Общие положения. Самолетовождение как совокупность действий экипажа и различных управляющих устройств непрерывно (в течение всего полета) решает

Самолетовождение как совокупность действий экипажа и различных управляющих устройств непрерывно (в течение всего полета) решает, по сути дела, одну и ту же полетную задачу – выведение летательного аппарата в заданную точку пространства за paсчетноe время при фиксированных показателях качества.

При этом информацию о расположении данного самолета относительно внешних объектов (которые могут как размещаться на земле, так и находиться в пространстве) и параметрах движения самолета поставляют, во многих случаях, авиационные радиосистемы.

Поскольку отдельно взятая авиационная радиосистема выполняет достаточно ограниченный набор функций, то для решения той или иной задачи самолетовождения нередко используется объединение радиосистем в определенный комплекс. Перечень радиосистем, включаемых в конкретный комплекс, зависит как от особенностей самолетовождения на данном участке полетной траектории, и от характера информации используемой на этом участке. В частности, если обратиться к рассмотрению этапа активного полета (рис. 3.1), являющегося, пожалуй, наиболее функционально-значимым участком полетной траектории, то и информацию для самолетовождения на указанном этапе поставляют радиосистемы навигационно-пилотажного комплекса.

В состав навигационно-пилотажного комплекса входят, в подавляющем большинстве случаев, радиолокационные и радионавигационные системы. В связи с этим отметим основные задачи, выполняемые указанными радиосистемами.

Радиолокационные системы предназначены для дистанционного (с помощью радиоволн) определения местоположения и параметров движения объекта, внешнего по отношению к данной системе. При этом оборудование радиолокационной системы может состоять как из наземных и бортовых узлов, так и только из бортовых узлов. располагающихся на самолете. Последнее обстоятельство означает, что ряд радиолокационных систем может работать в автономном режиме.

Рис. 3.1. Типовая структура полетной траектории самолета: 1 – этап взлета; 2 – этап набора высоты; 3 – этап активного полета (согласно полетному заданию); 4 – этап снижения; 5 – этап посадки.

Что касается радионавигационных систем, то они выполняют функцию дистанционного определения местоположения и параметров движения данного самолета относительно внешних объектов (например, наземных или бортовых радиомаяков), координаты расположения которых известны экипажу данного самолета или заложены в управляющих устройствах, расположенных на борту данного самолета. Это означает. что аппаратура радионавигационной системы всегда, подразделяется, на две части – находящуюся на борту данного самолета и располагающуюся на внешних (по отношению к данному самолету) объектах.

Из сказанного видно, что радиолокационные и радионавигационные системы, дополняя друг друга, позволяют экипажу (или бортовым управляющим устройствам) получить достаточно полную координатную информацию о текущей воздушной ситуации. Объединение функций указанных радиосистем приводит к тому, что навигационно-пилотажный комплекс, формирующий данные о самолетной траектории, может быть использован для решения задач обеспечения безопасности полетов, управления воздушным движением, контроля окружающего пространства и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: