Задания теоретического характера:
1. Дайте характеристику звуков ш, ж, щ, ч по следующей схеме:
· место образования;
· способ образования;
· твердость – мягкость;
· звонкость – глухость.
2. Опишите статику (артикуляционный уклад) образования звуков ш, ж, щ, ч.
3. Назовите фонетические дефекты произношения звуков ш, ж, щ, ч. Объясните механизм их возникновения.
4. Объясните разницу между фонетическими и фонематическими дефектами произношения шипящих звуков.
5. Объясните причины неправильного произношения шипящих звуков.
Задания практического характера:
1.Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению нарушений шипящих звуков у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:
· Определяют вид нарушения произношения шипящих звуков. Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.). Заполняется следующая таблица (образец заполнения):
№ п/п | Ф.И., возраст ребенка | звуки | Состояние и подвижность органов артикуляции | Слуховое внимание и фонематический слух | Примечание | |||
ш | ж | щ | ч | |||||
1. 2. | Иванов Миша, 4 года Петров Витя, 5 лет | + Иск | + иск | Сь иск | Ть иск | Норма норма | Хорошие хорошие | Физиологические особенности звукопроизношения, 1 уровень нарушенного звукопроизношения Межзубный сигматизм шипящих, 1 уровень нарушенного звукопроизношения |
· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).
· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.
3. Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы постановки шипящих звуков.
4. Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции произношения шипящих звуков (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.
5. Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с нарушенным произношением шипящих звуков. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2-3 человека), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.