Цели: практическое усвоение образования мн. ч. существительных в им. п.; активизировать в речи названия частей тела (сначала однотипные окончания, затем вперемежку).
Описание игры: дети стоят в кругу, в центре круга — воспитатель. Он по очереди бросает мяч детям и называет часть тела в ед. ч.; дети возвращают мяч и называют часть тела во мн. ч.
Последовательность использования слов:
— окончание -ы (зуб — зубы, волос — волосы, живот — животы, нос — носы, палец — пальцы, губа — губы, спина — спины, голова — головы, ресница — ресницы; нельзя использовать трудные случаи
словоизменения: лоб — лбы, рот — рты, ухо — уши);
— окончание -и (щека — щеки, нога — ноги, пятка — пятки, рука — руки, ладонь — ладони, локоть — локти, ноготь — ногти
и т.д.);
— окончание -а (глаз — глаза, бок — бока, туловище — туловища, тело — тела, бедро • — бедра).
Усложнение: образование мн. ч. существительных в род. п. Сначала воспитатель использует слова с однотипными окончаниями, затем — вперемежку;
— окончания -ов, -ев (много языков, зубов, носов, животов, кулаков, подбородков, затылков, пальцев и т.д.);
|
|
— нулевое окончание (много рук, ног, глаз, щек, ресниц, век, губ, плеч, волос и т.д.);
— окончание -ей (много ногтей, локтей, ушей, ступней, шей, ладоней).
Примечание. Игру можно проводить с мячом только тогда, когда дети научатся ловить и подавать мяч. При отсутствии навыка владения мячом можно использовать «волшебную палочку».
Что у вас?
Цели: практическое усвоение мн. ч. существительных; активизировать в речи названия частей тела.
Описание игры: дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог показывает на себе ту или иную часть тела и говорит: «У меня голова, а у вас?» Дети дружно хором отвечают: «Головы». Позднее могут отвечать фразой: «У нас головы».
Кто больше назовет?
Цели: называть мелкие части тела по месту их расположения на крупных; уметь ориентироваться на себе и от себя.
Описание игры: дети сидят полукругом. Водящий называет (или показывает на картинке) крупную часть тела, а дети перечисляют на ней мелкие части. Например: рука — ладонь, пальцы, кулак, ногти, мизинец, локоть и т.д. За каждое названное слово ребенок получает фант. Кто больше набрал фантов, тот выиграл.
Усложнение: что бывает левое? Что бывает правое?
— Перечислять все подряд (левое ухо, левая нога, левый бок...).
— Перечислять с установкой (левое — ухо, плечо, колено, веко... левая — рука, нога, щека, пятка, ладонь... левый' — бок, кулак, глаз, локоть, висок...).
За ошибки в согласовании водящий забирает фант; в конце игры каждый ребенок выручает свой фант, выполняя какое-либо задание: например, поднять левую руку вверх; закрыть правое ухо правой ладонью и т.д.