Лесные подати

Территория лесного фонда является объектом ведения лесного хозяйства. Лесное хозяйство — отрасль материального производства, занимающаяся главным образом и побочным пользованием леса, его воспроизводством, ведением охотничьего хозяйства, проведением мероприятий по сохранению и усилению «невесомых» полезностей леса и другими видами деятельности, связанными с лесом и охраной окружающей среды. Лесное хозяйство в нашей стране ведется в разнообразных лесорастительных зонах.

Поскольку леса России занимают четвертую часть всех лесов планеты, удельный вес в средообразующих процессах на Земле весьма высок; они имеют огромное значение для обеспечения экологической безопасности и устойчивости социально-экономического развития нашей страны и всего мирового сообщества.

Довольно длительное время (с 01.01.1999 г. по 01.01.2005 г.) система налогов и сборов предусматривала взимание лесного налога. В существующей налоговой системе этот налог отсутствует. Многочисленные дискуссии о природе платежей за использование лесных ресурсов привели к тому, что их вывели из состава налогов и сборов, регулируемых Налоговым кодексом. Лесные платежи в настоящее время регулируются Лесным кодексом. При этом понятие "лесные платежи" заменено понятием "плата за пользование лесными участками" (ст. 73 ЛК РФ), или "арендная плата".

По сути, лесные платежи имеют разветвленную структуру и являются, с одной стороны, разновидностью налога на использование природных ресурсов, а с другой стороны, представляют собой сборы за лесопользование.

В пользу признания лесных платежей как налоговых относится и следующее положение: в НК РФ установлены отдельные виды налогов, водный налог, налог за пользование природными ресурсами, такой как, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др. НДПИ и платежи за пользование лесными ресурсами по сути своей являются экономически однородными, но каждый из них имеет свои особенности, определяемые природой объекта налогообложения, главным образом, тем, что один из ресурсов является невозобновляемым (полезные ископаемые), а другой (лесные ресурсы) - возобновляемым.

Поэтому в 1997 году Правительством РФ был принят Лесной кодекс Российской Федерации. Очевиден тот факт, что лесные ресурсы могут существенно влиять на экономику как минимум 40 субъектов Российской Федерации, а это не только доходы от платежей за лесопользование, но и возможность развития всех промышленных циклов, т.е. загрузки производственных мощностей по всей цепочке: от переработки первичного сырья до выпуска готовой продукции. А значит, и последующие дополнительные доходы в экономику регионов и государства в целом.

В настоящее время отношения по аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, широко распространены. На практике арендаторы таких участков сталкиваются с тем, что орган местного самоуправления, руководствуясь «общественными интересами» стремится получить от промышленных предприятий максимальную прибыль, в связи с чем периодически в одностороннем порядке повышает арендную плату. Такое повышение ведет к значительному увеличению расходов и часто становится критическим для ведения бизнеса.

Вопрос о правовой природе того или иного обязательного платежа является не только предметом научно-исследовательских работ и чисто теоретических споров, но и имеет решающее значение для правоприменительной практики, так как отнесение, например, лесных податей (о которых и пойдет речь в данной работе) к платежам налогового или неналогового характера позволяет определить правовой режим и особенности их установления и взимания, к которым в зависимости от правовой природы платежа законодателем предъявляются особые требования, все это обуславливает актуальность выбранной темы.

Лесные подати взимаются со всех пользователей лесным фондом, за исключением арендаторов.

Лесные подати являются платой, взимаемой за:

• древесину, отпускаемую на корню;

• заготовку живицы, второстепенных лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных расте­ний, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;

• пользование лесным фондом для нужд охотничьего хозяй­ства;

• пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

В составе лесных податей взимается плата за землю лесного фонда.

Лесные подати могут взиматься в форме:

• денежных платежей;

• части объема добытых лесных ресурсов или иной произ­водимой пользователем продукции;

• выполнения работ или предоставления услуг.

Лесные подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда в те­чение всего срока действия документа, разрешающего пользо­вание лесным фондом. Лесные подати поступают в местные бюджеты.

Порядок и сроки внесения платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются МНС РФ по согласованию с Минфи­ном РФ в зависимости от объемов предоставленных в пользова­ние ресурсов и иных условий.

Порядок внесения лесных податей при пользовании иными лесными ресурсами устанавливается органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Размеры лесных податей рассчитываются исходя из ставок за единицу продукции, получаемой при пользовании лесным фон­дом; по отдельным видам пользования лесным фондом — исхо­дя из ставок за единицу эксплуатируемой площади лесного фон­да. Конкретные ставки лесных податей зависят от вида лесного пользования, экономико-географических условий эксплуатации участков лесного фонда и устанавливаются местными органами власти по результатам лесных торгов.

Конкретные ставки лесных податей не должны быть ниже минимальных ставок, устанавливаемых территориальными орга­нами власти при участии территориальных органов государствен­ного управления лесным хозяйством.

Минимальные ставки лесных податей при отпуске древеси­ны на корню устанавливаются на основе методических рекомен­даций, разработанных государственным органом управления лес­ным хозяйством Российской Федерации и согласованных с Ко­митетом РФ по политике цен.

Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматри­ваются в связи с изменением рыночных цен.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто уплачивает лесные подати.

2. Что является объектом обложения.

3. В какой форме могут уплачиваться лесные подати.

4. Сроки уплаты лесных податей.

Рекомендуемая литература

1. Налоговый кодекс РФ с изм.и доп., глава 30

2. Майбуров И.А., Налоги и налогообложение (2-е изд.). Юнити. – 2008. - Методология и методика исчисления налогов: учебное пособие/ Л.В. Попова, И.А. Маслова, И.А. Дрожжина. – Дело и Сервис, 2008. – 240 с.

3. Началов А.В., Современный толковый налоговый словарь. Изд-во: Налог-инфо. -2006. -480 с.

4. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. М.: Финансы. ЮНИТИ.-1997. - 383 с.

5. Черник Д.Г., Павлова Л.П., Дадашев А.З., Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов М., 2006.

6. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М-ИНФРА-М, 2003. - 576 с. - (Серия «Высшее образование»).

7. Дяков А. Консервация и расконсервация объектов ОС: особенности учета и налогообложения //Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2008. - N 40

8. Хабарова Л.П. Новый метод начисления амортизации //Бухгалтерский бюллетень", 2008. - № 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: