Новорожденная девочка, возраст 2 дня. Родилась от III беременности, I срочных родов. Первые 2 беременности закончились самопроизвольным выкидышем на 8-ой и 12-ой неделях. Настоящая беременность протекала с явлениями нефропатии II степени. Дважды, в 6 и 18 недель мать перенесла ОРВИ. Матери 35 лет, отцу 43 года. Продолжительность родов 16 часов. Масса тела девочки при рождении - 2550 г., длина - 52 см. Оценка по шкале Апгар на первой минуте - 6 баллов, на 5 минуте - 8 баллов.
Ребенок при осмотре на 1-е сутки жизни вялый, крик слабый, отмечается мышечная гипотония. Рефлексы орального автоматизма живые. Защитный рефлекс вялый, выявляется после длительной латентной фазы. Рефлекс ползания практически отсутствует. Рефлексы опоры и автоматической походки вялые. Кожа сухая, бледно-розовая, с желтушным оттенком. Подкожно-жировой слой развит слабо. Отмечается деформация ушных раковин, высокое небо, прогнатизм, глазной гипертелоризм. Со стороны внутренних органов патологических изменений не выявлено.
При обследовании получены следующие результаты: ОАК: гемоглобин 220 г/л, эритроциты 6.5х1012/л, лейкоциты 15х109/л, палочкоядерные 4%, сегментоядерные 60%, лимфоциты 28%, моноциты 8%, тромбоциты 200х109/л, гематокрит 65%. Биохимический анализ крови: билирубин на 2 сутки жизни - 85 мкмоль/ л, фракция непрямая.
Бак.посевы с кожи подмышечной впадины, наружного слухового прохода отрицательные. Реакция Сейбина-Фельдмана отрицательная у матери и ребенка. Противогерпетические антитела методом иммуноферментного анализа в крови матери и ребенка не обнаружены. В моче цитомегалы не выявлены. IgM в пуповинной крови - 0.1 г/л, СРБ (-). Нейросонография - ишемия головного мозга.
В последующие дни состояние ребенка улучшилось. Стал активнее, рефлексы периода новорожденности живые. К груди приложен на 1-е сутки. Убыль массы составила 200г. С 6-го дня начал прибавлять в массе. Сохранялась слабая желтушность кожи. Выписан на 7 день жизни с массой тела 2500г в удовлетворительном состоянии.
Задание:
1. Выделите факторы риска перинатальной патологии.
2. Выделите основные синдромы.
3. Какие заболевания возможны у ребенка?
4. Какое обследование необходимо провести ребенку?
5. Сформулируйте предварительный диагноз.
6. Интерпретируйте данные дополнительных методов исследования.
7. Обоснуйте и сформулируйте заключительный диагноз.
8. В какой диспансерной группе должен наблюдаться ребенок? Риск проявления какой патологии сохраняется у ребенка и почему?
9. Какие изменения гомеостаза имеют место у новорожденных с задержкой внутриутробного развития?
Ответ: Задержка внутриутробного развития по диспластическому типу.
Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов, учебная лаборатория, палаты новорожденных, родзал, кабинеты функциональной диагностики, модуль практических навыков, компьютерный класс.
Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме (проводится в учебное время):
1.Работа с основной и дополнительной литературой.
2. Анализ историй родов, историй болезни.
3. Анализ статистических показателей ЛПУ.