Функциональная структура образования

Управленческий уровень.

Функции управленческого уровня регламентированы нормативными документами федерального и регионального статуса: Законом РФ «Об образовании», Уставами, Положениями, определяющими предел компетенции субъектов управления образованием.

Соглашение между Министерством образования РФ и администрацией Иркутской области о сотрудничестве в сфере образования.

В соответствии с этими документами в управлении образованием в области следует выделить федеральный и региональный сегменты управления.

К федеральным функциям относятся:

- обеспечение единой государственной политики образования;

- делегирование Министерством образования РФ части полномочий администрации области в целях развития самоуправления;

- формирование госзаказа на подготовку кадров;

- координация фундаментальных исследований;

- консультационная, экспертная и другие виды помощи региону;

- осуществление международных программ;

- оказание консультативно-правовой и методической помощи в подготовке региональной программы развития образования.

К функциям регионального сегмента управления образованием относятся:

- определение и осуществление региональной образовательной политики;

- развитие и экспертная апробация новых моделей управления на областном и муниципальных уровнях;

- создание и финансирование Центра развития образования;

- лицензирование, аттестация и аккредитация на областном уровне учебных заведений Министерства образования РФ;

- социальная защита региональной системы образования;

- содействие научным коллективам в проведении фундаментальных исследований образования;

- социальная поддержка детей-сирот;

- развитие международных связей;

- финансирование образования.

Таким образом, предусмотренное Соглашением о сотрудничестве в сфере образования разделение прав, полномочий и функций субъектов федерации в целях развития регионального самоуправления и оптимизации процессов регионального управления образованием предполагает глубокий анализ региональной специфики и разработку межведомственной региональной программы развития образования.

Основной принцип, определяющий взаимоотношения структур управленческого уровня и всех субъектов образования в целом – интеграция их деятельности.

Это предполагает наличие координирующего Центра развития образования.

Вместе с тем, у каждого субъекта единого образовательного пространства есть свой специфический набор функций и задач, определенных соответствующими нормативными документами.

Сервисный и координирующий уровень.

На этом уровне модели предусмотрено всестороннее научное, методическое, технологическое, координационное и социальное обеспечение базового уровня, а также информационное и научно-диагностическое обеспечение управленческого уровня.

В связи с этим открытым кругом проблем обоснованно возникает ряд функций как устоявшегося, классического типа, так и принципиально новых.

1 группа функций – разработка, апробация и экспертиза педагогических и социальных технологий;

- содержательный анализ качества, методов и методик образования и воспитания;

2 группа – планирование, внедрение, сертификация образовательных новаций разного рода: педагогических, социальных, культурных и др.;

3 группа – анализ социальных процессов и результатов образования;

4 группа – формирование информационного банка образования;

5 группа – подготовка и переподготовка педагогических кадров, организация комплекса научно-исследовательских работ по этой проблематике;

6 группа – защита прав и интересов субъектов образования, введение функций правозащиты в повседневную практику образования;

7 группа – охрана здоровья, труда, организация научных социально-медицинских исследований в этой области, формирование соответствующих рабочих мест и органов социально-медицинской поддержки;

8 группа - обеспечение профессионального общения педагогов, организация конференций, массовых мероприятий.

Базовый уровень.

На этом уровне происходит учебно-воспитательный процесс. По качеству процесса и результата деятельности образования на этом уровне следует судить и о других уровнях, о системе в целом.

1. Базовой группой функций выступает обеспечение учебного процесса, распространение прогрессивных педагогических технологий, внедрение инновационных технологий, внедрение инновационных технологий, развитие познавательных и интеллектуальных качеств и способностей учащихся.

2. Принципиально новым для отечественной школы являются группы функций, связанные с социализацией:

а) правозащита и формирование правового сознания детей;

б) анализ социальных проблем школы;

в) психодиагностика и психокоррекционная деятельность;

г) экономическая деятельность школьников;

д) участие учащихся в управлении школой;

е) контроль уровня социальной напряженности и снятие конфликтов;

ж) организация включенности школы в структуру микрорайона и др.

В соответствии с этими первичными функциями социализации необходим штат социальных педагогов: психоаналитик, социолог, менеджер, специалист по организации экономической деятельности учащихся, специалист по связям с общественностью и др.

3. Функции, связанные с проблемой становления школы в качестве социокультурного центра микрорайона и последующим формированием общины, эта проблема может решаться поэтапно в силу недостаточного отечественного современного опыта, слабой организационной и финансовой проработки проблемы.

Поэтому в качестве первого этапа следует нормативизировать штат социальных педагогов в школах с элементами социальной работы за пределами школ, закрепить этот опыт, обеспечив его кадрово, психологически, создав позитивный образ социальной работы в микрорайоне. Сформировав такую минимальную базу, можно переходить ко второму этапу – развитию социальной работы в виде: социально-медицинского патронажа; сети сервисных служб, оздоровительных комплексов, клубов и кружков разной направленности, психологических и социологических служб и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: