Психогимнастика относится к невербальным методам групповой психокоррекции, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Психогимнастика предполагает выражение переживания, эмоциональных состояний, проблем с помощью движения, мимики, пантомимы138.
По степени сложности выполнения для участников упражнения психогимнастики можно разделить на 3 группы:
а) развлекательные упражнения (они применяются без предварительной разминки, не несут в себе особой смысловой нагрузки и используются для эмоциональной разрядки и снятия излишнего напряжения);
б) разминочные упражнения (используются для создания
игровой атмосферы и настроя участников на экспериментирование собственным поведением, снятия шаблонов повседневной го общения и изменения двигательно-пространственных стереотипов);
в) упражнения на развитие невербальных языков общения (тактильный, визуальный, мимический и пантомимический способствуют развитию культуры общения и увеличивают способы усиления коммуникативной выразительности участника,
тренировка их использования в зависимости от ситуации и возможности переключения с одного на другой.
|
|
Кроме этого, психогимнастические упражнения позволяй создавать ситуации развития, так как, «отключая» привычный способ речевого общения, психолог вынуждает участнике находить контакт друг с другом новым для них способом. Ков» венный эффект использования невербальных заданий, особенно с элементами тактильного контакта, способствует быстрому сокращению психологической дистанции между участниками.
137 Петрушин СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе.
М.: Академический проект, 2000. — 256 с.
138 Психотерапия / Под ред. Б.Д. Карвасарского — М., 1990. — 544 с К|
васарский БД, Ледер С. Групповая психотерапия. — М., 1990. — 335
Психогимнастическое занятие, как правило, включает три части: подготовительную, пантомимическую и заключительную, которые имеют относительно самостоятельные задачи и собственные методические приемы.
Задачами подготовительной части являются уменьшение напряжения у участников группы, снятие страхов и запретов, развитие внимания и чувствительности к собственной двигательной активности и двигательной активности других людей, сокращение эмоциональной дистанции между участниками группы, формирование и развитие способности выражать свои чувства, эмоциональные состояния, проблемы невербально - без помощи слов, а также понимать невербальное поведение других людей.
Пантомимическая часть психогимнастики является наиболее важной и в зрелой психотерапевтической группе занимают большую часть психогимнастического занятия. Клиентам предлагаются темы, которые они разыгрывают без помощи слов. Темы могут быть предложены и психотерапевтом, и самими участниками группы. Содержание тем для пантомимы не ограничено и может быть ориентировано как на проблемы отдельного пациента, так и на проблемы всех членов группы одновременно и группы в целом, то есть касаться межличностного взаимодействия в группе140. Чаще всего в пантомимической части используются следующие задания:
|
|
• разыгрывание ситуаций, связанных с какими-либо эмоциональными трудностями, характерными для многих Людей (ситуации просьбы, обвинения, требования, ссоры, опоздания и т.д.);
• темы, относящиеся к проблемам конкретных участников группы (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я и моя семья, я среди людей, моя болезнь и пр.);
• темы, отражающие общечеловеческие проблемы и конфликты, которые могут быть представлены в символическом виде (преодоление трудностей, «запретный плод», «перекресток», болезнь, здоровье, счастье, тревога и пр.);
• темы, связанные с межличностным взаимодействием в Группе (отношения с членами группы, групповой портрет или скульптура, воображаемые или даже фантастические ситуации, к которые попадает группа, и пр.)141.
Заключительная часть психогимнастики должна способствовать снятию напряжения, которое могло возникнуть в свя-1 зи со значимостью пантомимы или последующего обсуждения, ] и сильных эмоций, сопровождавших эту часть занятия, повышению сплоченности группы, росту доверия и уверенности в себе и в группе. Здесь могут быть использованы упражнения из подготовительной части, главным образом те, которые позволяют клиентам пережить чувство общности с группой.
В целом, можно сказать, что под «психогимнастикой» подразумевается очень широкий круг упражнений. Б.Д. Карвасарский считает главным отличием психогимнастики ее основное средство коммуникации — двигательную экспрессию, которая заключается в том, чтобы выразить эмоцию с помощью мимики или пантомимики, а также манипуляции предметами по какой-либо заданной теме.
Иногда под психогимнастическими упражнениями подразумеваются такие, которые направлены на изменение состояния группы как целого или каждого участника в отдельности.
При проведении психогимнастических упражнений важно учитывать следующие моменты:
—правильный выбор упражнения, который делается с учетом желаемого изменения состояния группы или каждого участника;
—этап развития группы, ее состава, время дня, содержание
дальнейшей работы;
—инструктирование группы перед его выполнением, которое должно производиться четко, ясно и лаконично, с возможным иллюстрирующим примером либо с демонстрацией, как должно выполняться упражнение;
—упражнение стоит завершать, когда степень вовлеченности, удовольствия от его выполнения достигает максимума еще не начинает снижаться;
—обсуждение упражнения, характер его зависит от того, на
что было направлено данное психогимнастическое упражнение141
5.1.4. Проективный рисунок
Основная задача проективного рисунка состоит в получении дополнительной информации о проблемах отдельных клиенте или группы в целом. Так же как психодрама и психогимнастика, проективный рисунок способствует выявлению и осознанию трудновербализуемых проблем и переживаний пациентов. Занятие строится обычно следующим образом: каждый клиент получает лист бумаги, цветные мелки (можно использовать также цветные карандаши и краски) и рисует на заданную тему. Для проективного рисунка качество не имеет существенного значения. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных проблем отдельных клиентов, так и общегрупповых проблем. Темы для рисунка обычно охватывают три основные сферы:
|
|
1) прошлое, настоящее и будущее участников группы (какой я есть, каким хотел бы быть, каким кажусь окружающим, я среди людей, моя семья, моя работа, мое самое приятное или неприятное воспоминание и др.);
2) общие понятия, отражающие определенные ценности и явления (любовь, ненависть, болезнь, страх, здоровье, зависимость, ответственность и др.);
3) отношения в группе (я глазами группы, мое положение в
группе, наша группа и пр.).
Используются также свободные темы (каждый член группы рисует то, что он хочет) или совместное рисование (вся группа на одном большом листе бумаги рисует, например, портрет группы). На рисование обычно отводится 30 мин. После этого группа переходит к обсуждению рисунков каждого клиента.
Обсуждение проективного рисунка, как правило, начинается с высказываний членов группы о том, что, как им кажется, хотел изобразить автор рисунка и какие чувства этот рисунок вызывает; они также говорят о том, как понимают его замысел, то, что он хотел выразить. Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и своем понимании. Особый интерес представляет расхождение в понимании и интерпретации членов группы и рисовавшего, которые могут быть обусловлены как наличием и рисунке элементов, смысл которых автором не осознается, так и проекциями проблем других участников группы143.
При интерпретации проективного рисунка обращается внимание на содержание рисунка, способы выражения, цвет, форму, композицию, размеры, повторяющиеся в рисунках конкретного пациента специфические особенности. В проективном рисунке находят отражение непосредственное восприятие клиентом той или иной ситуации, различные переживания, часто
Неосознаваемые и невербализуемые.
При совместном рисовании дискуссия дополняется обсуждением участия каждого члена группы в групповой деятельности, характера его вклада в общую работу и особенностей взаимодействия членов группы в процессе совместной деятельности. Проективный рисунок может проводиться в качестве отдельного занятия, но иногда оказывается полезным в начале групповой дискуссии.
|
|