Уважаемые студенты и слушатели!
Вам предлагается учебное пособие для изучения дисциплины «Прогнозирование и планирование» по направлению подготовки 081100.62 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр") Оно содержит тексты лекций, задания и контрольные вопросы для самопроверки, библиографические списки основной и дополнительной литературы, словарь терминов.
Становление рыночных отношений сопровождается формированием нового хозяйственного механизма, в котором важная роль отводится прогнозированию и планированию экономических и социальных процессов. Дисциплина «Прогнозирование и планирование» имеет особую актуальность и ярко выраженный проблемный характер вследствие нерешенности многих вопросов, в частности вопросов взаимосвязи прогнозирования и планирования, соотношения планов и рынка, поиска адекватных форм прогнозирования в условиях динамично развивающейся внешней среды.
Данный учебный курс отражает закономерности и особенности становления и развития механизма прогнозирования в условиях рыночных отношений. Он основан как на методологии и опыте прогнозирования и планирования в нашей стране с учетом новых реалий, так и на современной теоретической и методологической базе, анализе практике прогнозирования за рубежом
Дисциплина «Прогнозирование и планирование» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ФГОС ВПО по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) "бакалавр"). Программа предназначена для студентов всех форм обучения.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных в рамках дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла: «Философия», «Социология», «Политология», дисциплин математического и естественнонаучного цикла: «Математика», «Статистика», «Основы математического моделирования социально-экономических процессов», «Методы принятия управленческих решений», дисциплины профессионального цикла: «Теория управления»
При изучении дисциплины «Прогнозирование и планирование» студенты должны научиться правильно использовать полученные ранее знания в контексте решения задач социального прогнозирования и планирования вообще и задач государственного и муниципального прогнозирования и планирования в частности, представив эволюции развития прогностики и теоретических аспектов планирования, расширить арсенал методов прогнозирования и планирования, научиться выбирать методы прогнозирования и планирования в соответствие с управленческой ситуацией и другими факторами.
Предметная область дисциплины включает теоретические и практические аспекты прогнозирования и планирования как в рамках государственного и муниципального управления, так и на конкретном предприятии.
Целью изучения данной дисциплины является получение как теоретических знаний об основах социального прогнозирования и планирования, так и практических навыков их использования при решении задач социального управления вообще и государственного и муниципального управления в частности. Более конкретно задачи учебной дисциплины можно сформулировать следующим образом:
– сформировать понимание места и роли прогнозирования и планирования в структуре социального менеджмента вообще и государственного управления, в частности,
– дать представление о методологии, методике, основных принципах и этапах прогнозирования и планирования;
– дать знания о возможных технологиях прогностической и прогнозно-проектировочной, плановой деятельности в политической сфере, сфере государственного управлении и на предприятии;
– выработать установку на использование прогнозирования, прогнозного проектирования и планирования как инструментов
Последовательность и логика изложения материала. заключается в движении от наиболее общих вопросов к частным.
Исходя из этих значений, материал дисциплины организован следующим образом: в первом разделе рассмотрены методологические проблемы, технологии и методы общие для всех типов прогнозирования и планирования (социального, естественнонаучного и научно-технического); во втором разделе представлены технологии прогнозирования и планирования в организации, в третьем разделе проанализированы особенности социального прогнозирования и планирования на государственном уровне
Литература, которой вы можете пользоваться при изучении дисциплины «Прогнозирование и планирование» представлена в двух формах. Во-первых, в тексте каждой лекции содержаться сноски на использованную литературу. Во-вторых, в конце текста каждой лекции приводится список основной и дополнительной литературы для углубленного изучения темы, подготовки к семинарским занятиям, экзаменам, зачетам и для написания контрольной работы. Следует отметить, что в связи с учебным характером издания использованные научные и учебные материалы не представлена в полной мере через цитирование и ссылки в тексте, а отражена в списках литературы.
При самостоятельной подготовке вы можете воспользоваться заданиями и контрольными вопросами. Задания представлены в конце каждого параграфа и направлены на закрепление знаний с опорой в основном на репродуктивную функцию мышления. Контрольные вопросы, предложенные в конце каждой темы, имеют аналитический и творческий характер и направлены на применение знаний к решению конкретных проблем вопросов, выработку практических навыков прогнозирования.
В тексте пособия располагаются специальные пиктограммы, призванные облегчить работу с текстом. Значения пиктограмм следующие:
! — задание, направленные на проверку понимания и закрепление материала
þ — пример, поясняющий и иллюстративный материал;
& — цитата со ссылкой на работу.
Желаем вам успешно освоить дисциплину «Прогнозирование и планирование» и использовать полученные вами знания при решении реальных проблем.
РАЗДЕЛ 1. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ
Тема 1.1. Развитие теории прогнозирования и планирования
План:
1. Эволюция представлений о будущем в религиозных, утопических и философско-исторических концепциях.
2. Футурология: история и современное состояние.
3. Планирование в контексте развития моделей экономического развития.