Закономерные взаимосвязи: предложение – цена – спрос

Рынок как совокупность сделок продажи и купли товаров (и услуг) можно представить в виде следующей формулы: «продавцы — товары — рыночные цены — деньги — покупатели». Согласно этой формуле продавцы (с их товарами) с помощью цен соединяются с покупателями (с их деньгами). Здесь под предложением подразумевается сумма товаров, которую продавцы готовы продать при разном уровне цены. Рыночная цена — это фактическая цена, которая устанавливается в соответствии с предложением и спросом товаров. Спрос — платежеспособная потребность, сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага. Между предложением, ценой и спросом складываются такие взаимосвязи, которые носят характер экономических законов. Экономический закон — это существенная причинно-следственная связь между определенными явлениями. Закон предложения. Чем выше рыночная цена, тем в большей мере растет предложение продуктов со стороны продавца. И наоборот: чем ниже цена, тем ниже

предложение. Под эластичностью предложения понимается степень его изменений в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности (Кп): Кп = Рост объема предложения в % разделить на Рост цен, %. Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичным предложение бывает, если оно не изменяется

при повышении или снижении рыночных цен. Это характерно для многих товаров в краткосрочном периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов. Закон спроса по цене - Чем выше рыночная цена товара, тем меньше спрос на него со стороны частного покупателя. Действует и обратная зависимость: чем ниже рыночная цена, тем больше спрос. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения количества покупок («чувствительность» их объема) в зависимости от цены. Эластичным спрос бывает тогда, когда его величина изменяется на больший процент, чем цена. Неэластичный спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателя не чувствительна к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен. Закон цены по предложению: чем выше массовое предложение товаров, тем меньше уровень цены. И наоборот: рыночная цена будет расти при уменьшении объема предложения большого числа продавцов. закон цены по спросу: чем больше объем массового спроса покупателей, тем выше уровень рыночной цены. И наоборот: рыночная цена снизится при сокращении объема спроса. Сущ-т два варианта регулирования, при которых одна сторона рыночной сделки выигрывает, а другая — проигрывает. Первый вариант: рыночная цена возрастает- к снижению спроса- к увеличению предложения. производителей и продавцов (они увеличивают выпуск и сбыт товаров, получая больше дохода). Второй вариант: цена на товары снижается- расширению спроса- сокращению предложения. экономически выигрывают покупатели (на ту же сумму денег они приобретают больше благ).

15. Виды и экономическая роль конкуренции. Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. По масштабам развития выделяют следующее виды:

индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг); местная (среди товаровладельцев какой-то территории); отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода); межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода); национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны); глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке). По характеру развития конкуренция разделяется на свободную (от вмешательства гос-ва) и регулируемую. Также конкуренцию делят на ценовую и неценовую.Ценовая конкуренция возникает путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. применяется в сфере услуг, при оказании услуг по транспортировке продукции; при реализации товара, который не поддается перераспределению с одного рынка на другой (транспортировка скоропортящихся продуктов). Неценовая конкуренция совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций, основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров. Можно выделить совершенную и несовершенную конкуренции. Совершенная конкуренция - наличие множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной торговли факторами производства; самостоятельность субъектов; наличие доступности информации о рынке. Несовершенная конкуренция - раздел рынка между несколькими крупными фирмами или полное господство: ограниченная самостоятельность предприятий; контроль за сегментами рынка. Эконом. Роль К. - принуждает производителей учитывать интересы потребителя, из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям, с помощью конкуренции рыночная экономика решает фундаментальные вопросы «что? как? для кого производить?», К. стимулирует деятельность самостоятельных игроков рынка. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса.

16. Место и роль монополии на рынке. Монополия - крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения. чистая монополия - этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой. абсолютная монополия - находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли), естественная монополия - собственники, имеющие в своем распоряжении редкие элементы производства (например, редкие металлы); инфраструктуры, имеющие особо важное и стратегическое значение для всего общества (железнодорожный транспорт «РЖД», военно-промышленный комплекс, Газпром). Единая система управления, 1 собственник, 1 орган управления, 1 контроль!! искусственная монополия - имеются в виду объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка: создают барьеры для вхождения на отраслевой рынок новых фирм; создают очень высокий (по сравнению с новыми фирмами) уровень технологии; применяют более крупный капитал (дающий больший эффект от роста масштаба производства); “затмевают” новые фирмы хорошо поставленной рекламой. Легальная – монополии образуются на законном основании. К ним можно причислить такие формы монополистических организаций: патентная система, авторские права, товарный знак. РОЛЬ М. – влияние М. оценивается негативно, т.к. ограничивают выход на рынок новых хоз. Субьектов, М. искусственно завышают цены, мешают развитию малого и среднего бизнеса, огранич. Темпы экон. Роста, М. осуществляют финансирование фундаментальных научных исслед.(пр. -Газпром)

17. Россия в условиях развития рыночных отношений. В России прочно утвердилось товарно-денежное обращение, что позволило в 1897 г. ввести золотой стандарт. Однако во время Гражданской войны 1918—1921 гг. народное хозяйство пришло в состояние упадка и разрухи, а рыночные связи были фактически свернуты.

Рынок вновь возник весной 1921 г. благоприятные следующим условия: •мелкие собственники сами распоряжались значительной частью своей продукции, оставшейся после выплаты государству налога; • государство привлекало иностранный капитал для ускорения развития производства; • сложился свободный рынок с устойчивым денежным обращением; • стабилизировался курс рубля, а государственный банк стал выпускать банкноты в 10 руб., обеспеченные золотом

и товарами; • государственные предприятия, переведенные на коммерческий расчет, стали активными товаропроизводителями, добивающимися прибыльности продукции.

За короткий срок новая экономическая политика позволила добиться хороших хозяйственных результатов. Но с начала 1930-х гг. новая экономическая политика была прекращена: было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение. Со второй половины 50-х и до 90-х гг. ХХ в. государство систематически увеличивало размер денежной зарплаты главным образом мало- и среднеоплачиваемым рабочим и служащим. За период с 1992 по 2000 г. наша страна продвинулась к развитому рынку незначительно. Одна из первостепенных задач — ограничение рыночной власти абсолютных монополий рынка и развитие цивилизованных форм конкуренции. Движение от полностью монополизированного рынка началось и до сих пор продолжается без каких-либо существенных изменений состояния российского рынка. Но как это ни парадоксально, наша страна все-таки совершила переход к свободному рынку уже в январе 1992 г. Правда, речь идет о возникновении с самого начала множества примитивных продовольственных и вещевых рынков, где велась индивидуальная перепродажа отечественных и иностранных товаров. Важно решить и другую задачу — полностью развить всю систему рынков. При преобразовании российской экономики требуется правильно выбрать тип и структуру рыночных отношений. Еще до 1992 г. инициаторы создания новой экономики провозглашали идею создания свободного рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow