Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Послу Турции в РСФСР Али Фуаду

2 декабря 192} г. M 5575

Господин Посол,

Российское Правительство к своему глубокому сожалению считает себя обязанным констатировать недружественное отношение Турецкого Правительства, выраженное в Вашем письме № 1193 от 1 декабря. Г-ну Послу известно, что Карс-ский договор касается отношений между Турцией и Кавказскими Республиками; попытка применить его положения к русским, оставшимся на территориях, уступленных Турции, доказывает, следовательно, отсутствие какого-либо действительного доказательства для защиты не поддающихся квалификации действий турецких властей по отношению к русским гражданам. Если во время пребывания т. Ганецкого в Турции Турецкое Правительство разрешало годичное пребывание русским, которые заявили бы о своем желании возвратиться в Россию, н если теперь после заключении договора с Францией, Турецкое Правительство берег обратно свое слово, мы сделаем из этого выводы, которые напрашиваются. Русские, оставшиеся в уступленных территориях, станут турецкими подданными только в том случае, если они не подадут заявления о репатриации в установленные сроки. Если в Килнкии все христиане освобождаются от военной службы, а в Карее в настоящее время к таковой принуждаются даже русские, которые как молокане были освобождены от военной службы царизмом, то мы понимаем, что это может означать.

Распоряжения были даны для приостановления репатриации турок, оставшихся в России, и им будет объяснено, кто н почему несет ответственность за их тяжелое положение. Советское Правительство не может допустить унижения русских рабочих масс, представителем воли которых оно является.

Примите, господин Посол, уверение в моем высоком уважении.

Чичерин

Печат. по арх.


Нота Народного Комиссара Иностранных Дел РСФСР Поверенному в Делах Финляндии в РСФСР Гюллен-

Бегелю

5 декабря 1921 г. № П15586

Господин Поверенный в Делах,

1 декабря Финляндское Правительство передало мне ноту за № 1705, сообщающую текст его обращения к так называемой «Лиге наций»95.

Относительно обращения Финляндского Правительства к упомянутой «Лиге» я должен от имени моего Правительства категорически заявить:

Это обращение является попыткой вовлечь посторонние державы во внутренние дела РСФСР и притом попыткой разрешения касающихся Русско-Финляндского договора* вопросов путем вмешательства посторонних держав. В объединение, называемое «Лигой наций», как это небезызвестно Финляндии, входят правительства, занимающие позицию более или менее открыто враждебную по отношению к России, например Франция, систематически организующая и участвующая во всех враждебных против РСФСР выступлениях и до сих пор не заключившая с ней договора, и Япония, в настоящий момент оккупирующая часть территории союзной нам Дальневосточной Республики. Предложение Финляндского Правительства об образовании упомянутой «Лигой» комиссии для расследования положения в Карелии и об открытии ей доступа иа карельскую территорию является совершенно неслыханным как по форме, так и по существу покушением на суверенные права РСФСР и попыткой ввести орган враждебных держав иа территорию ее неотъемлемой части.

Финляндское Правительство, конечно, не могло не знать, что Правительство РСФСР с негодованием отвергнет всякую мысль о допущении на какую-либо часть своей территории «международных» комиссий или экспертиз для целей, указанных в ноте; Финляндское Правительство выдвинуло идею такой комиссии, очевидно, лишь с целью создать впечатление о якобы творящихся в Карельской Трудовой Коммуне ужасах, дабы этим расположить общественное мнение других стран в пользу организуемых и поддерживаемых Финлянд-"ским Правительством бандитских нападений на нее.

С не меньшим негодованием я от имени моего Правительства отвергаю какую бы то ни было возможность рассмотрения и разрешения упомянутой «Лигой» вопросов о внутреннем устройстве и государственной принадлежности неотъемлемой части суверенной РСФСР. Не говоря уже о том, что решение этой «Лиги» является для нас совершенно необязательным, мы видим в этом попытку Финляндского Правительства

* См. т. 111, док. № 137.


достичь нового, одностороннего в ее пользу разрешения вопроса, который точно определен Юрьевским Мирным договором.

Исходя из сказанного, я должен заявить, что Правительство РСФСР рассматривает факт обращения Финляндского Правительства к так называемой «Лиге» как акт, во всех отношениях враждебный и в корие нарушающий Мирный договор.

В дополнение к двум своим последним нотам, оставшимся до сих пор без ответа*, я должен указать на следующее:

Финляндское Правительство тенденциозно изображает происходящее в пограничных волостях Карельской Трудовой Коммуны как восстание народа, будто бы доведенного до отчаяния насильственными реквизициями продовольствия и гонениями в национально-культурной и правовой области. Российское Правительство имеет в своем распоряжении неопровержимые документальные даииые, доказывающие и подтверждающие его первоначальное заявление, что то, что Финляндское Правительство именует «восстанием возмущенного народа», является не чем иным, как набегами банд, организованных на территории Финляндии и всемерно поддерживаемых и поощряемых Финляндским Правительством. Эти же данные с несомненностью подтверждают и тот факт, что Финляндское Правительство указанные набеги подготовляло давно и лишь выжидало момента для их фактического осуществления.

Иллюстрацией сказанного может послужить хотя бы следующее: набеги на Карельскую Трудовую Коммуну имеют место исключительно в пограничных с Финляндией приходах. Нападения, жертвою которых били различные пограничные русские мосты (например, №№ (>, 11, 13 и др.), свидетельствуют о том, чго граница Финляндии, вопреки уверениям Финляндского Правительства, оставалась и остается в раз-пых районах открытой для прохождения банд на территорию РСФСР. Вся финская печать, несмотря на различие направлений, подтверждает основательность всех наших утверждений.

К сказанному я должен добавить следующее: в подготовке нападений, в выборе удобного для их осуществления момента и для привлечения к участию в иих возможно более многочисленных сил, в самом характере участвующих в них элемечггов с несомненностью устанавливается тесная связь Финляндского Правительства не только с финскими агрессивными кругами, но и с агрессивной частью русской контрреволюционной эмиграции. Здесь с полной очевидностью обнаруживается стремление, которое, совершенно не счи ганеь с действительным

* См. док. № 308, 313.


положением вешей в Карельской Трудовой Коммуне и с дружественными чувствами карельского народа к Советской пласти, направлено к координированию действий враждебных России элементов, чтобы одновременно вызвать в различных пограничных пунктах вооруженные нападения на автономную часть РСФСР.

Довольно знаменательно, что 22 ноября Финляндское Правительство дало визу на въезд в Финляндию организатору бандитских нападений на РСФСР и на союзную с ней УССР —Савинкову. Не менее знаменательно участие в этих действиях ряда руководителей кронштадтского восстания, которые вместе с мятежниками, интернированными в Финляндии, формируют отряды, направляемые против Карельской Трудовой Коммуны, как, например, в районе финского пограничного города Лиекса. Не присылкой ли этих отрядов из русских контрреволюционеров думает Финляндское Правительство усилить впечатление о якобы «широком национальном» движении среди карельского народа?

Российское Правительство констатирует, что эта политика Финляндского Правительства, находящая свое выражение в подготовке и организации нападений на пограничную с Финляндией территорию РСФСР и в факте обращения к «Лиге наций», является нарушением Мирного договора, весьма серьезным и чреватым последствиями, и внднт себя вынужденным настаивать перед Финля«дским Правительством на принятии последним нижеследующих мер:

1. Немедленного и фактического закрытия границы для воспрепятствования вторжению банд в Карельскую Трудовую Коммуну, а также их снабжению и возвращению в Финляндию остатков их разбитых шаек.

2. Прекращения всякой поддержки всем организациям н отдельным лицам, подготовляющим или выполняющим агрессивные действия против РСФСР, в частности Карелии, не исключая и моральной поддержки, выражающейся в заявлениях сочувствия нм со стороны Финляндского Правительства.

3. Полной ликвидации всех находящихся на территории Финляндии организаций и бюро, прямо или косвенно причастных к организации нападений или материально поддерживаю-

.щих таковые, как-то: карельского гражданского комитета, егерского бюро, так называемого] «карельского правительства» (организованного и существующего на территории Финляндии), разных вербовочных бюро и т. п., и недопущения какой бы то ни было вербовки и денежных сборов на финской территории в пользу карельских мятежников, так и всех других видов помощи, которую им могли бы оказать из Финляндии.

4. Роспуска всех организаций, образованных в Финляндии русскими контрреволюционерами в предвидении активных


действий против РСФСР, и удаления с ее территории руководителей и вдохновителей этих организаций.

В случае непринятия Финляндским Правительством указанных выше мер, Российское Правительство сочтет себя вынужденным избрать другие пути, действительно обеспечивающие осуществление Правительством Финляндской Республики заключенного им с РСФСР Мирного договора.

Примите, г. Поверенный в Делах, уверение в моем искреннем и высоком уважении.

Чичерин

Печат. по арх. Опубл. в газ «Известия» M 275(1418), 7 декабря 1921 е.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: