Третьей разновидностью рынка предприятий является рынок государственных учреждений. Это большой рынок, включающий самые разнообразные товары и услуги. Закупки осуществляют государственные закупочные органы правительства и органы местного (федерального) уровня. Самыми крупными организациями, осуществляющими правительственные закупки, являются организации, приобретающие товары для гражданских и военных целей. Затем идут закупочные организации на областном и районном уровнях (управления образования, здравоохранения, коммунального хозяйства и др.). Отсюда рынок государственных учреждений - это рынок органов правительства и местных (федеральных) органов, осуществляющих закупки для гражданских и военных целей.
На закупщиков государственных учреждений оказывают влияние факторы окружающей обстановки, особенности самой организации, межличностные отношения и индивидуальные особенности личности. Отличительной особенностью этого рынка является контроль государственных и общественных формирований за действиями закупщиков.
|
|
Всевозрастающее значение в сфере правительственных закупок приобретают факторы неэкономического характера: учет интересов и поддержка мелких предпринимателей, организаций представителей национальных меньшинств, а также фирм, не допускающих дискриминации по признакам расы, пола и возраста или придерживающихся концепции социально-этичного маркетинга.
Государственные закупки осуществляются методом открытых торгов или методом контрактов, заключаемых по результатам переговоров. При открытых торгах государственная закупочная организация запрашивает от квалифицированных поставщиков исчерпывающую информацию о товарах и подписывает контракт с теми, кто предлагает самую низкую цену. В ряде случаев в расчет берут высокое качество товара и репутацию, поставщика.
При заключении контрактов по результатам переговоров государственная организация работает с одной или несколькими фирмами. Этот метод используют в первую очередь при работе над сложными проектами, зачастую предполагающими значительные расходы на НИОКР и имеющими большую долю риска, а также в случаях отсутствия достаточной конкуренции.
Многие фирмы, осуществляющие поставки правительственным организациям, по ряду причин не пользуются в своей деятельности принципами маркетинга, так как закупочная политика государственных органов концентрирует внимание на проблеме цены, что заставляет поставщиков прилагать максимум усилий в сфере технологии с целью снижения издержек производства. Тем не менее, все большее число фирм создают специальные отделы маркетинга по работе с правительственными организациями. Это позволяет готовить предложения на научной основе, т. е. не просто откликаться на потребности рынка, а самим воздействовать на покупательское поведение государственных учреждений.