Принцип открытой логичности

Принцип открытой логичности в организации плана содержания проявляется и в особенностях ак­туального членения. Для научной речи характерна отчетливая выраженность обоих компонентов актуаль­ного членения (ср., например, разговорную речь, для которой типично опущение темы в ответных репликах диалога).

Так как научное описание имитирует процесс познания, передает последовательный ход логических рассуждений автора, то здесь чрезвычайно важна орга­низация актуальной связи высказываний. Отчетливая актуальная расчлененность отдельных высказываний на тему и рему сочетается в научном описании с от­четливой выраженностью актуальной связи соседних высказываний. Автор научного произведения должен подавать новую информацию как доказательство, опи­рающееся на фундамент известного и логически выте­кающее из данных опыта или из рассуждения, из си­стемы других доказательств, сопоставлений и т. п. Эта опора на фундамент известного, эта поступательность движения мысли от данного к новому и возникает за счет содержательной (актуальной) связи соседних вы­сказываний. Вот почему эта связь, существенно важная для многих видов речи, для речи научной существенна в наибольшей степени. Ведь если нарушится эта содер­жательная связь высказываний, читатель легко может упустить логическое звено в цепи рассуждений и со­общаемая научная информация может быть не по­нята или воспринята неадекватно. Во-первых, содержа­тельная связь высказываний может осуществляться та­ким образом, что известное из предыдущего контекста содержание воспроизводится в последующих предло­жениях в их тематических частях. Это значит, что раз­витие, динамика текста идет «путем интенсивного на­копления в нем абсолютно новой информации за счет рематических частей сочетающихся предложений».

Но содержательная соотнесенность высказываний может осуществляться и при активном участии рем последующих высказываний. Это значит, что извест­ная, данная информация воспроизводится еще раз как коммуникативно актуальная. «Появление известных смыслов не только в темах, но и в ремах предложе­ний обусловлено спецификой научной коммуникации, в процессе которой, наряду с сообщением абсолютно новых сведений, осуществляется толкование, поясне­ние, иллюстрация предыдущего содержания. С по­мощью видов связи этой группы производится не активное накопление новой информации в тексте, а варьирование, углубление, обогащение предыдущего содержания. Развитие текста таким путем оптимально отвечает направленности научного стиля — «доказы­вать истину»(Ш. Балли). Например:

«Основная функция языка, главное его общественное назначе­ние — быть средством общения людей. Именно через посредство языка люди обеспечивают взаимопонимание в процессе труда и быта. Посредством языка они выражают и делают доступными для других свои мысли, настроения и желания».

Здесь в последующих двух высказываниях воспроизводится и тема, и рема первого предложения. Рема первого предложения раскрывается, конкретизируется в ремах второго и третьего пред­ложений, а тема остается неизменной во всех трех высказываниях.

Эти виды актуальной связи высказываний дей­ствуют в научном тексте одновременно, организуя его содержание как логически стройное и последователь­ное и вместе с тем как доступное, доказательное, убе­дительное. Но в разных жанрах научной речи может быть более активен один из них. Например, в учебных и в научно-популярных произведениях автор чаще должен прибегать ко второму виду актуальной связи, а в собственно научных произведениях (особенно в малых жанрах и при тезировании) актуализируется первый способ, когда почти каждое предложение сооб­щает новую информацию.

Смысловая координация актуально сочетающихся высказываний выражается при помощи лексического повтора, местоименной или местоименно-субстантивной замены, синонимической замены и пр.

Открытая логичность как принцип организации на­учного текста предполагает тесную взаимосвязь эле­ментов речи на всех ступенях синтаксической струк­туры (словосочетание, предложение, сложное целое) и четкую выраженность этой связи. Отсюда — актив­ное использование в научном тексте всякого рода по­казателей связи — союзов, союзных слов, предлогов, частиц, соотносительных слов. Очень активны в научнои речи модальные слова, специально предназна­ченные для выражения логических отношений между частями высказывания и между самостоятельными вы­сказываниями (следовательно, итак, значит, во-первых, главное и пр.), а также вводные и вставные конструк­ции (словосочетания и предложения), призванные уточ­нять содержание высказывания, ограничивать его объем, вводить необходимые пояснения, указывать источник информации и др.

Основные жанры научной речи — статья, доклад, лекция, монография — отчетливо тяготеют к трехчаст­ному построению как наиболее удачному способу логической организации передаваемой научной инфор­мации.

Таким образом, и план содержания, и план выра­жения в научном произведении организуются в стро­гом соответствии с принципом открытой логичности.

Таким образом, логичность художественной речи весьма специфична, но при этом она опирается на ло­гичность как общее качество хорошей речи, ибо за­коны логики, т. е. законы правильного мышления едины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: