Существуют различия информационного обеспечения клинической и эпидемиологической деятельности.
Клиническая практика требует относительно быстрого, всестороннего описания болезни, для скорейшего установления диагноза и назначения лечения.
Для эпидемиологических исследований в большинстве случаев гораздо важнее не скорость, а качество информации, на что уходит больше времени, чем у практического врача. Поэтому результаты изучения эпидемиологической информации появляются значительно позже, чем в клинической практике, но полученные выводы обладают большей надежностью.
Качество информации определяется ее достоверностьюи полнотой.
Достоверная информация – это данные максимально точно соответствующие изучаемому явлению.
Понятие полноты информации включает и ее объем, и характер (разнообразие, всесторонность), в пределах необходимых для проведения исследования.
Идеальное выполнение этих требований, в большинстве случаев, недостижимо. Любое, даже, казалось бы, абсолютно полное и достоверное знание о каком-либо явлении, лишь в большей или меньшей степени отражает его объективное состояние, а точность оценок зависит от разнообразных субъективных факторов. Например, зарегистрированный уровень заболеваемости какой-либо болезнью, чаще всего ниже ее действительной распространенности. Это, прежде всего, связано с тем, что определенная часть больных, по различным причинам, не обращается за медицинской помощью, а, следовательно, остается не выявленной и не зарегистрированной.
|
|
Однако в каждом конкретном случае следует собрать максимально полную и достоверную информацию, отчетливо понимая, что никакие изощренные статистические методы, никакие логические построения не могут исправить ошибки, допущенные при сборе информации.
Прежде всего, необходимо быть уверенным в точности постановки диагноза больным, поскольку, хотя считается, что в эпидемиологических исследованиях изучается частота случаев болезни, фактически изучается частота соответствующих диагнозов. Качество диагностики, зависит от многих составляющих, но, прежде всего, от определения стандартного случая болезни. Именно с этого должен начинаться сбор информации о заболевших (больных).