Основной этап. Задания теоретического характера

Задания теоретического характера:

1. Назовите дефекты озвончения и оглушения фонетического характера.

2. Назовите дефекты озвончения и оглушения фонематического характера.

3. Объясните причины нарушений звонких и глухих звуков.

4. Объясните влияние дефектов озвончения и оглушения на состояние письменной речи.

5. Ответьте на вопросы карточек программированного контроля.

Карточка 1

Причинами, способными вызвать дефекты озвончения и оглушения согласных звуков, могут быть:

1) Отсутствие небно-глоточного смыкания;

2) Снижение физического слуха;

3) Слабость мышц языка;

4) Несовершенство фонематических процессов;

5) Нарушение деятельности голосовых складок.

Карточка 2.

Отличие между звонким и глухим парными звуками определяется:

1) Наличием преграды в ротовой полости;

2) Работой голосовых складок;

3) Подъемом средней части спинки языка к небу;

4) Участием в артикуляции мягкого неба;

5) Местом образования звука.

Карточка 3.

Возможны следующие виды дефектов:

1) Постоянная замена звонких согласных парными глухими;

2) Искажение звонких согласных звуков;

3) Смешение в речи парных звонких и глухих согласных;

4) Отсутствие в речи звонких согласных, пропуски звуков в словах;

5) Замена одного глухого согласного звука другим глухим согласным звуком, одинаковым по способу, но различным по месту образования.

Карточка 4.

Работа над исправлением недостатков произношения звонких согласных начинается со звука:

1) [д];

2) [в];

3) [ж];

4) [з];

5) [б].

Задания практического характера:

1. Охарактеризуйте с точки зрения соотношения шума и голоса фонемы русского языка. Заполните таблицу:

голос Голос и шум шум
     

2. Организуется наблюдение студентов за коррекционной работой учителя-логопеда по исправлению дефектов озвончения и оглушения у детей. Деятельность студентов организуется по следующему плану:

· Определяют форму нарушения произношения звуков (фонетический или фонематический дефект). Уровень нарушенного произношения. (Ребенок читает стихотворение, составляет рассказ, произносит слова, слоги, звуки самостоятельно и отраженно и т. д.). Заполняется следующая таблица (образец заполнения):

№ п/п Ф.И., возраст ребенка Звуки и их замены Состояние физического слуха Состояние фонематического слуха Примечание
Пары звонких и глухих согласных звуков
           

· Определяют этап работы над звуком (подготовительный, постановка, автоматизация, дифференциация).

· Определяют целевое назначение приемов работы и упражнений, используемых логопедом.

4. Студенты работают в парах. Организуется деловая игра: «Логопед – логопат». Студенты друг на друге отрабатывают приемы коррекции недостатков озвончения и оглушения.

5. Студенты делятся на группы (по 3-4 человека). Каждая группа составляет конспект занятия с ребенком по коррекции недостатков озвончения и оглушения (этапы: подготовительный, постановки, автоматизации, дифференциации). Затем организуется деловая игра по проигрыванию ситуации коррекционного занятия. Организуется совместное обсуждение.

6. Определяется содержание работы следующего лабораторного занятия. С этой целью обсуждается план индивидуальных занятий детей с недостатками озвончения и оглушения звуков. За каждым ребенком, с которым проводится работа, закрепляется группа студентов (2- 5 человек), которые должны разработать конспект индивидуального занятия и подобрать необходимый практический материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: