Задания теоретического характера:
1. Дайте характеристику звуков К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й по следующей схеме:
· место образования;
· способ образования;
· твердость – мягкость;
· звонкость – глухость.
2. Опишите статику (артикуляционный уклад) образования звуков К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Й.
3. Назовите фонетические дефекты произношения заднеязычных и среднеязычных звуков. Объясните механизм их возникновения.
4. Назовите фонематические дефекты произношения заднеязычных и среднеязычных звуков. Объясните разницу между фонетическими и фонематическими дефектами произношения.
5. Объясните причины неправильного произношения заднеязычных и среднеязычных звуков.
Задания практического характера:
1.Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению нарушений заднеязычных и среднеязычных звуков у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:
· Определяют вид нарушения произношения звуков. Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.). Заполняется следующая таблица (образец заполнения):
№ п/п | Ф.И., возраст ребенка | звуки | Состояние и подвижность органов артикуляции | Слуховое внимание и фонематический слух | Примечание | ||||||
К | КЬ | Г | ГЬ | Х | ХЬ | Й | |||||
1. | Петров Витя, 5 лет | Д | норма | не сформированы | парагаммацизм, 3 уровень нарушенного звукопроизношения |
· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).
· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.
2. Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы постановки заднеязычных и среднеязычных звуков.
3. Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции произношения заднеязычных и срднеязычных звуков (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.
4. Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с нарушенным произношением заднеязычных или среднеязычных звуков. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2-5 человек), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.