Задания теоретического характера:
1. Назовите дефекты озвончения и оглушения фонетического характера.
2. Назовите дефекты озвончения и оглушения фонематического характера.
3. Объясните причины нарушений звонких и глухих звуков.
4. Объясните влияние дефектов озвончения и оглушения на состояние письменной речи.
5. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.
Карточка 1
Причинами, способными вызвать дефекты озвончения и оглушения согласных звуков, могут быть:
1) Отсутствие небно-глоточного смыкания;
2) Снижение физического слуха;
3) Слабость мышц языка;
4) Несовершенство фонематических процессов;
5) Нарушение деятельности голосовых складок.
Карточка 2.
Отличие между звонким и глухим парными звуками определяется:
1) Наличием преграды в ротовой полости;
2) Работой голосовых складок;
3) Подъемом средней части спинки языка к небу;
4) Участием в артикуляции мягкого неба;
5) Местом образования звука.
Карточка 3.
Возможны следующие виды дефектов:
1) Постоянная замена звонких согласных парными глухими;
|
|
2) Искажение звонких согласных звуков;
3) Смешение в речи парных звонких и глухих согласных;
4) Отсутствие в речи звонких согласных, пропуски звуков в словах;
5) Замена одного глухого согласного звука другим глухим согласным звуком, одинаковым по способу, но различным по месту образования.
Карточка 4.
Работа над исправлением недостатков произношения звонких согласных начинается со звука:
1) [д];
2) [в];
3) [ж];
4) [з];
5) [б].
Задания практического характера:
1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:
голос | Голос и шум | шум |
2. Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению дефектов озвончения и оглушения у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:
· Определяют форму нарушения произношения звуков (фонетический или фонематический дефект). Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.). Заполняется следующая таблица (образец заполнения):
№ п/п | Ф.И., возраст ребенка | Звуки и их замены | Состояние физического слуха | Состояние фонематического слуха | Примечание |
Пары звонких и глухих согласных звуков | |||||
· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).
· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.
4. Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения.
|
|
5. Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции недостатков озвончения и оглушения (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.
6. Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с недостатками озвончения и оглушения звуков. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2- 5 человек), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.