В простейшем варианте двухтактный дизель не имеет впускных и выпускных клапанов. Вместо них цилиндр снабжён впускными и выпускными окнами.
Так как давление в цилиндре двухтактного двигателя бывает всегда выше атмосферного, воздух находится в ресивере под давлением 120-150 кПа или 1,2-1,5 кгс/см2. Этот воздух называется продувочным, поступая в цилиндр, он вытесняет отработанный газ, т.е. продувает, данный термин применяется и к окнам (продувочные окна), ресиверу (ресивер продувочного воздуха, к насосу подающему воздух в ресивер (продувочный насос)).
Как видно рабочий цикл происходит за 2 хода поршня, он включает в себя 2 такта – поэтому называется 2-х тактным.
Теоретическая индикаторная диаграмма.
В двухтактном цикле различают большее количество характерных объёмов, чем в четырёхтактном. Общими являются понятия:
Vc – объём пространства (камеры сжатия);
Vs – рабочий объём цилиндра;
- полный объём цилиндра
Характерными только для двухтактного цикла будут:
Vh – потерянный объём части хода поршня (он соответствует высоте выпускных окон).
|
|
, полезная часть рабочего объёма цилиндра.
, полезный объём цилиндра степенью сжатия в двухтактном двигателе называется отношение .
o Линия сжатия (ас).
o Линия сгорания при постоянном объёме (сz´).
o Линия сгорания при постоянном давлении (z´z).
· Степень сжатия Е; давление конца сжатия Рс и сгорания Pz имеют те же величины что и 4-хтактного двигателя.
Линия расширения рабочего газа (zв).
Линия свободного выпуска (ва).
Линия продувки (е а´е).
Линия продолжения выпуска (е а).
За время изменения объёма на величину Vh происходят процессы газообмена; выпуск, продувка.
Из диаграммы видно, что в любой момент рабочего цикла, давление в цилиндре 2-х тактного двигателя выше давления Ро окружающей среды.