Задания к занятию

Задание 1. Важным показателем профессионального мастерства воспитателя детского сада является умение организовать обучение детей на занятиях, целенаправленно формировать у них азы учеб­ной деятельности. Поэтому менеджеру дошкольного образования важно обеспечить систематический контроль за ростом профессио­нальных умений педагога в организации учебной деятельности в детском саду.

Разработайте технологическую карту для анализа занятия по одному из разделов учебной деятельности в ДОУ (ознакомление с


окружающим, развитие речи, математическое развитие, экологи­ческое воспитание и т.д.), определите систему условных обозначе-ога, позволяющих фиксировать свои наблюдения и осуществлять эонометраж деятельности педагога и детей.

Подсказка. Составляя схему, исходите из цели, мотива, средств организации и осуществления деятельности, основных действий, результатов. Помните, что занятие — это форма орга-шзации совместной, взаимосвязанной деятельности воспитате-тя и детей по решению учебной задачи. Учтите, что технологи-кская карта должна быть информативной и отражать как все эуктурные компоненты (части) занятия, так и основные воп-эсы для анализа учебной деятельности: достижение дидактичес-адй цели, соблюдение принципов дидактики, целесообразность методов и приемов обучения, учет индивидуально-психологичес­ких особенностей детей, уровень сформированности учебной де­ятельности и пр.

Схема анализа занятий по разным разделам программы должна быть оригинальной, что требует включения в нее дополнительных вопросов, раскрывающих специфику занятий, например, по фор­мированию элементарных математических представлений или изоб­разительному искусству.

Своеобразие технологической схемы зависит также от типа за­нятия (комплексное, контрольно-проверочное, сообщение детям новых знаний или закрепление и систематизация «стихийного» опыта детей) и его вида (беседа, наблюдение за живым объектом, лепка, дидактическая игра и др.).

Определите критерии и систему условных обозначений, позво­ляющих фиксировать наблюдения и определять степень как про­фессиональных умений воспитателя, так и уровень освоения учеб­ной деятельности детьми.

Рекомендуемая литература

Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. — М., 1990. - С. 93-107.

Денякина Л. М. Новые подходы к управленческой деятельности в до­школьном образовательном учреждении. — М., 1997. — С. 19 — 22.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М., 1981. — С. 39-47; 76 — 82; 113-114; 118-119.

Панько Е.А. Изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения. — М., 1985.

Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным уч­реждением. — М., 1996. - С. 68-69.

Задание 2. Бытовая, игровая, элементарная трудовая деятель­ность — основные виды повседневной детской деятельности в до­школьном образовательном учреждении. Вместе с тем их анализ



представляет наибольшие трудности для начинающего менеджера дошкольного образования.

Составьте технологическую карту, помогающую проанализиро­вать педагогическое мастерство воспитателя по руководству од­ним из видов повседневной детской деятельности. Определите критерии и систему условных обозначений, позволяющих фикси­ровать наблюдения и определять степень как квалификационных умений воспитателя, так и уровень владения данным видом дея­тельности детьми.

Подсказка. Выполнить задание поможет знание своеобразия основных видов повседневной детской деятельности, определяе­мого возрастом, а также общей структуры деятельности. Разраба­тывая технологическую карту, исходите из общего алгоритма пе­дагогического анализа. В технологической карте следует преду­смотреть вопросы о месте данного вида детской деятельности в режиме дня, обеспечении воспитателем материально-дидактичес­ких и гигиенических условий, методике руководства и модели пе­дагогического взаимодействия (субъект-объектная, субъект-субъек­тная, объект-субъектная), взаимосвязи с другими видами деятель­ности детей в детском саду.

Рекомендуемая литература

Бондаренко А. К, Поздняк Л. В., Шкатулла В. И. Заведующий дошколь­ным учреждением. — М., 1984. — С. 29 — 30; 34 — 35.

Васильева А. И., Бахтурина Л.А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада. — М., 1990. — С. 59 — 64; 65 — 81; 81 — 93; 111.

Деникина Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в до­школьном образовательном учреждении. — М., 1997. — Приложения 10, 11.

Детский сад / Под ред. Л.П.Тарасовой. - М., 1982. - С. 217-221.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. - М., 1981. - С. 24-31; 55-66; 82-89.

Мещерякова С. Взаимодействие персонала с детьми: Несколько сове­тов экспертам и педагогам // Вестник образования. — 1996. — № 11. — С. 75-78.

Поздняк Л. В. Основы управления дошкольным образовательным уч­реждением. — М., 1996. — С. 69.

Трудовое воспитание в детском саду: Методические рекомендации для студентов факультета дошкольного воспитания / Сост. М. В. Крулехт. — Л., 1991.-С. 17-20; 28-29; 39-50.

Задание 3. Возможность индивидуально-дифференцированного подхода в организации педагогического процесса, рекомендаций по выбору образовательной программы, педагогической техноло­гии и методики работы с детьми базируется на знании индивиду­альных особенностей, определении уровня развития каждого ре­бенка. Вот почему для менеджера дошкольного образования так


важно владеть педагогической диагностикой, позволяющей выяв­лять уровень индивидуального развития ребенка.

Составьте технологическую карту и разработайте методику экс­пресс-диагностики для выявления уровня освоения одного из раз­делов образовательной программы в зависимости от возраста ре­бенка (младший, средний, старший дошкольный возраст).

По д сказ к а. Для разработки методики диагностики выберите одну из современных образовательных программ для детского сада («Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки» и др.) и, исходя из со­держания одного из ее разделов для определенной возрастной груп­пы, выявите, какого уровня в освоении речевых, познавательных и иных знаний и умений, а также в отношении к окружающему миру должны достичь воспитанники. Четко определите критерии, позволяющие судить о дифференцированном освоении программ­ного содержания детьми (низкий, средний, высокий уровень).

Помните, что экспресс-диагностика не предполагает длительно­го, лонгитюдного исследования, громоздкой процедуры изучения. Важно, чтобы дети не чувствовали, что взрослый проверяет их, оце­нивает уровень их развития. Предпочтительны игровые тестовые за­дания, соответствующие возрасту детей и определяющие способность применить знания и умения в разнообразной детской деятельности.

Рекомендуемая литература

Грядкина Т. С. Тесты для оценки физической подготовленности стар­ших дошкольников // Проблемы и методы диагностики в педагогике, психологии и медицине: Межвуз. сб. науч. трудов / Под ред. В. Г. Каменс­кой. - СПб., 1993. - С. 61 -70.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А.Панько. — Минск,1997.

Кочеткова А. А. Педагогическая диагностика. — М., 1987.

Крулехт М. В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагоги­ческом процессе детского сада. — СПб., 1995. — С. 67 — 72.

Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г.Саморуковой. — М., 1981. — С. 33 — 36; 78 — 80; 104-107; 131-133.

Ноткина Н.А., Казьмина Л.И. Диагностика психомоторного развития детей дошкольного возраста // Проблемы и методы диагностики в педа­гогике, психологии и медицине / Под ред. В. Г. Каменской. — СПб., 1993. — С. 51-60.

Задание 4. В условиях возможности выбора образовательных про­грамм детских садов и начальной школы все более актуальной ста­новится проблема преемственности, «школьной зрелости» буду­щих первоклассников. Разный уровень способностей, готовности детей к обучению в школе предполагает необходимость использо­вания менеджером дошкольного образования достаточно доступ­ных, надежных методик диагностики, позволяющих дать семье ква-


лифицированный совет по выбору для ребенка индивидуального образовательного «маршрута».

Составьте комплексную методику диагностики для выявления общей психологической готовности ребенка к обучению в школе, позволяющую на ее основе дать родителям рекомендации по вы­бору для ребенка «индивидуального образовательного маршрута».

Подсказка. В психолого-педагогической литературе готов­ность к обучению в школе понимается прежде всего как желание детей учиться, любознательность, а также как общий уровень их психического развития, необходимый для систематического, це­ленаправленного обучения.

Понятие «индивидуальный образовательный маршрут» предпо­лагает определение потенциала, тенденций развития личности ре­бенка, его склонностей и интересов, а также наличие способно­стей к математике, языкам, художественной деятельности и т.д.

При разработке диагностики целесообразно воспользоваться характеристикой общей культуры человека на ступенях дошколь­ного и начального образования, предложенной коллективом авто­ров под руководством И. А. Зимней (см. табл.).

Дошкольное образование Начальное образование
ПОНИМАНИЕ
Понимает на основе освоенной им системы житейских понятий об­щий смысл и систему отношений лиц из своего ближайшего окруже­ния (семья, родственники, воспи­татели, сверстники и т.п.) Понимает на основе осваивае­мых им научных понятий смысл и систему отношений людей между собой (родственные, функциональ­ные и т.п.), их отношений к пред­метному миру, живой и неживой природе
ЗНАНИЕ И УМЕНИЕ
Знает и умеет выполнять нормы и правила бытового социального взаимодействия (здороваться при встрече, уступать место старшим и т.п.) Знает и умеет соблюдать элемен­тарные гигиенические требования Умеет выразить свое отношение к событиям собственной жизни и жизни окружающих в понятной для адресата манере вербального (уст­ная речь) и невербального (мими­ка, пантомимика и т.п.) поведе­ния Умеет осуществлять ведущую де­ятельность (игра) в различных ее формах (рисование, пение, лепка Знает и умеет выполнять нормы и правила бытового, учебного и со­циально-ролевого (посещение теат­ра, пребывание в больнице и т.п.) взаимодействия Знает и умеет соблюдать обще­принятые гигиенические требования и требует их соблюдения от окружа­ющих Умеет выразить свое отношение к событиям собственной жизни и жизни окружающих в понятной для адресата манере вербального (устная и письменная речь) и невербально­го (мимика, пантомимика, подарок и т.п.) поведения

Продолжение

Дошкольное образование Начальное образование
и т.п.), переживая при этом поло­жительные эмоции Умеет осуществлять ведущую деятельность (учеба) в различных ее формах (классные уроки, внекласс­ные занятия, самоподготовка и т.п.), переживая при этом положительные эмоции
ТВОРЕНИЕ И ГОТОВНОСТЬ
Стремится подражать социально позитивному поведению значимых взрослых, героев книг и фильмов Стремится к расширению воз­можностей для самостоятельной ре­ализации известных ему норм и правил в различных жизненных ситуациях Стремится следовать эксплицит­но транслируемым образцам соци­ально-позитивного поведения (уст­ные и письменно оформленные тре­бования общества) Стремится к расширению круга знаний, умений, творческих и соци­альных возможностей Стремится к расширению соб­ственной информированности о тре­бованиях общества к человеку в раз­личных жизненных ситуациях

Рекомендуемая литература

Диагностика готовности детей к обучению в школе / Сост. Ю. А. Дмитри­ев. - М., 1994.

Диагностика и коррекция психического развития дошкольников /Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. — Минск, 1997.

Каменская В. Г., Томанов Л. В., Зверева С. В., Шапиро Е. И. Готов ли ваш ребенок к школе? — СПб., 1996.





ТЕЗАУРУС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО КУРСУ «ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАНИИ»

В тезаурусе даны ключевые понятия, обеспечивающие понима­ние ведущих идей курса. Понятия, освоенные студентами при изу­чении учебных курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика», «До­школьная педагогика», в данный тезаурус нами не включены.

АККРЕДИТАЦИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - про­цедура признания государством в лице его государственных орга­нов управления образованием государственного статуса дошколь­ного образовательного учреждения с присвоением его вида и кате­гории, определяемых в соответствии с уровнем и направленно­стью образовательной программы, реализуемой в дошкольном уч­реждении. В свидетельстве об аккредитации указывается одно из следующих наименований: центр развития ребенка — первая ка­тегория; детский сад общеразвивающего вида — вторая категория; детский сад компенсирующего вида — вторая категория; детский сад присмотра и оздоровления — вторая категория; детский сад комбинированного вида — вторая категория; детский сад — третья категория.

АТТЕСТАЦИЯ ДОУ — комплексная экспертиза деятельности дошкольного учреждения на соответствие требованиям государ­ственного образовательного стандарта.

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РА­БОТНИКОВ государственных, муниципальных учреждений и орга­низаций образования — процедура установления соответствия дея­тельности работников учреждения образования требованиям раз­личных квалификационных категорий и разрядов оплаты труда на основе Единой тарифной сетки. Главным механизмом аттестации является комплексная экспертная оценка уровня квалификации, пе­дагогического и управленческого профессионализма и продуктив­ности деятельности работников учреждений образования.

КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ — степень достижения постав­ленных образовательных целей и задач; степень удовлетворения ожиданий участников процесса образования от предоставляемых учреждением образовательных услуг. Качество дошкольного обра­зования определяется гарантией семье на предоставление возмож­ности выбора для ребенка «индивидуального образовательного маршрута» на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечение социальной защиты ребенка от не­компетентных педагогических воздействий; гарантии достижения каждым ребенком минимально необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.


КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ - соответствующий нормативным критериям уровень квалификации, профессионализ­ма и продуктивности педагогического (управленческого) труда, обеспечивающий работнику возможность решать профессиональ­ные задачи определенной степени сложности.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ — процедура проведения экспертизы и принятия решения о выдаче (или об отказе в выдаче) образова­тельному учреждению лицензии на право ведения образователь­ной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ - регулярная процедура экспертизы качества образовательных услуг в целях уп­равления системой образования, своевременного предотвращения неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций в сфере образования. Компонентами системы мониторинга качества обра­зования являются: стандарты образования, критерии оценки каче­ства образования, научно-педагогическая экспертиза, принятие и исполнение управленческого решения, оценивание результатов принятых мер в соответствии со стандартами, их корректировка и пересмотр.

МОНИТОРИНГОВЫЕ УМЕНИЯ — система профессиональ­ных квалификационных умений менеджера образования, позво­ляющая отслеживать качество предоставляемых учреждением об­разовательных услуг.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА - 1) рассмотре­ние, исследование педагогических явлений, процессов, проблем, ре­зультатов педагогической деятельности (стандартов образования, ру­кописей программ, учебников, учебно-методических комплексов, дидактических пособий, игрушек и пр.), прогнозирование развития системы образования, процессов обучения и воспитания, оценка альтернативных решений и определение наиболее предпочтитель­ных вариантов организации образовательного процесса в целях улуч­шения качества и обновления содержания образования, а также для оказания консультативной помощи авторам и авторским коллекти­вам, образовательным учреждениям; 2) комплекс научно-исследо­вательских процедур, направленных на получение от экспертов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью принятия компетентных решений в области управления образованием; 3) одна из профессио­нальных функциональных обязанностей, показатель профессиональ­ной компетенции менеджера образования.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА - система методов, при­емов, специально разработанных педагогических технологий, ме­тодик, тестовых заданий, позволяющих определять уровень про­фессиональной компетенции педагога, уровень развития ребенка, а также диагностировать причины недостатков и находить пути улучшения качества образования.

4 Крулехт


СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - норматив­но-правовой документ, определяющий требования к психолого-педагогическим условиям воспитания в детском саду: образова­тельным программам; профессиональной компетенции педагогов; созданию материальной развивающей среды. Государственный стандарт дошкольного образования включает федеральный и на­ционально-региональный компоненты. Национально-региональ­ный компонент стандарта разрабатывается местными органами уп­равления образованием на основе региональной политики разви­тия системы дошкольного образования. Стандарт выступает в роли регулятора отношений на рынке образовательных услуг, дает ин­формацию для мониторинга качества образования, принятия уп­равленческих решений.

СТАТУС ЭКСПЕРТА — определенные на основе нормативно-правовых документов и утвержденные президиумом экспертного со­вета права, обязанности, полномочия и ответственность эксперта. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ - действие менеджера обра­зования, направленное на улучшение качества образовательных ус­луг, являющееся результатом анализа информации, полученной в ходе научно-педагогической экспертизы.

УРОВНИ АККРЕДИТАЦИИ ДОУ — дошкольные учреждения аккредитируются по трем категориям. ДОУ первой категории не подразделяются по видам; они предоставляют весь спектр образо­вательных услуг в соответствии с критериями, превышающими требования государственного образовательного стандарта; обеспе­чиваются дополнительным финансированием из местного (ведом­ственного) бюджета; имеют право на фирменное название.

ДОУ второй категории предоставляют основные услуги в соот­ветствии с требованиями, превышающими государственный обра­зовательный стандарт по приоритетному направлению их действия (виду); получают право на дополнительное финансирование из местного (ведомственного) бюджета и фирменное название; под­разделяются на следующие виды: общеразвивающие; присмотра, ухода и оздоровления; компенсирующие; комбинированные.

ДОУ третьей категории обеспечивают основные образователь­ные услуги в соответствии с требованиями государственного обра­зовательного стандарта на основе бюджетного финансирования в размере норматива.

ЭКСПЕРТ — сведущее лицо, приглашаемое в спорных или трудных случаях для экспертизы; специалист, дающий заключе­ние при рассмотрении определенного вопроса. Для педагогичес­кой экспертизы приглашают ученых, воспитателей, учителей, пре­подавателей вузов и средних специальных учебных заведений, менеджеров образования. Кандидатов в эксперты подбирают на основе анкетных и документальных характеристик, само- и взаи-


мооценки, эвристической, статистической, тестовой оценки и других методов.

ЭКСПЕРТИЗА — исследование и разрешение при помощи све­дущих людей какого-либо вопроса, требующего специальных зна­ний, например врачебная, бухгалтерская, судебно-медицинская, педагогическая экспертизы.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА — мотивированное экспертное суж­дение. Возможны индивидуальные, групповые и коллективные экспертные оценки. Индивидуальная экспертная оценка исполь­зуется для изучения педагогической деятельности, оценки каче­ства знаний учащихся, определения уровня развития ребенка, го­товности к обучению в школе, рецензирования образовательных программ, учебной и методической литературы и т.д. Индивиду­альные оценки могут быть получены с помощью ранжирования, балльной и парных оценок.

Метод групповых экспертных оценок (коллективная эксперт­ная оценка, метод Дельфи) применяется для принятия важных экспертных заключений (концепции развития системы образова­ния, стандарты образования, образовательные программы и пр.), для выбора оптимальной структуры учебного материала при по­урочном и тематическом планировании, отборе дидактического ма­териала для разных видов занятий с детьми, для оценки качества преподавания, аттестации образовательного учреждения и т.д. Для получения обобщенного суждения экспертов, проверки согласо­ванности ранжировок используют коэффициент ранговой корре­ляции Спирмена либо коэффициент конкордации.

ЭКСПЕРТНАЯ СИСТЕМА (ЭС) — система искусственного ин­теллекта, включающая базу знаний с набором правил и механиз­мов вывода, позволяющая на основании правил и представляемых пользователем фактов распознать ситуацию, поставить диагноз, сформулировать решение или дать рекомендацию для выбора дей­ствия. Знания экспертов являются источником формирования баз данных. Применяется для экспертиз учебных книг, учебных пла­нов, содержания учебников.

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ — документ, принимаемый в результате экспертной оценки.

ЭКСПЕРТНЫЕ ОЦЕНКИ В ОБРАЗОВАНИИ - результат на­учно-педагогической экспертизы; мотивированное мнение, суж­дение специалистов в области образования о качестве, достоин­стве, значении предмета экспертизы.

ЭКСПЕРТНЫЙ МЕТОД — комплекс логических и математи­ческих процедур, направленный на получение от экспертов ин­формации, ее анализ и обобщение с целью подготовки и принятия компетентного управленческого решения. Суть метода состоит в проведении экспертами анализа проблемы с качественной и ко-

личественной обработкой результатов индивидуальных экспертных оценок.

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ - орган госу­дарственного управления, состоящий из выборных или назначен­ных лиц. Создается в целях осуществления федеральной (регио­нальной, муниципальной) политики в области образования, со­вершенствования гласной, независимой и компетентной экспер­тизы в области образования, а также оказания консультативной и научно-методической помощи.

ЭТАПЫ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ — взаимосвязанные между собой процедуры, с помощью которых реализуется экспертный метод. Начальный этап включает определение цели и задач, кото­рые должны быть решены экспертами; меры ответственности и прав рабочей группы; сроков проведения экспертизы; подбор экс­пертов для проведения экспертизы, определение их компетенции. Следующий этап — проведение самой экспертизы. Опрос экспер­тов, принятие экспертного заключения — важнейший заключи­тельный этап экспертной оценки, обеспечивающий основу для компетентного управленческого решения.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ — степень соизмерения результатов с за­тратами, один из важнейших критериев экспертной оценки. При­менительно к сфере образования различают социальную и эконо­мическую эффективность. Социальная эффективность проявляет­ся в повышении уровня образования, культуры, профессиональ­ной подготовки молодежи, устранении негативных явлений в жизни общества. Экономическая эффективность может быть получена за счет сокращения сроков обучения, повышения его качества, рацио­нального размещения сети образовательных учреждений, предос­тавления качественных дополнительных образовательных услуг, снижения числа неуспевающих, внедрения инновационных мето­дов обучения, передового педагогического опыта. Подсчет эконо­мической эффективности должен быть связан с качественным ана­лизом, без которого легко прийти к абсурдным утверждениям от­носительно эффективности образовательного процесса.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: