Успех, социальная реализация и адаптация человека в современном обществе напрямую связаны с его умением общаться. Социокультурные условия нашей жизни предъявляют высокие требования к качеству устной речи, в частности, к ее фонетической стороне.
Немаловажен и психологический аспект внешнего благополучия и привлекательности человека (то есть отсутствие каких-либо внешних деформаций, в частности, лицевых патологий).
При дефектах ротовой полости, особенно зубочелюстных аномалиях, человек часто сталкивается с комплексом проблем. Достаточно выраженные нарушения прикуса, изменение формы и расположения зубов, укорочение уздечки верхней губы, а также некоторые другие патологии периферических органов речи не только влияют на изменение пропорциональности и предрасполагают к проявлению деформации лица человека, но и осложняют артикуляцию звуков, что ухудшает внятность речи. Эти факторы особенно тяжело сказываются на неокрепшей психике маленького ребенка, так как формирование психологических комплексов и развитие депрессивных состояний, связанные с переживанием своих дефектов, может препятствовать нормальному процессу становления его личности.
|
|
Помимо этого необходимо отметить ряд аспектов медицинского и педагогического характера, которые свидетельствуют об актуальности затронутой нами проблемы в работе с детьми с речевыми нарушениями для современной логопедии.
Во-первых, по данным медицинских источников и по мнению практикующих стоматологов-ортодонтов, существует тенденция к значительному увеличению количества детей с зубочелюстны-ми аномалиями и дефектами ротовой полости.
Во-вторых, увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, имеющих анатомические дефекты периферических органов речи. (По нашим наблюдениям, в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте у детей с выявленными нарушениями звукопроизношения такие проблемы наблюдаются примерно в 15-20% случаев.)
1 "-2894
Диагностика и коррекция звукопроизносительных расстройств у детей
Эффективная коррекция фонетической стороны речи у детей с анатомической патологией органов артикуляции требует совместной комплексной работы логопеда и стоматолога-ортодонта, а иногда и отоларинголога (в случаях аденоидных разращений, полипов в носовой полости). О «непременном контакте с врачами - отоларингологом и стоматологом» даже в тех случаях, «где нет выраженных пороков развития (типа расщелины нёба и верхней губы)», С.С. Ляпидевский говорил еще в 1967 году1. Но на практике мы сталкиваемся с тем, что большинство логопедов предпочитают проводить логопедическую работу после устранения анатомических деформаций артикуляционных органов при помощи ортодонтического лечения. Таким образом, наблюдается некоторое разграничение стоматологического и логопедического воздействия, что увеличивает сроки коррекции речевых нарушений. Но если педагогическая работа проводится параллельно с медицинским вмешательством, нередко наблюдается снижение результативности логопедического воздействия. Такая тенденция проявляется по ряду причин. Практикующие логопеды не имеют четкого представления о нетяжелых, но достаточно выраженных анатомических деформациях зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки2, а также об особенностях развития функции жевания, глотания и речи при наличии таких аномалий. Логопеды в большинстве случаев не ориентируются даже в наиболее простой терминологии, использующейся в ортодонтии на современном этапе, а также малознакомы с существующими методами диагностики и коррекции звукопроизносительного расстройства у детей с органической патологией периферического аппарата речи.
|
|
Касаясь вопроса обследования детей данной категории, необходимо отметить, что, во-первых, при наличии анатомических дефектов зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки (особенно при легких патологиях) не всегда наблюдаются нарушения звукопроизношения; во-вторых, при недостатках произноситель-
Введение
1 Ляпидевский С.С. Логопедия и смежные науки // В сб. «Очерки по патологии речи и голоса» / Под ред. С.С. Ляпидевского. - Вып.;}. М.: Просвещение, 1967. - С. 9-10.
2 Мы не рассматриваем расщелины нёба и губы, которые относятся к категории тяжелых дефектов анатомического строен и я «•, i >ти куляции.
ной стороны анатомические деформации периферических органов речи не всегда являются первопричиной появления звукопроизносительных дефектов, но всегда - фактором, осложняющим процесс артикуляции. Поэтому специалист, проводящий логопедическое обследование ребенка с анатомическими патологиями артикуляционных органов, должен быть очень внимателен при формулировании заключения о структуре речевого дефекта в целом и о механизме нарушения звукопроизношения в частности. Без подробного анализа анамнестических данных, состояния артикуля ционной моторики, иннервации периферических органов речи, фонематических процессов и ряда других факторов невозможно составить адекватное представление об этиологии и характере речевого нарушения, а также правильно построить логопедическую работу и прогнозировать возможный результат речевой коррекции. Мы считаем, что работа по выявлению и устранению нарушений произносительной стороны речи, осложненных наличием анатомических дефектов артикуляционных органов, должна вестись на основе взаимосвязи педагогических и клинических методик, адаптированных к логопедической практике.
В данном пособии освещаются теоретические и практические стороны нескольких (чрезвычайно важных, на наш взгляд) аспектов дифференциальной диагностики детей со звукопроизносительными расстройствами, сочетающимися с нетяжелыми анатомическими аномалиями периферических органов речи, - подробное обследование состояния органов артикуляции, дыхательной функции, мимической и артикуляционной моторики и фонетической стороны речи. В пособии содержатся методические рекомендации к работе по коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих анатомические дефекты зубочелюстной системы, ротовой полости и носоглотки. Ряд методических приемов был заимствован из медицинской практики и адаптирован к логопедической работе.
|
|
Пособие подготовлено Н.Ю. Григоренко, старшим преподавателем кафедры логопедии МГПУ (введение, главы 1, 2, приложения) и С.А. Цыбульским, врачом-ортодонтом детской стоматологической поликлиники № 63 Западного округа г. Москвы (п. 1.6 из главы 1).
Глава 1
Комплексная клинико-педагогическая диагностика детей, имеющих нарушения фонетической стороны речи, осложненные нетяжелыми, но достаточно выраженными деформациями строения органов артикуляции