Г. Спенсер считается великим эволюционистом, внесшим существенный вклад в понимание особенностей развивающихся объектов. Глобальный эволюционизм и всеобщие законы эволюции разработаны Спенсером в «Основных началах» (1862 г.).
Спенсер: основной закон, который присущ всем явлениям опыта и обеспечивает требуемое философией единство знания, — это закон эволюции. Основной принцип всего научного познания сводится к положению о неуничтожимости материи. Поскольку само вещество есть лишь понятие для обозначения проявления силы, «под неуничтожимостью вещества мы фактически подразумеваем неуничтожимость силы...»
Эволюция «имеет предел, за который переступить она не может». Этим пределом является равновесие системы, когда все противодействующие силы уравновешиваются. За состоянием равновесия наступает разложение. Но и состояние разложения не является окончательным. «количество движения и количество материи постоянны» - ритм сил притяжения и отталкивания вечный. Спенсер приходит к древнейшей теории круговорота.
|
|
Основное внимание в первом позитивизме уделялось проблемам систематизации научного знания и классификации наук. На этапе второго позитивизма эта проблематика сохранялась, однако на первый план вышли другие проблемы — проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций, понятий, принципов и соотнесения их с реальностью.
Самым фундаментальным изменением в естествознании второй половины XIX в. была постепенная девальвация механицизма как универсального подхода ко всем явлениям. Второй позитивизм пытался решить проблемы обоснования фундаментальных научных абстракций и принципов, полагая, что эти проблемы будут решены, если последовательно устранять из науки метафизические суждения. Основными представителями и лидерами второго позитивизма были Эрнст Мах (1838-1916) и Рихард Авенариус (1843-1896). Они считали, что источником заблуждений и трудностей в науке является ее нагруженность метафизикой. Надо последовательно очистить от метафизических положений теоретическое научное знание и научный опыт. Мах подчеркивал, что ученый часто рассматривает данные опыта с позиций неявно привлекаемой метафизики. Это приводит к заблуждениям в науке и мешает ее прогрессу. Критика опыта, нагруженного метафизикой, объявлялась важнейшей задачей «позитивной философии». В соответствии с этой задачей Мах и Авенариус часто именовали свою философию эмпириокритицизмом. Впоследствии этот термин стал применяться для обозначения второго позитивизма.
Мах подчеркивает, что единственной реальностью и базой научного познания выступают элементы опыта (явления) и их функциональные отношения. При этом явления это чувственные данные, ощущения. В книге «Анализ ощущений и отношение физического к психическому» Мах показывает, что ощущения есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде. Ощущения — это общие элементы всех возможных физических и психических переживаний. Мах подчеркивал, что в ощущениях и восприятиях нельзя отделить то, что относится к внешнему миру, а что к внутреннему миру организма. Он считал, что таким путем он устраняет старые споры между материалистами и идеалистами. Так как и физическое и психическое построены из одних и тех же нейтральных элементов мира, то бессмысленно ставить вопрос, что из них первично, а что вторично.
|
|
Подобную позицию отстаивал и развивал Р. Авенариус. Он рассматривал познание как аспект жизнедеятельности, а жизнь — как процесс накопления и расходования энергии. Для того, чтобы выжить, организмы должны экономно расходовать свои энергетические запасы. Эту характеристику жизни Авенариус назвал принципом наименьшей траты сил. Так как познание выступает аспектом жизни, поэтому, этот принцип распространяется и на познавательные процессы - принцип экономии мышления. Философия и наука должны отказаться от всех понятий, выходящих за пределы «чистого опыта». Главный труд Авернариуса «критика чистого опыта». После устранения всех таких «излишних» понятий остаются только представления об ощущениях следующих друг за другом, к которым сводится все сущее.
Авенариус считает, что в человеческой жизнедеятельности слито то, что связано с внешней средой, и то, что связано с человеческой активностью. Идея принципиальной координации согласовывалась с концепцией нейтральных элементов мира Маха и подчеркивала, что опыт представляет собой изначальную реальность, в которой нет расщепления на субъект и объект.