Управленческий уровень.
Функции управленческого уровня регламентированы нормативными документами федерального и регионального статуса: Законом РФ «Об образовании», Уставами, Положениями, определяющими предел компетенции субъектов управления образованием.
Соглашение между Министерством образования РФ и администрацией Иркутской области о сотрудничестве в сфере образования.
В соответствии с этими документами в управлении образованием в области следует выделить федеральный и региональный сегменты управления.
К федеральным функциям относятся:
- обеспечение единой государственной политики образования;
- делегирование Министерством образования РФ части полномочий администрации области в целях развития самоуправления;
- формирование госзаказа на подготовку кадров;
- координация фундаментальных исследований;
- консультационная, экспертная и другие виды помощи региону;
- осуществление международных программ;
- оказание консультативно-правовой и методической помощи в подготовке региональной программы развития образования.
|
|
К функциям регионального сегмента управления образованием относятся:
- определение и осуществление региональной образовательной политики;
- развитие и экспертная апробация новых моделей управления на областном и муниципальных уровнях;
- создание и финансирование Центра развития образования;
- лицензирование, аттестация и аккредитация на областном уровне учебных заведений Министерства образования РФ;
- социальная защита региональной системы образования;
- содействие научным коллективам в проведении фундаментальных исследований образования;
- социальная поддержка детей-сирот;
- развитие международных связей;
- финансирование образования.
Таким образом, предусмотренное Соглашением о сотрудничестве в сфере образования разделение прав, полномочий и функций субъектов федерации в целях развития регионального самоуправления и оптимизации процессов регионального управления образованием предполагает глубокий анализ региональной специфики и разработку межведомственной региональной программы развития образования.
Основной принцип, определяющий взаимоотношения структур управленческого уровня и всех субъектов образования в целом – интеграция их деятельности.
Это предполагает наличие координирующего Центра развития образования.
Вместе с тем, у каждого субъекта единого образовательного пространства есть свой специфический набор функций и задач, определенных соответствующими нормативными документами.
Сервисный и координирующий уровень.
На этом уровне модели предусмотрено всестороннее научное, методическое, технологическое, координационное и социальное обеспечение базового уровня, а также информационное и научно-диагностическое обеспечение управленческого уровня.
|
|
В связи с этим открытым кругом проблем обоснованно возникает ряд функций как устоявшегося, классического типа, так и принципиально новых.
1 группа функций – разработка, апробация и экспертиза педагогических и социальных технологий;
- содержательный анализ качества, методов и методик образования и воспитания;
2 группа – планирование, внедрение, сертификация образовательных новаций разного рода: педагогических, социальных, культурных и др.;
3 группа – анализ социальных процессов и результатов образования;
4 группа – формирование информационного банка образования;
5 группа – подготовка и переподготовка педагогических кадров, организация комплекса научно-исследовательских работ по этой проблематике;
6 группа – защита прав и интересов субъектов образования, введение функций правозащиты в повседневную практику образования;
7 группа – охрана здоровья, труда, организация научных социально-медицинских исследований в этой области, формирование соответствующих рабочих мест и органов социально-медицинской поддержки;
8 группа - обеспечение профессионального общения педагогов, организация конференций, массовых мероприятий.
Базовый уровень.
На этом уровне происходит учебно-воспитательный процесс. По качеству процесса и результата деятельности образования на этом уровне следует судить и о других уровнях, о системе в целом.
1. Базовой группой функций выступает обеспечение учебного процесса, распространение прогрессивных педагогических технологий, внедрение инновационных технологий, внедрение инновационных технологий, развитие познавательных и интеллектуальных качеств и способностей учащихся.
2. Принципиально новым для отечественной школы являются группы функций, связанные с социализацией:
а) правозащита и формирование правового сознания детей;
б) анализ социальных проблем школы;
в) психодиагностика и психокоррекционная деятельность;
г) экономическая деятельность школьников;
д) участие учащихся в управлении школой;
е) контроль уровня социальной напряженности и снятие конфликтов;
ж) организация включенности школы в структуру микрорайона и др.
В соответствии с этими первичными функциями социализации необходим штат социальных педагогов: психоаналитик, социолог, менеджер, специалист по организации экономической деятельности учащихся, специалист по связям с общественностью и др.
3. Функции, связанные с проблемой становления школы в качестве социокультурного центра микрорайона и последующим формированием общины, эта проблема может решаться поэтапно в силу недостаточного отечественного современного опыта, слабой организационной и финансовой проработки проблемы.
Поэтому в качестве первого этапа следует нормативизировать штат социальных педагогов в школах с элементами социальной работы за пределами школ, закрепить этот опыт, обеспечив его кадрово, психологически, создав позитивный образ социальной работы в микрорайоне. Сформировав такую минимальную базу, можно переходить ко второму этапу – развитию социальной работы в виде: социально-медицинского патронажа; сети сервисных служб, оздоровительных комплексов, клубов и кружков разной направленности, психологических и социологических служб и др.