подходов, их обоснование;
• выбор оптимальной альтернативы.
Существует большое количество разнообразных классификаций групповых дискуссий. Дискуссии могут быть классифицированы127:
• по цели: 1) информационные (нацеленные на сбор информации); 2) конфронтационные (нацеленные на формулировку противоположных точек зрения); 3) императивные (нацеленные на достижение общего согласия) (Г.В. Быков);
|
|
• по результативности: 1) конструктивные и 2) неконструктивные (В.П. Захаров, Н.Ю. Хрящева);
• по ведущей детерминанте: 1) вызванные противоречивой природой изучаемого объекта; 2) вызванные несовершенством старых и новых знаний (Б.М. Кедров);
• по уровню организации: 1) структурированные (с заранее
инициированной темой, фиксированным временем и порядком
Вроподения); 2) неструктурированные (развивающиеся спонтаннои формально не ограниченные по времени).
• по наличию лидера: 1) дискуссии с явным лидером; 2) дискуссии без лидера; 3) дискуссии с переменным лидерством.
Существуют различные точки зрения относительно предмета групповой дискуссии.
Так В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева на основании характера решаемых в группах задач выделяют следующие предметы дискуссии:
• интеллектуальную задачу или организационно-управленческую проблему;
• социальную, межличностную проблему;
• личностную проблему128.
Кроме этого, предметом могут быть случаи (казусы) из профессиональной практики — «баллинтовские группы», анализ ситуаций морального выбора для диагностики уровня нравственного развития.
Б.Д. Карвасарский в качестве предмета групповой дискуссии выделяет:
• биографию клиента;
• определенную тему;
• межличностное взаимодействие в группе (интеракции)12',
Таким образом, определяется три основных типа ориентации групповой дискуссии: биографическая, тематическая и интеракционная. В разных направлениях групповой психокоррекции эти ориентации имеют различный удельный вес. Однако в качестве ведущей практически всегда рассматривается интеракционная ориентация, поскольку именно она определяет специфику групповой психокоррекции как метода, основанного на использовании в лечебных, психотерапевтических долях групповой динамики, обеспечивая реализацию одного т важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи.
|
|
Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций возникающих в ходе группового процесса.
Биографическая ориентация представляет собой обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни.
Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников группы темах. Однако на практике активность группы бывает различной ми своей направленности: в течение одного занятия могут затрагиваться как актуальные проблемы деятельности группы, отношений и взаимодействий в ней, так и темы, связанные либо М историей жизни отдельного клиента, либо с общими для всех проблемами и трудностями. Это означает, что в процессе одного занятия, как правило, можно наблюдать неоднократное изменение ориентации групповой динамики. Так, интеракцион-И(р ориентированное вначале занятие (например обсуждение Молевой структуры группы и конкретных ролей и позиций ее участников) может в дальнейшем принять биографическую направленность с концентрацией внимания на одном из участников группы (например играющем в этой структуре важную Поль). Привлечение биографического материала необходимо для того, чтобы показать клиенту повторяемость его реакции, способом поведения, характерных ролей, позиций, установок, конфликтов и помочь ему понять более глубокие причины собственного поведения130. Точно так же обсуждение биографии участника на группы может привести в дальнейшем как к анализу его актуального поведения в группе, в групповых ситуациях, так и концентрации внимания на общих темах, актуальных и важныx для остальных участников группы. Таким образом, биографическая ориентация изменяется либо на интеракционную, либо на тематическую.
В.Д. Карвасарский выделяет опорные точки групповой дискуссии, ее основные содержательные моменты. Это:
• знакомство членов группы;
• обсуждение ожиданий пациентов, их страхов и опасений, их переживаний в связи с началом работы группы и взаимодействия с другими ее участниками;
• переживание и обсуждение группового напряжения, связанного с рассогласованием между ожиданиями клиентов и групповой реальностью, поведением психолога и тем, что происходит в группе;
• нарастание сопротивления и агрессии в отношении психотерапевта, соотнесение этих переживаний с прошлым жизненным опытом, вскрытие истинных чувств к руководителю Группы, их осознание, понимание их причин и переработка, выработка групповых норм в отношении психотерапевта;
• вскрытие проблем, связанных с самостоятельностью, ответственностью и активностью, отношения к авторитетам;
• формирование адекватного отношения к болезни и лечению, активной мотивации к участию в работе группы;
• выработка психотерапевтических групповых норм и групповой культуры, принятие ее участниками группы;
• доминирование интеракционной проблематики, анализ групповой динамики с выходом на проблематику отдельны» клиентов — собственно «рабочая фаза» групповой психокоррекции, в ходе которой решаются ее основные задачи (коррекция отношений и установок, неадекватных реакций и форм поведения, закрепление и генерализация позитивных изменений), обсуждение результатов лечения, подведение итогов131.
В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную. Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в следующем:
|
|
• равноправие участников в плане высказывания своего
мнения;
• ощущение каждым демократической атмосферы;
• активность каждого участника;
• преимущественно альтруистические и аффилиативныи
реакции участников;
• удовлетворенность от совместной работы и общения13'. Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо введение специальных принципов, «норм общения». Задача ведущего дискуссии заключается в объяснении этих принципов и их неуклонном осуществлении.
Для того чтобы дискуссия была достаточно эффективной, необходимо с самого начала четко определить ее цель. Она может быть различной — от простого обмена мнениями по какому-либо вопросу до принятия и реализации сложного решения.
Дискуссия позволяет:
• прояснить собственную позицию;
• выявить многообразие подходов, точек зрения по какому-либо вопросу и в результате обмена ими подвести к всестороннему видению предмета;
• развивает умение импровизировать, действовать за рамками предусмотренного, преодолевая приверженность старый образцам, страх перед неизвестностью, недоверие к себе, боязнь быть застигнутым врасплох и т.п.
Метод групповой дискуссии для принятия оптимальных решений особенно полезен при обсуждении вопросов, по которым не существует единого мнения и не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов состоит не в том, чтобы непременно прийти к их однозначному решению, а в том, чтобы уяснить суть вопроса и его возможные решения, оценить и взвесить их. Главное же в дискуссиях то, что члены группы учатся логически рассуждать, излагать и отстаивать свое мнение, убеждать и слушать других, т.е. обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию. В коллективных дискуссиях члены группы начинают лучше понимать друг друга, точнее формулировать свои мысли.
|
|
Работа в дискуссионной группе должна строиться на началах взаимного доверия, открытости, проводиться в атмосфере доброжелательности, при которой даже самые экстравагантные, странные мнения не отбрасываются с порога, не вызывают отри нательной реакции, реплик, унижающих человеческое достоинство автора. В дискуссии должны принимать участие все члены группы.
5.1.2. Ролевая игра
В ходе ролевой игры создаются необходимые условия для спонтанного выражения эмоций, связанных со значимой проблематикой клиента. Ролевая игра (психодрама) как психокррекционный метод была создана и разработана Я. Морено на основе опыта его театрального эксперимента, изначальная цель которого заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творчества в «театре жизни». К ролевым играм можно отнести: 1) собственно ситуационно-ролевые игры; 2) игры-проживания; 3) игры-драмы; 4) творческие игры; 5) спонтанно-импровизационные игры133.
Человек обладает естественной способностью к игре и, используя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными (иитми, творчески работая над собственными проблемами и Конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спон- креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирование нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
Ролевые игры делятся на базовые и ситуационные. Базовые ролевые игры имеют универсальное психологическое значение и могут применяться к любой психологической проблеме, независимо от содержания. Ситуационно-ролевые игры имеют более ограниченную основу, они сильно «привязаны» к специфическому содержанию рассматриваемой проблемы. Их цель - удовлетворение терапевтических потребностей, возникающих в ходе занятий. Н.Н. Богомолова считает, что сущность ситуационно-ролевой игры заключается в импровизированном разыгрывании ее участниками заданной проблемной ситуации134.
Процесс ролевой игры включает три основные фазы: инициальную, или подготовительную (фаза «разогрева»); собственно ролевое проигрывание; обсуждение (предоставление протагонисту обратной связи и эмоциональный обмен)т.
В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала (информации о протагонисте и ситуации), предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства и самого психодраматического действия. В этой фазе используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизация, разыгрывание не относящихся лично ни к кому ситуаций (сказок, фантастических ситуаций и пр.).
Вторая фаза — собственно разыгрывание ролевой ситуации. В ходе ее клиент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы также помогает целый ряд приемов — «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог,* «построение будущего», «проба реальности» и др.
Третья фаза — фаза обсуждения или интеграции — является завершающей. На этой фазе группа (и вспомогательные персонажи, и зрители) предоставляет протагонисту обратную связь двух видов -ролевую и идентификационную. Ролевая обратная связь — это обратная связь «из роли». Ее предоставляют те участники группы, которые играли вспомогательные роль, они говорят о своих переживаниях и состояниях, которые возникали в процессе ролевого взаимодействия с Протагонистом, то есть о том, что они чувствовали, будучи в роли значимых для протагониста людей. Такая ролевая обратная связь помогает протагонисту понять, что чувствуют окружающие его люди, как они воспринимают и как реагируют на его поведение, что им нравится, а что не нравится, что вызывает напряжение, раздражение, агрессию и другие эмоции, ка-Ве ответные действия им хотелось бы совершить.
Идентификационная обратная связь предполагает, что в процессе наблюдения за ролевой игрой участники группы, не принимавшие в нем непосредственно участия, не оставались пассивными наблюдателями, а активно переживали происходящее. Поэтому ведущий стимулирует участников группы зрителей говорить о своих впечатлениях, собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникали Iriix во время разыгрывания ролевой ситуации. Идентификационная обратная связь, с одной стороны, демонстрирует клиенту, что другие участники группы не были безразличны к его проблемам, были активно включены, сопереживали ему, что они имеют сходные проблемы и переживания, а с другой — стимулирует членов группы к работе над своими собственными проблемами, не оставляет их только пассивными зрителями происходящего136.
Д. Книппер на материале ролевых игр предлагает следующие принципы их проведения:
- ролевые игры должны быть основаны на конкретном описании, в том числе и неодушевленной части окружающей среды; разыгрываемое поведение должно быть аутотентичным, И, достоверным и подлинным. Участник должен изображать Вн трудности, как будто они происходят именно сейчас, на-НЬгп.сл максимально вовлеченным в игру и быть спонтанным, ^Водным в своих проявлениях;
- при разыгрывании ролевых игр должна быть выборочная фокусировка, как бы увеличение параметров отдельных частей |1н и и рыкания за счет изменения временных характеристик и шмнтического «выведения во вне» внутренних процессов;
— ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. В качестве предпосылки этого принципа служит то, что ролевые игры состоят из некоторого числа взаимосвязанных эпизодов и максимальный терапевтическии эффект достигается при последовательном переходе от одного эпизода к другому137.