В структуре образования можно рассматривать как минимум три уровня элементов структуры, субъектов образования.
1.Уровень – управленческий (государственный, муниципальный, общественный).
Сюда входят:
- Главное управление общего и профессионального образования администрации Иркутской области (ГлавУОиПО);
- Муниципальный орган управления образованием администраций муниципальных образований (МОУО);
- Совет при губернаторе области (ГлавУОиПО);
- Областной совет руководителей (ГлавУОиПО);
- Коллегия (ГлавУОиПО);
- Советы, коллегии МОУО;
- Советы образовательных учреждений, педсоветы.
2. Уровень - сервисный и координирующий.
- Институт повышения квалификации работников образования (ИПКРО);
- Областной центр мониторинга качества образования;
- Областной центр образования (ОЦО);
- Областной Интернет-Центр;
- Учебно-производственный центр (УПЦ);
- Областной центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям;
- Педагогическая Лига, Педагогическое общество, Совет ветеранов педагогического труда;
- Центр лицензирования, аттестации, государственной аккредитации образовательных учреждений;
- ВНИКи.
3. Уровень – базовый.
- общеобразовательные учреждения (основного общего, среднего (полного) общего образования);
- учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования;
- общеобразовательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- общеобразовательные учреждения нетрадиционного типа (гимназии, лицеи, колледжи);
- негосударственные общеобразовательные учреждения (Приложение 1, таблица 4).
Направления развития образования.
1. Организационно-управленческое.
2. Экономическое.
3. Содержательно-предметное.
4. Социализация.
Цели и задачи направлений.
1. Организационно-управленческое.
Цель – формирование единого образовательного пространства и разработка стратегии развития образования региона.
Задачи:
- оперативное управление и координация деятельности субъектов образования;
- оптимизация структуры образования региона;
- экспертиза и лицензирование, аттестация и аккредитация учебных заведений и программ;
- аттестация кадров и развитие кадрового потенциала области;
- разработка специализированных программ по направлениям развития образования.
2. Экономическое.
Цель – формирование бюджета образования региона в пределах компетенции субъектов управленческого уровня.
Задачи:
- разработка экономически обоснованных проектов развития образования региона;
- создание системы ресурсо- и капиталовложений в сфере образования, основанной на различных альтернативных бюджетных механизмах, реализующих принцип опережающего накопления;
- создание сервисных служб на базе образования в социально-культурной сфере;
- обоснование приоритетного финансирования образования в структуре;
- разработка предложений по льготному налогообложению субъектов образования;
- содействие в разработке программ частичного самофинансирования школы.
3. Содержательно-предметное.
Цель - воспроизводство и приумножение интеллектуального потенциала региона.
Задачи:
- реализация федеральных образовательных стандартов;
- реализация региональных программ образования;
- реализация учебных инноваций;
- обеспечение вариативного образования;
- реализация международных проектов.
4. Социализация.
Цель – формирования системы профессиональной деятельности в образовании по поддержке детей, учителей, родителей для становления, усиления или восстановления их способности социального функционирования.
Задачи:
- формирование разветвленной системы рабочих мест социальных педагогов различными специализациями;
- налаживание системы социально-педагогического мониторинга, т.е. контроля социального эффекта образования;
- организация социально-педагогического просветительства, обеспечение широкого распространения идеологии социальной педагогики.