Идеалы естественного и понимание аномалий

Вопрос понимания фундаментальным образом зависит от того, что может рассматриваться как естественно понятное само из себя или само по себе, соответствует привычному ходу событий и не требует объяснений. Именно на этом фоне появляются аномалии, нечто неестественное и необычное, требующее некоторого домысливания причин своего появления. Конечно, представления о "естественном порядке" постепенно менялись вместе с традицией человеческой мысли, а вместе с ними менялись запросы на понимание и объяснение. Стивен Тулмин - в продолжение идей Гудмена об истории развития и утверждении "лучших" понятий - попытался реконструировать такие "идеалы естественного порядка природы", в контексте которых можно судить о том, что требует понимания и объяснения, поскольку отличается от нормального хода событий. Но теперь речь идет, скорее, об эволюции понятий, изменении их семантики, а не об "успешной" истории "утвердившихся" предикатов. Тулмин задается особого рода мета-вопросом о том, как меняются стандарты понимания. Исходя из релятивности этих стандартов, уже нельзя говорить о большей или меньшей успешности предиката ("зеленого", имеющего долгую и успешную историю). Ведь теперь один тот же предикат в одном случае требует объяснения и понимания, так как выступает аномалией, а в других случаях отвечает естественному порядку природы или "натуральному ходу событий" и в этом конформном статусе не рефлексируется. "Наши идеалы естественного порядка, - пишет Тулмин [Тулмин 1961, 79], - маркируют для нас те процессы в мире вокруг нас, которые требуют объяснения, противопоставляя их "естественному ходу событий"... Наше определение естественного хода событий тем самым дано в негативных терминах: позитивные усложнения производят позитивные эффекты и скорее призваны объяснять отклонение от природного идеала, нежели конформное следование ему". С этой точки зрения исследовать должно не сами предикаты и их историю, а метаморфозы стандартов понимания. Так, первый закон Ньютона требует объяснять исключительно изменение инерциального движения, но не само движение. Этот идеал противоречит аристотелевскому требованию объяснять само движение, указывая на

стр. 52

движущую инстанцию, внешнее усилие - причину движения, осуществляемого благодаря ей вопреки внешним препятствиям. Смена аристотелевской теории движения ньютоновой и есть изменение стандартов понимания, и вместе с тем - представлений о естественном порядке вещей.

Такого рода стандарты соопределены и некоторыми традиционными представлениями о социальном устройстве, в частности, с очевидностью указывают на укорененное в повседневном сознании представление о том, что "социальное движение", "коллективная жизнь" требует некоторой организующе-направляющей силы, как и о том, что свободное движение как физических, так и человеческих тел невозможно без насилия и принуждения.

Вопросы о понимании и объяснении, собственно, и возникают, лишь если обнаруживаются явления, противоречащие означенным "естественным идеалам". Как объяснить, например, что запущенное копье продолжает движение и после того, как оно было отпущено метателем? Такое явление выглядит аномалией, и именно такие аномалии заставляют ставить вопрос и о понимании самих стандартов понимания.

Понять метастандарты научного знания - значит попытаться представить это знание "очищенным" от контекста, доступным в "чистых", а не социализированных формах. Как же в этом смысле интерпретировать аристотелевское понимание движения? Понять аристотелевский идеал движения - значит понять, чем мотивировано его представление о том, что именно движение требует объяснения, в то время как покой в рамках "естественного места" (= традиционных иерархий) является естественным состоянием или порядком природы, а любое по видимости автономное поведение или движение на самом деле предполагает скрытый источник или контролирующую инстанцию. Именно здесь возможно подключение социоэпистемолога. Но он заявляет вовсе не о том, что новые формы социальности (автономизация индивидов, появление феномена личной индивидуальности) генерируют (в ньютоновском идеале) представление об инертности тела, способности двигаться автономно, без приложения усилий. Напротив, тезис социоэпистемолога состоял бы в том, что научное знание должно быть представлено как автономное от социальных предпосылок, поскольку теперь появляется возможность показать, что представление о способности тела двигаться самостоятельно следует отличать от представления об автономности личности (способности индивида принимать самостоятельные решения). Теперь эти взаимные метафоры можно анализировать, и как следствие показать границы их взаимной аналогичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: