Основное содержание ответа. Понятие «технология» имеет неоднозначное толкование

Понятие «технология» имеет неоднозначное толкование:

-совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (С.И.Ожегов),

-совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев);

-содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько);

-описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков);

-искусство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель);

-продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов);

-системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);

-системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Основные требования к культуросообразным технологиям интеллектуально-познавательного развития дошкольников:

-ориентированность на индивидуальное развитие ребёнка; на интеграцию двигательного, игрового и речевого способов познания мира; на последовательность и определенность в использовании на различных ступенях дошкольного образования; к построению познавательной деятельности дошкольников: культурно-историческая логическая обусловленность процесса познания мира;

-последовательность в постижении целостности мира от мифопоэтического понимания его как живого, чувствующего, равного партнера по общению, философского осмысления явлений мира к научному, рациональному, доказуемому представлению о реальной действительности.

Теоретические положения разработки педагогических технологий:

- субкультура детства как пространство сотворения ролевых, сказочных образов и как период накопления и обогащения опыта познания мира ребёнком;

- интеграция как способ педагогического конструирования.

Культуросообразные технологии обусловливаются иерархической системой уровней сознания:

1.«логического мышления», доминирующего при раскрытии сказочного текста в младшем дошкольном возрасте, когда педагог задает детям вопросы о стихиях мира, действующих персонажах сказки, тех событиях, которые с ними происходят, основываясь на законах формальной логики. Такой диалог не предполагает погружение в стихию языка, а позволяет лишь поверхностно рассмотреть представленные события, как реально происходившие.

2.«уровень предмышления» позволяет обнаружить взаимосвязи сказочных событий, происходящих с персонажами закономерно, как следствие совершенных ими ранее действий.

3.«встреча с архетипами», позволяющая детям старшего дошкольного возраста познать начала, ценности и образы стихий мира и обнаружить в себе различные архетипы, организующие и семантическую, и семиотическую составляющие текста, которым может быть текст сказки, природного, социального мира, мира культуры и т.д.

4.«телесность», позволяющая ребенку, прослушав сказочный текст и прочувствовав его глубинные смыслы, выразить собственное мировидение посредством телесных движений – в самостоятельно созданном танце, рисунке, музыкальной картинке и т.п. На данном уровне происходит «встреча» представлений ребёнка о мироздании и реального поведения во взаимодействии с другими людьми, природой, предметами культуры и т.п.

5.уровень «метасознания» принадлежит не индивидуальному, а космическому сознанию, активизирует порождение творческих импульсов, которые затем воспринимаются на уровнях индивидуального сознания. Здесь происходит познание целостности мира и себя как его части, расширение границ сознания и диалог с творческим началом мира.

Педагогические технологии интеллектуально-познавательного развития дошкольников как два взаимосвязанных компонента: диагностический и развивающий. Требования к диагностическим технологиям:

-соотнесенность целевым установкам, характеризующим мировидение детей конкретного возраста;

-системность в изучении уровня развития мировидения детей;

-оперативность использования диагностического инструментария как основы для осуществления коррекции педагогического процесса и уровня развития мировидения детей.

Развивающие технологии включают:

логику методов: интеграция двигательного, игрового и речевого способов познания образов мира; экспериментирование; игра; моделирование; путешествие; создание книги Мира и др.

-средства познания: праздники, обряды, сказки, игры, включенные в специально-организованные, совместные и индивидуальные виды деятельности.

Развивающий эффект технологий достигается логической последовательностью включения её в процесс познания: актуализацией эмоций, практического опыта, мыслительных способов познания целого, частей, нового целого, творческого опыта, культурно значимое осмысление объектов и явлений природы, стихий, социума, внутреннего мира ребёнка, пролонгированностью игровых, двигательных, речевых способов познания. Показателем качества технологий является направленность на активизацию интеллектуальных, практических, сенсорных, творческо-конструктивных способностей ребёнка и его эмоционально-ценностной сферы.

Игра как пространство познания мира, пронизанное взаимосвязями. В игре целостная картина мира позволяет ребенку удовлетворяться простым значением, простым образом, не требуя его воплощения в действительность, что позволяет ему замысливать мир человеческих взаимоотношений, в котором проявлены законы диалектики.

Сказка как модель знания, в котором сконцентрировано обобщенное представление людей о нормах взаимодействия в человеческом сообществе, с природой, с предметами культуры. Становление целостной картины мира в сознании ребёнка происходит благодаря интерпретации сказочных текстов, которая позволяет раскрыть их смысл. Духовно-практическое освоение мира в сказке переводит объекты в культурные феномены, когда они одновременно выступают и как вещь, и как символ определенных смыслов. В процессе интерпретации сказочного текста благодаря осознанию одухотворенности мира происходит установление связей между собственными ощущениями ребёнка и аналогичными ощущениями и чувствами сказочных и реальных объектов живой природы. Результатом интерпретации сказочного текста при последовательной актуализации всех уровней сознания является формирование у ребёнка к 7 годам представления о том, что все явления и события существуют во всеобщей взаимосвязи и подчинены закону детерминации.

Праздник как наглядно – образный, символический способ мировидения, адекватный мировидению детей, так как в нём присутствует игра, действие, роли. Этапы культуросообразной технологии организации праздника:

1 этап – развитие познавательной активности ребёнка в процессе знакомства с праздником как моделью жизненного события, его историей, знаками, символами, песнями, украшениями, стихотворениями, танцами и др.;

2 этап – развитие ценностного отношения ребёнка к себе, другим людям, природе, явлениям культуры, собственной деятельности в процессе самостоятельного создания сценария праздника, знаково-символической деятельности по выстраиванию его логики, подготовки атрибутов, договора о совместных танцах, играх, сюрпризах; проигрывания сценария праздника; рефлексии своих чувств, эмоций;

3 этап – обогащение опыта творческой деятельности в использовании различных средств организации праздника в процессе прогнозирования дальнейших событий жизни, наполненных радостью, созидательными, творческими делами.

При освещении этого экзаменационного вопроса необходимо ориентироваться в следующих понятиях: педагогическая технология, интеграция, игра, сказка, праздник.

Отвечая на экзаменационный вопрос желательно обратиться к собственному профессиональному опыту.

21.Система дидактических принципов, методов и средств речевого развития дошкольников»

План ответа:

1. Цели и задачи речевого развития дошкольников в ДОУ.

2. Дидактические принципы речевого развития детей дошкольного возраста.

3. Средства развития речи детей дошкольного возраста.

4. Система методов речевого развития ребенка дошкольного возраста.

Литература:

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития детей дошкольного возраста М. 1999.

2. Лосева И.И. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие.- Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2009.

3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников М. 2006.

4. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: