Частота циклов в цилиндре двухтактного двигателя в двое больше чем у четырёхтактного: у первого цикл совершается за один оборот вала, у второго – за два. Это значит, что при тех же размерах поршня h – хода поршня при равной частоте вращения двухтактный двигатель должен развивать мощность вдвое большую, чем четырёхтактный но из-за так называемой потерянной работы газа развивает мощность в 1,7-1,8 раза больше четырёхтактного.
Если сравнить двигатели одинаковой мощности, то двухтактный будет гораздо меньше.
Устройство двухтактного двигателя с продувкой через окна значительно проще, так как отсутствует механизм газораспределения.
Чтобы уменьшить массу тихоходных двигателей большей мощности их чаще строят двухтактными.
Недостатки: худшая очистка цилиндра выхлопных газов, часть энергии уходит на привод продувочного насоса, детали испытывают чаще тепловую нагрузку и быстрее изнашиваются уменьшаются их ресурсы. Пример: бензопилы, лодочные моторы и т.д.