Один — много

Цели: практическое усвоение образования мн. ч. существительных в им. п.; активизировать в речи названия частей тела (сначала одно­типные окончания, затем вперемежку).

Описание игры: дети стоят в кругу, в центре круга — воспита­тель. Он по очереди бросает мяч детям и называет часть тела в ед. ч.; дети возвращают мяч и называют часть тела во мн. ч.

Последовательность использования слов:

— окончание -ы (зубзубы, волосволосы, животживоты, носносы, палецпальцы, губагубы, спинаспины, головаголовы, ресницаресницы; нельзя использовать трудные случаи
словоизменения: лоб
лбы, ротрты, ухоуши);

— окончание -и (щекащеки, ноганоги, пяткапятки, рукаруки, ладоньладони, локотьлокти, ноготь — ногти
и т.д.);

— окончание -а (глазглаза, бокбока, туловищетуло­вища, телотела, бедро •бедра).

Усложнение: образование мн. ч. существительных в род. п. Сна­чала воспитатель использует слова с однотипными окончаниями, затем — вперемежку;

— окончания -ов, -ев (много языков, зубов, носов, животов, кула­ков, подбородков, затылков, пальцев и т.д.);

— нулевое окончание (много рук, ног, глаз, щек, ресниц, век, губ, плеч, волос и т.д.);

— окончание -ей (много ногтей, локтей, ушей, ступней, шей, ладоней).

Примечание. Игру можно проводить с мячом только тогда, когда дети научатся ловить и подавать мяч. При отсутствии навыка владения мячом можно использовать «волшебную палочку».

Что у вас?

Цели: практическое усвоение мн. ч. существительных; активизи­ровать в речи названия частей тела.

Описание игры: дети сидят полукругом на стульчиках. Педагог показывает на себе ту или иную часть тела и говорит: «У меня голова, а у вас?» Дети дружно хором отвечают: «Головы». Позднее могут отвечать фразой: «У нас головы».

Кто больше назовет?

Цели: называть мелкие части тела по месту их расположения на крупных; уметь ориентироваться на себе и от себя.

Описание игры: дети сидят полукругом. Водящий называет (или показывает на картинке) крупную часть тела, а дети перечисляют на ней мелкие части. Например: рукаладонь, пальцы, кулак, ногти, мизинец, локоть и т.д. За каждое названное слово ребенок получает фант. Кто больше набрал фантов, тот выиграл.

Усложнение: что бывает левое? Что бывает правое?

— Перечислять все подряд (левое ухо, левая нога, левый бок...).

— Перечислять с установкой (левоеухо, плечо, колено, веко... леваярука, нога, щека, пятка, ладонь... левый'бок, кулак, глаз, локоть, висок...).

За ошибки в согласовании водящий забирает фант; в конце игры каждый ребенок выручает свой фант, выполняя какое-либо задание: например, поднять левую руку вверх; закрыть правое ухо правой ладонью и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: