Позитивизм II: эмпириокритицизм Р. Авенариуса и Э. Маха

Г. Спенсер считается великим эволюционистом, внесшим существенный вклад в понимание особенностей развивающих­ся объектов. Глобальный эволюционизм и всеобщие законы эволюции разработаны Спенсером в «Основных началах» (1862 г.).

Спенсер: основной закон, который присущ всем явлениям опыта и обеспечивает требуемое философией единство знания, — это закон эволюции. Основной принцип всего научного познания сводится к положению о неуничтожимости мате­рии. По­скольку само вещество есть лишь понятие для обозначения проявления силы, «под неуничтожимостью вещества мы фактически подразумеваем неуничтожимость силы...»

Эволюция «имеет предел, за который пере­ступить она не может». Этим пределом является равновесие системы, когда все противодействующие силы уравновешиваются. За состоянием равновесия наступает разложение. Но и состояние разложения не является окончательным. «количество движения и количество материи постоян­ны» - ритм сил притяжения и от­талкивания вечный. Спенсер приходит к древнейшей теории круговорота.

Основное внимание в первом позитивизме уделялось про­блемам систематизации научного знания и классификации на­ук. На этапе второго позитивизма эта проблематика сохранялась, однако на первый план вышли другие проблемы — проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций, понятий, принципов и соотнесения их с реальностью.

Самым фундаментальным изменением в естествознании вто­рой половины XIX в. была постепенная девальвация механи­цизма как универсального подхода ко всем явлениям. Второй позитивизм пытался решить проблемы обоснова­ния фундаментальных научных абстракций и принципов, по­лагая, что эти проблемы будут решены, если последовательно устранять из науки метафизические суждения. Основными представителями и лидерами второго позити­визма были Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Они считали, что источником заблужде­ний и трудностей в науке является ее нагруженность метафи­зикой. Надо последовательно очистить от метафизических по­ложений теоретическое научное знание и науч­ный опыт. Мах подчеркивал, что ученый часто рассматривает данные опыта с позиций неявно привлекаемой метафизики. Это приводит к заблуждениям в науке и мешает ее прогрес­су. Критика опыта, нагруженного метафизикой, объявлялась важнейшей задачей «позитивной философии». В соответствии с этой задачей Мах и Авенариус часто именовали свою фило­софию эмпириокритицизмом. Впоследствии этот термин стал применяться для обозначения второ­го позитивизма.

Мах подчерки­вает, что единственной реальностью и базой научного позна­ния выступают элементы опыта (явления) и их функциональ­ные отношения. При этом явления это чувственные данные, ощущения. В книге «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» Мах показывает, что ощущения есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде. Ощущения — это общие элементы всех возможных физических и психических переживаний. Мах подчеркивал, что в ощущениях и восприятиях нельзя отделить то, что отно­сится к внешнему миру, а что к внутреннему миру организма. Он считал, что таким путем он устраняет старые споры между материалистами и идеалистами. Так как и фи­зическое и психическое построены из одних и тех же ней­тральных элементов мира, то бессмысленно ставить вопрос, что из них первично, а что вторично.

Подобную позицию отстаивал и развивал Р. Авенариус. Он рассматривал познание как аспект жизнедеятельности, а жизнь — как процесс накопления и расходования энергии. Для того, чтобы выжить, организмы должны экономно расходовать свои энергетиче­ские запасы. Эту характеристику жизни Авенариус назвал принципом наименьшей траты сил. Так как познание выступа­ет аспектом жизни, поэтому, этот прин­цип распространяется и на познавательные процессы - принцип экономии мышления. Философия и наука должны отка­заться от всех понятий, выходящих за пределы «чистого опы­та». Главный труд Авернариуса «критика чистого опыта». После устранения всех таких «излишних» понятий остаются только представления об ощущениях следующих друг за другом, к которым сводит­ся все сущее.

Авенариус считает, что в человеческой жизнедеятельности слито то, что связано с внешней средой, и то, что связано с человеческой активностью. Идея принципиальной координации согласовывалась с концепцией нейтральных элементов мира Маха и подчеркивала, что опыт представляет собой изначальную реальность, в которой нет расщепления на субъект и объект.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: