Методические основы физической культуры дошкольников
В эстафетах первыми и последними следует ставить андрогин-ных детей. Феминных и маскулинных детей — в середине. Поставленные в конце, феминные дети в случае проигрыша могут стать объектом претензий партнеров. Маскулинные дети, поставленные в конце, в случае проигрыша вообще могут отказаться выполнять задание, обидевшись на всех.
Двигательные предпочтения детей. Дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Мальчики любят спортивные игры. Например, при предоставлении детям свободы выбора двигательной деятельности они берут мяч, пытаясь играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Наблюдения показывают, что девочки практически никогда так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча». Ленты, скакалки, обручи — предметы девочек. Центр тяжести у девочек находится ниже, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если в зале есть бревно, можно наблюдать, как по-разному относятся к этому снаряду девочки и мальчики. Мальчики быстро пробегают и соскакивают с него, в то время как девочки идут по бревну медленно, с приседаниями и поворотами, получая от этого явное удовольствие, любуясь собой. Мальчикам же интереснее в это время полазать по гимнастической стенке.
|
|
Однако это усредненный подход к двигательным предпочтениям мальчиков и девочек. Необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому педагог не должен подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности (если только это не вредит здоровью). Половая принадлежность не может использоваться в качестве довода против какой-либо двигательной деятельности. В то же время стойкий интерес детей к несвойственной двигательной деятельности должен стать поводом для размышлений педагогов и родителей.
Взаимодействие детей в процессе выполнения физических упражнений. В процессе занятий физическими упражнениями педагогу периодически необходимо делить детей на группы, подгруппы, пары. Часто при делении на команды используется методический прием, когда капитаны сами выбирают себе партнеров. С одной стороны, этот прием эффективен, когда моделируется воспитательная ситуа-
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
ция, — дети не хотят выбирать тех, кто не умеет играть в команде, нарушает дисциплину и т. п. С другой стороны, в группе «нежелательных» партнеров часто оказываются дети, по разным причинам чувствующие себя некомфортно на физкультурных занятиях. В этом случае использование такого приема только еще больше усугубит сложившееся положение.
|
|
Следует помнить, что в игре мальчиков больше интересует результат, поэтому в выборе они чаще ориентируются на физические качества партнера, его умения («С Сережкой мы обязательно победим, знаете, как он быстро бегает?»). Девочек же в выборе больше интересуют отношения с партнерами («Я выбираю Алену, потому что она моя подруга, а се мама подруга моей мамы»).
У дошкольников преобладают игровые объединения однородные в отношении пола входящих в них детей, поэтому при стихийном образовании команд они чаще всего бывают однополыми. Однако бывают исключения. Девочкам маскулинного типа больше нравится общество мальчишек. Феминные мальчики избегают контактов со сверстниками своего пола, а также маскулинными девочками. Поэтому при распределении в пары нецелесообразно ставить феминного мальчика и маскулинную девочку. Феминная девочка, так же как и феминный мальчик, обычно не берет на себя инициативу, и взаимодействия может не получиться. Поэтому для феминного мальчика в паре больше всего подойдет андрогинная девочка.
Система поощрений и наказаний. Поощряя или наказывая дошкольников, необходимо учитывать различие в реакции детей разного пола на оценку их деятельности. Для мальчиков очень важно, что конкретно оценивается в их деятельности, а для девочек —- кто их оценивает и как. Для мальчика важно знать, хорошо ли он выполнил задание, и не очень важно, как оценивается взрослым его поведение. Для девочки важнее, понравилась ли она.
Однако и для мальчиков, и для девочек важно, чтобы сначала педагог похвалил за старание, тогда ребенок готов обсуждать свой даже неудачный результат. Недовольство действиями мальчика следует выражать в нотации короткой, но емкой по смыслу. Положительную оценку деятельности мальчика и девочки следует давать разными словами. Для мальчика более значимо слово «молодец», а у девочки оно не вызывает такого эмоционального отклика. Девочку лучше оценивать другими словами, например «умница» и т. п.
Требование к качеству выполнения заданий. Девочкам и мальчикам должны предъявляться разные требования к выполнению одних
61!
Методические основы физической культуры дошкольников
и тех же движений; четкости, ритмичности, затраты дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек). Неодинаковая эффективность овладения мальчиками и девочками отдельными движениями предполагает, что требования к их результативности должны быть разными. Например, в прыжках на скакалке для мальчиков хорошим результатом можно считать безостановочные прыжки, в то время как для девочек хороший результат — усложненные варианты прыжков (прыжки с вращением скакалки назад, прыжки ноги скрестно, прыжки руки скрестно, прыжки вдвоем и т. д.)
Инвентарь и оборудование. Инвентарь и оборудование физкультурного зала должны предусматривать удовлетворение потребности ребенка в движении, обусловленное его полом. В зале должны быть предметы, которые дети могут выбрать для самостоятельных занятий, а также атрибуты для тематических игр, проводимых отдельно с мальчиками и девочками.
Методика обучения ряду упражнений предусматривает разные условия для мальчиков и девочек. Например, для детей 6 лет при метании в цель оптимальным расстоянием для девочек будет — 2,5 м, а для мальчиков — 3,0 м; для детей 7 лет расстояние до пели для девочек — 3,0 м, для мальчиков — 3,5 м. Этим требованиям должна соответствовать разметка в зале.
|
|
Расстановка и уборка снарядов. Действия детей по расстановке и уборке снарядов должны носить выраженный дифференцированный по полу характер. Независимо от уровня физической подготовленности детей (даже если занимается смешанная группа детей разных возрастов) девочки всегда расставляют и убирают только мелкий легкий инвентарь (обручи, мячи, палки, кегли и т. п.), а мальчики группой в несколько человек — тяжелое оборудование (гимнастические скамейки, гимнастические маты и т. п.). Педагогу следует постоянно акцентировать внимание детей на различиях в функциях мальчиков и девочек.
Диагностика физической подготовленности. Значительные индивидуальные различия в проявлении двигательных способностей дошкольников подтверждает необходимость учета типа конституции в оценивании их двигательных возможностей. В каждой группе дошкольников 4—6 лет, относящихся к одному типу конституции (ас-теноидному, торакальному, мышечному, дигестивному), результаты мальчиков, как правило, лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не прослеживается, когда речь идет о результатах детей pas-
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
ных типов конституции. Поэтому при оценке физического состояния дошкольников следует ориентироваться на конституциональный тип ребенка, а не на его пол. Определенную информацию о физической подготовленности ребенка можно получить из расчета прироста результатов тестирования. В то же время не стоит забывать, что чем лучше результат, тем меньше может быть прирост.
Гуманизация образования предполагает, что в процессе формирования личности ребенка педагог учитывает все его особенности, в том числе и пол.
5.2. Занятия физическими упражнениями с детьми,
имеющими отклонения в интеллектуальном
и физическом развитии
Организация физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях для детей с отклонениями в физическом и интеллектуальном развитии имеет свои особенности. Деятельность педагога отличается специфичностью, обусловленной характером заболевания детей.
|
|
Дети с проблемами в развитии — это дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития. Лежащие в основе этих отклонений аномалии, или дефекты (от лат. defectus — недостаток; поэтому иногда применяется термин «дефективные дети»), могут быть врожденными и приобретенными. Причины возникновения врожденных аномалий очень разнообразны. В ряде случаев важную роль играют генетические (наследственные) факторы, однако выявление или невыявление наследственных влияний нередко определяется факторами внешней среды. Врожденные аномалии могут возникнуть от непосредственных воздействий на развивающийся плод химических, механических, температурных влияний (интоксикация, травма, охлаждение), нарушения питания плода и т.д.
Внутриутробная инфекция плода, например врожденный токсо-плазмоз, приводит иногда к тяжелым нарушениям эмбрионального развития — микроцефалии и гидроцефалии, врожденной слепоте и ['. п. Приобретенные аномалии в основном являются последствиями перенесенных в раннем детском возрасте инфекционных болезней (эпидемического цереброспинального менингита, полиомиелита, кори, скарлатины, гриппа и др.) Сравнительно меньшую роль в
Методические основы физической культуры дошкольников
возникновении приобретенных аномалий играют травмы, интоксикации и другие причины.
В широком смысле слова аномальными могут считаться дети, имеющие более или менее выраженные отклонения в своем физическом или психическом развитии, однако практически термин «аномальные дети» применяется для обозначения той категории детей, которые вследствие серьезного психического или физического дефекта должны воспитываться и обучаться в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
Выделяют основные группы аномальных детей: к ним относятся дети с недостатками слуха (глухие, слабослышащие, позднооглох-шие), с недостатками зрения (слепые, слабовидящие), слепоглухонемые; дети с задержкой психического развития и умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты); с нарушениями речи (алалия, заикание, ринолалия, дизартрия, афазия); с нарушениями опорно-двигательного аппарата (детский церебральный паралич и др.).
Дети, имеющие нарушения в физическом и умственном развитии, воспитываются и обучаются в специально организованных условиях, где под действием учебно-воспитательного процесса и лечебных мероприятий у них происходят преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития.
Наряду с умственным развитием детей с проблемами огромное значение уделяется физическому воспитанию этих детей, цель которого — укрепление и закаливание детского организма, развитие движений, формирование культурно-гигиенических навыков, включение детей в посильный труд.
Психомоторное развитие детей с проблемами соответствует общим законам развития нормальных детей, но имеет некоторые особенности, что обусловлено имеющимся у ребенка дефектом, поэтому методика физического воспитания имеет некоторую специфику в соответствии с механизмом нарушения и структурой дефекта.
5.2.1. Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения
интеллекта
Дети с нарушением интеллекта — это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов (активного восприятия, произвольных процессов, памяти, словесно-логического мышления и др). Характерно для
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
умственно отсталых детей наличие патологических изменений в эмоционально-волевой сфере: повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, трудности формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются аномалии в физическом развитии, аномалии роста, нарушения обмена веществ, нарушения моторики, трудности формирования двигательных рабочих навыков и др.
Все умственно отсталые дети делятся на три группы по степени нарушения своего развития
Дети с умственной отсталостью тяжелой степени не владеют речью, не понимают речи других. Они не могут овладеть навыками самообслуживания, имеют тяжелые нарушения моторики, часто не способны самостоятельно передвигаться. У детей наблюдается резкое нарушение психического и физического развития, эндокринные расстройства, уродства в строении черепа и скелета. Моторика сильно недоразвита, координация движений резко нарушена — особенно тонких движений рук. У многих детей отмечается расстройство стояния и ходьбы, нередко наблюдаются стереотипные ритмические движения. Они относятся к группе необучаемых детей, поэтому перед педагогами стоит основная задача — обучить этих детей только навыкам самообслуживания и привить примитивные культурно-гигиенические навыки.
Дети с умственной отсталостью средней степени мало способны к самостоятельной целенаправленной деятельности в силу имеющихся нарушений в познавательных процессах и в эмоционально-волевой сфере. Эти дети при специальном обучении овладевают несложными навыками самообслуживания в быту, простейшими навыками ручного труда. Специальной задачей в работе с ними является воспитание целенаправленных движений, что достигается в системе занятий ритмикой, лечебной гимнастикой, ручным трудом, подвижными играми и т. п.
Дети имеют существенные недостатки в физическом развитии, отличаются слабым здоровьем, поэтому они нуждаются в постоянном врачебном надзоре и медицинской помощи. Их моторика характеризуется общей заторможенностью. Особенно ярко выступает недоразвитие тонких дифференцированных движений рук.
Дети с умственной отсталостью легкой степени, составляющие основную массу воспитанников специализированных детских садов, имеют значительно более легкую степень умственного недоразвитая и незначительные отклонения в физическом развитии,
Методические основы физической культуры дошкольников
которые проявляются с первых лет жизни. При этом явно прослеживается закономерность: чем глубже нарушения интеллекта, тем ярче проявляются нарушения в физическом развитии. Многие дети с первых месяцев жизни отстают от возрастной нормы в весе, росте. Позднее, чем их нормально развивающиеся сверстники, начинают удерживать голову, сидеть, ползать, ходить. Уже в период дошкольного детства у них часто встречаются нарушения осанки, искривления позвоночника, деформация грудной клетки и конечностей. У некоторых детей задерживается процесс окостенения скелета. В дошкольном возрасте практически у всех детей наблюдаются симптомы поражения или недоразвития двигательного анализатора.
Дети испытывают затруднения и в выполнении сложных видов движений. В процессе действий по подражанию наблюдается нечеткость движений, в связи с тем что они не выдерживают заданной амплитуды, угла наклона, движения совершаются с несоразмерным мышечным напряжением. На занятиях физическими упражнениями у умственно отсталых детей выявляются затруднения в восприятии, понимании, выполнении общепринятых строевых команд, игровых правил и условий. Они с трудом усваивают названия частей тела и движений, часто не могут представить движение по словесному объяснению и соотнести инструкцию с показом, медленно усваивают и быстро забывают предлагаемый материал.
Наряду с особенностями, обусловленными состоянием психики, у умственно отсталых дошкольников имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также физического развития. У многих из них наблюдаются функциональная слабость миокарда, сердечная аритмия, понижение артериального давления. Кроме того, дыхание у них поверхностное, неритмичное; небольшая мышечная нагрузка резко учащает его, и необходимо длительное время для восстановления. Они не умеют произвольно управлять актом дыхания и правильно согласовывать его с движениями. Без специальных подготовительных упражнений и направленных на обучение дыханию занятий умственно отсталые дети не могут научиться правильно дышать, их дыхание остается неглубоким, неустойчивым, и мышечная работа резко на нем отражается. Вместе с тем задержка или затруднение дыхания при физической работе вызывают у детей гипоксию (недостаточное насыщение крови кислородом). Поэтому очень важно помнить, что только при правильном согласовании дыхания с движениями можно упражняться в выносливости к дли-
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
тельной физической нагрузке. При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п. Прыжки вызывают у них чрезмерное напряжение и сосредоточенность. При метаниях некоторые умственно отсталые дети очень резко сжимают мяч и производят движение рукой, не выпуская мяча.
У дошкольников с нарушением интеллекта ярко наблюдается выраженная недостаточность статической координации. Они испытывают большие затруднения в принятии определенной позы, не могут выдержать ее более 1—2 сек. Во время удержания позы они качаются, падают, сходят с места и т. п. У них наблюдается общая напряженность мышц.
Несмотря на разнообразие проявлений нарушений в двигательной сфере дошкольников с отклонениями в интеллектуальном развитии, среди них можно выделить три основных варианта поведения.
Первый вариант — наиболее благополучный. Дети интересуются занятиями, охотно идут на контакт с педагогом. Они активны, хотя быстро утомляются, внимание их неустойчиво. Охотно переключаются с одного вида занятий на другой. Побуждает их в основном к правильным действиям похвала, одобрение, улыбка педагога. Недостаточное развитие речи затрудняет их общение и выполнение инструкций взрослых. Понимание речи ограничено рамками бытовой ситуации. В основном они нуждаются в конкретном, практическом показе, а иногда требуют и совместного действия; им необходимо общение со взрослыми и сверстниками.
Второй вариант поведения детей по их отношению к окружающему отличается от первого. Сюда относятся дети тоже очень активные и подвижные, но суетливые, капризные. Они бывают агрессивны по отношению друг к другу, драчливы, беспокойны, упрямы, не всегда организованы. Среди них есть «моторно неловкие», плохо справляющиеся с движениями, отсюда ряд неудач в выполнении паданий и последующие аффекты. На замечания взрослых реагируют большей частью негативно. Неудача их делает еще более упрямыми. Требованиям взрослых подчиняются не всегда, не сразу и не полностью: вскакивают во время занятий, ходят по комнате. Невнимательны, нетерпеливы, отвлекаются. По несколько раз их призывают
Методические основы физической культуры дошкольников
к порядку. Интерес к игрушкам и к игре большей частью у них нестойкий. Нуждаются в постоянной организации деятельности, так как их деятельность нецеленаправленна.
Третий вариант поведения значительно отличается от первых двух. Дети, относящиеся к этой группе, вялы, малоподвижны, пассивны: физически недостаточно развиты, мелкая моторика у них затруднена, нарушена координация движений. В массе они застенчивы, не уверены в себе. При неудачах в движениях ищут поддержки у взрослых; требованиям взрослых охотно подчиняются. Радостной улыбкой встречают поощрение, похвалу, ласку; на замечание реагируют слезами или молчанием, иногда просят помочь. Интерес к занятиям нестойкий, но когда войдут в работу, то переключаются на другое задание с трудом. Интереса к игре и к игрушкам большей частью не проявляют, с игрушками не действуют: возьмут в руки, посмотрят и откладывают. Игры не возникает.
С учетом этих особенностей поведения детей должна строиться вся работа с ними.
Огромное значение в работе по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет индивидуальный подход. В процессе использования всех форм работы учитываются особенности двигательных нарушений, поскольку у детей одного возраста уровень развития движений может быть различным.
Высокой эффективности работы по физическому воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта способствует эмоциональная насыщенность занятий.
Игровые упражнения и подвижные игры имеют широкое применение в воспитательной работе. Они способствуют развитию основных движений и физическому развитию в целом, поскольку при выполнении разнообразных движений работают различные группы мышц, повышается частота пульса, углубляется дыхание. Они благоприятствуют также и умственному развитию, в частности совершенствованию внимания, восприятия, памяти, речи и т. д.
В процессе обучения детей движениям необходимо использовать в соответствии с уровнем их развития и решаемыми на каждом занятии задачами разнообразные методы и приемы в рациональном сочетании. На первых годах обучения, а также при разучивании новых движений целесообразно использовать не только показ движения, но и совместное его выполнение с ребенком. При этом выполняемые действия должны сопровождаться словесным объяснением. Словесную инструкцию можно использовать лишь тогда,
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
когда дети владеют движениями, могут их самостоятельно выполнить, хотя сначала целесообразно предварительно демонстрировать детям каждое называемое действие.
Особую роль в физическом воспитании детей вспомогательных детских садов играют общеразвивающие и корригирующие упражнения. Они помогают избирательно воздействовать на организм ребенка и на дефектные системы. Они в большей степени, чем другие упражнения, могут быть использованы для профилактики и исправления тех или иных отклонении в строении грудной клетки, позвоночника. Особое внимание отводится воспитанию правильной осанки умственно отсталых дошкольников. Поэтому, как правило, для всех дошкольников необходимым являются посещения занятий ЛФК.
Дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта, так же как и их нормально развивающиеся сверстники, эмоционально отзывчивы на музыку, поэтому занятия ритмикой вынесены за рамки занятий физкультурой и являются самостоятельными. Для дошкольников с умственной отсталостью необходимы разнообразные упражнения, развивающие у них координацию и точность движений, ориентировку в пространстве, чувство ритма.
5.2.2. Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения зрения
Нарушения зрения в дошкольном возрасте весьма разнообразны по клиническим формам, этиологии, патогенезу, степени выраженности дефекта и структуре нарушенных функций. Основной контингент дошкольных учреждений специального назначения составляют дети с амблиопией и косоглазием. Нередки и такие формы зрительной недостаточности, как близорукость, дальнозоркость, близорукий и дальнозоркий астигматизм.
Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Резкое снижение зрения отрицательно сказывается в первую очередь на процессе восприятия, которое у слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные представления менее четки и ярки, чем у нормально видящих, иногда искажены. Поэтому для слабовидящих детей характерна затрудненность пространственной ориентировки. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что может привести к дальнейшему ухудшению зрения. Зрительное
Х
(НО
Методические основы физической культуры дошкольников
утомление вызывает снижение умственной и физической работоспособности.
Для слабовидящих дошкольников, как и для здоровых детей, подвижная игра является одним из наиболее эффективных методов повышения двигательной активности. Дети могут участвовать почти во всех играх с детьми, обладающими нормальным зрением. Однако для детей, страдающих высокой степенью близорукости и некоторыми другими глазными заболеваниями, следует ограничивать (после консультации с офтальмологом) физическую нагрузку и участие в играх, требующих резких движений.
Нарушения зрения обусловливают и некоторые межсистемные функциональные отклонения. К их числу следует прежде всего отнести вторичные нарушения в двигательной сфере. Исследования в этой области показали, что глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на формировании точности, скорости, координации движений, на развитии функций равновесия и ориентации в пространстве. Нарушения зрения приводят к отклонениям в формировании чувства ритма, основанном на взаимодействии зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятий. Практика, однако, показывает, что раннее педагогическое вмешательство, предусматривающее занятия ритмикой, хореографией, музыкой, пением, организацию специально направленных игр, может предупредить возникновение нарушений ритмической деятельности, причем чем раньше начнется такого рода коррекционно-педагогическая работа, тем она оказывается продуктивнее.
Зрительная недостаточность обычно сопровождается снижением двигательной активности ребенка, а это в свою очередь обусловливает такие вторичные отклонения, как нарушение осанки, плоскостопие, искривления позвоночника (лордозы, сколиозы), иногда нарушение всей схемы тела. И в этой связи решающее значение в коррекции недостатков играет специально направленное обучение, физическое воспитание детей с нарушениями зрения, общение их с нормально видящими сверстниками. Те ребята, которые, несмотря на дефекты зрения, сохраняют двигательную активность, участвуют в коллективных играх, как правило, не страдают выраженными вторичными отклонениями двигательной сферы.
Изучение возрастных особенностей физического развития дошкольников со зрительной недостаточностью показало, что в
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
принципе возрастная периодизация в формировании двигательных функций сохраняется и при нарушениях зрения. Но в условиях выраженности дефекта (острота зрения до О,ID) развитие некоторых из этих функций затягивается во времени, спешное их формирование может быть обеспечено на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции и самоконтроле движений наряду со зрением участвуют слуховая, тактильная, мышечная и другие виды чувствительности. В физическом воспитании слепых видное место занимает формирование пространственной ориентировки и развитие движений. Слепых детей учат ходить, бегать, подниматься и спускаться по лестнице, ориентируясь при помощи мышечного чувства и слуха, ходить по комнате. Детей учат узнавать по звукам, а!умам, где они находятся, приближаются ли они к препятствию и т.д. Очень важно приучить детей узнавать родных, близких, педагога и товарищей по голосам. Необходимо помочь детям преодолеть страх перед пространством, выработать осанку, походку, развить осязание, гибкость пальцев руки, точность их движений.
В работе с такими детьми чаще всего применяется звуковой метод, поскольку им приходится часто пользоваться слуховым анализатором. Способы подачи звуковых сигналов разнообразны: метроном, бубен, хлопки, свисток, звук впереди идущего, погремушки. Следует отметить, что такие дети легче улавливают звук (голос педагога) на уровне лица (глаз).
При обучении двигательным действиям детей с нарушением зрения на занятиях физическими упражнениями используются яркие контрастные наглядные пособия (преимущественно красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов), альбомы с рельефным изображением различных движений и поз, адаптированный спортивный инвентарь (озвученные мячи, мячи с веревочкой, мячи с запахом ванилина, «педальки», конусы и др.).
На занятиях с детьми, имеющими зрительную патологию, педагог применяет контактный метод, так как с его помощью ребенок более полно представляет себе выполнение двигательного действия. Контактный метод включает в себя: пассивный метод, когда педагог, взяв руки ребенка, выполняет движение вместе с ним; активный метод, когда ребенок осязает положение частей тела партнера или педагога.
Для слабовидящих первостепенное значение имеет охрана остаточного зрения, а также его развитие и использование.
Методические основы физической культуры дошкольников Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
На занятиях с детьми, имеющими зрительную патологию, педагог должен тщательно продумывать свое местонахождение в зале во время объяснения и выполнения детьми различных заданий.
5.2.3. Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения слуха
Слабослышащие дети — это дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Слабослышащими считаются дети с понижением слуха от 15—20 дб до 75 дб. В отличие от глухих они обладают таким слухом, который позволяет им на основе слухового восприятия речи окружающих накопить минимальный запас слов, хотя и не полноценных по своему фонематическому оформлению.
Под влиянием специальных упражнений слабослышащий ребенок приучается к максимальному использованию своего остаточного слуха. Он научается лучше дифференцировать доступные его слуху звуковые раздражения. Слуховое восприятие слабослышащего ребенка особенно развивается в процессе овладения речью. В отличие от слабослышащих у глухих детей ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на физическое развитие. Она лишает глухого ребенка возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет его ориентировку в окружающей обстановке и проявляется в некоторых внешних особенностях поведения (шумы, сопровождающие дыхание и прием пищи, шаркающая походка, необычные голосовые реакции при физическом усилии, различных эмоциях и т. п.). Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир глухого. Наибольший ущерб развитию этих детей приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления, поэтому главная компенсаторная задача — научить глухого ребенка пониманию и воспроизведению речи. Однако, как и в массовом детском саду для нормально развивающихся детей, задача физического воспитания детей с недостатками слуха — способствовать укреплению их здоровья, правильному физическому развитию, формированию двигательных навыков, развитию двигательных способностей.
Глухие и слабослышащие дети отличаются от своих слышащих сверстников отставанием в физическом развитии, формировании движений, а также характерными особенностями и нарушениями в осанке. Поэтому наряду с общими задачами, характерными для массового дошкольного учреждения, в работе с этими детьми сущест-
вуют специальные задачи, решение которых содействует преодолению отставания и коррекции имеющихся дефектов. Эти специальные задачи и определяют специфику учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми в процессе физического воспитания.
В каждое занятие физическими упражнениями обязательно включается ходьба, которая является естественным видом движений и вместе с тем достаточно сложным по координации, так как слабослышащие и глухие дети отстают от своих слышащих сверстников по координации движений в ходьбе. Они широко расставляют ноги, шаркают, неустойчивы, замедленны в движениях. Задача педагога состоит в том, чтобы прежде всего формировать у детей устойчивость, что позволит постепенно преодолеть шаркающую походку, научить ставить ноги ближе к средней линии, уменьшая боковые раскачивания. Специальной задачей остается обучение приподниманию ног в ходьбе, что детям еще трудно дается в этом возрасте и достигается в процессе постоянных упражнений в перешагивании через предметы (палки, канат, рейки.лестницы, кубики). В каждое занятие включается бег, который является также естественным видом движений. Для бега глухих и слабослышащих детей, так же как и для ходьбы, характерны специфические особенности: шарканье ногами, боковые раскачивания, рас координация, неустойчивость, непрямолинейность и др. Прыжковые упражнения, способствующие укреплению мышц ног и туловища, также находят широкое применение в содержании занятий. Многие дети не могут сделать подряд несколько прыжков на месте. Они теряют равновесие, слишком напрягаются, отталкиваются поочередно то одной, то другой ногой и т. д.
В связи с тем что у глухих детей отмечается предрасположенность к развитию плоскостопия, не следует давать им спрыгивать с большой высоты: дети не умеют правильно приземляться, делают это жестко, на прямые ноги, на полную ступню. С первых же занятий с помощью правильного показа нужно учить подпрыгивать, спрыгивать и перепрыгивать мягко, слегка сгибая колени. Это предохранит слабые мышцы свода стоп от излишнего растяжения.
Упражнения в ползании, лазании, перелезании легко усваиваются и охотно выполняются детьми. Однако лазание по гимнастической стенке у детей с нарушениями слуха отличается раскоор-/i и нацией, замедленностью, неуверенностью, боязнью высоты.
Методические основы физической культуры дошкольников
В занятия включаются также доступные детям этого возраста ползание на четвереньках по ограниченной площади опоры (по скамейке, наклонной доске). Кроме того, проводят упражнения, развивающие координацию, ориентировку в пространстве, ловкость (подползание под веревку, мостик-качалку, пролезание между рейками лестничной пирамиды и др.). Упражнения в лазании выполняются с опорой на руки и ноги. Лазание с опорой только на руки противопоказано детям, так как мышечно-связочный аппарат плечевого пояса недостаточно развит, дыхание при таком виде движений затруднено.
Необходимо отметить большую коррекционную ценность упражнений, выполняемых детьми в исходном положении лежа на животе. Все эти упражнения укрепляют мышцы спины и плечевого пояса, следовательно, наряду с другими видами движений целенаправленно влияют на формирование правильной осанки. По силе коррекционного воздействия к этим упражнениям близки подтягивания на руках по гимнастической скамейке и наклонной доске. Различные упражнения на формирование осанки в обязательном порядке включаются во все занятия.
Развитие чувства равновесия происходит в процессе выполнения упражнений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, метании и других движений. Однако в связи с тем, что у многих глухих и слабослышащих детей имеются нарушения равновесия, на занятиях широко применяются задания, специально направленные на тренировку этой функции.
У детей старшего дошкольного возраста с нарушенным слухом к семи годам состояние равновесия улучшается в ходе проведения работы по физическому воспитанию, но все-таки этот контингент дошкольников нуждается в постоянной тренировке равновесия как в движении (динамическое равновесие), так и в статической позе. В связи с этим проводятся специальные упражнения на тренировку равновесия: движения головой, повороты кругом в ходьбе и беге, остановки в беге по звуковому сигналу, остановки в беге с приседанием, изменение направления в беге друг за другом; ходьба по наклонной доске друг за другом вверх и вниз, ходьба по гимнастической лестнице друг за другом, с поворотом кругом, ходьба по скамейке боком приставными шагами, на носках, руки в стороны, встречная ходьба по гимнастической скамейке шириной 25 см с переходом на другую половину, держась за руки, удержание равновесия на одной ноге.
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
В связи с особенностями детей, специфичностью общения с ними, а также необходимостью использования специального инвентаря занятия по развитию движений рассчитаны на проведение их в хорошо оборудованном физкультурном зале.
Глухие дети нуждаются в строгой организации, поэтому для наибольшей эффективности занятий целесообразно участие в них двух взрослых.
Основным приемом обучения глухих дошкольников, особенно на первых годах, является образцовый показ упражнения. Глухие и слабослышащие дети не могут услышать объяснение, поэтому педагог, показывающий упражнение, должен быть хорошо им виден. С этой целью важно располагать необходимый инвентарь (палки, лестница, мячи, кубики) перед сидящими детьми или усаживать их так, чтобы были видны гимнастическая стенка, ковровая дорожка, вышка и другие гимнастические снаряды, необходимые для данного занятия.
На протяжении всего учебного года занятия со слабослышащими дошкольниками сопровождаются звуковыми сигналами (пианино, барабан). На занятиях дети учатся отличать громкие, ритмичные, частые и редкие звуковые сигналы и соотносить их с бегом и ходьбой. В начале обучения сигналы даются слухозрительно (дети видят и слышат барабан, пианино), позже, во 2-й половине года, дети должны уже уметь дифференцировать эти сигналы только на слух. Дети должны уметь остановиться в ходьбе или беге при прекращении сигналов, ориентируясь только на слух, переходить от одного вида движений к другому. Звук (аккорд, удар в барабан) используется также и как сигнал к началу выполнения упражнения (например, при беге к флажкам, нерелезании через скамейки, подтягивании по наклонной доске и др.), а также как сигнал к окончанию упражнения (например, прекращение катания мячей друг другу, прекращение подпрыгивании, кружения на месте).
Во время занятий по развитию движений педагог должен использовать словарь (определенный набор слов для каждого занятия). Этот речевой материал не отрабатывается предварительно, а вводится и закрепляется в процессе данных занятий (по мере необходимости воспитатель, музыкальный работник и сурдопедагог используют его и в других видах деятельности детей). Сначала каждое новое слово или фраза вводится с помощью таблички, в дальнейшем дети воспринимают этот материал в устной или в устно-тактильной форме. Каждое словесное задание является руководством к выполнению детьми
Л-37П9 625
Методические основы физической культуры дошкольников
какого-либо движения. Специальной работы над запоминанием слов на занятиях не проводится. Дети усваивают значение слов и фраз в результате их систематического употребления на каждом занятии. В физическом воспитании глухих детей особое внимание следует обратить на те движения и действия, на которых больше всего отражается отсутствие слухового контроля. Надо следить за тем, чтобы у детей не образовалась характерная для глухих шаркающая походка, чтобы они научились без стука закрывать двери, бесшумно передвигать и ставить стулья и т. д. Должное внимание уделяют воспитанию у детей чувства ритма, умения различать тактильно-вибрационные и доступные звуковые сигналы, постукивание по столу рукой, по полу ногой, шум проезжающего по улице транспорта, сигнал электропоезда, залпы праздничного салюта и т. п. Важный раздел физического воспитания глухих детей — развитие и правильное использование остатков слуха.
В работе со слабослышащими детьми используется метод работы, который направлен на коррекцию ритмико-интонационной стороны речи и развитию естественности движений. Этот метод называется фонетической ритмикой. Цель данного метода заключается в том, чтобы соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики. Работа над речью тесно связана с нормализацией речевого дыхания и умением управлять своим голосом. Упражнения на развитие речевого дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности. Упражнения на развитие голоса, речевого дыхания, темпа и ритма проводятся с музыкальным сопровождением и без него. В содержание занятий включены также упражнения, содержащие только движения, без проговаривания, — музыкально-ритмические стимуляции. Цель этих упражнений — нормализация дыхания, развитие чувства ритма, развитие движений. Движение под музыку является одним из эффективных методов формирования движений детей. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой хорошо различаются ритмические удары.
5.2.4. Особенности занятий с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата — это полиморфная в клиническом и психолого-педагогическом отношении группа. В этой группе целесообразно выделить три категории:
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
1. Дети, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата
обусловлены органическим поражением нервной системы:
• дети с поражением головного мозга детским церебральным па
раличом;
• дети с поражением проводящих нервных путей (с параличами
руки, кривошеей и т. п.);
• дети с поражением спинного мозга (последствиями полиомие
лита, травмами).
2. Дети, имеющие сочетание поражения нервной системы и
опорно-двигательного аппарата вследствие родовых травм.
3. Дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата
при сохраненном интеллекте (сколиозом).
В первой категории большинство детей имеет инвалидность.
Детский церебральный паралич (ДЦП) развивается в результате поражения головного и спинного мозга, возникающего от разных причин на ранних стадиях внутриутробного развития плода, в родах или на первом году жизни. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой патологических тонических рефлексов и несформирован-ностью цепных установочных выпрямительных рефлексов, что в свою очередь ведет к формированию специфических неправильных поз и положения конечностей (деформации). На основе этих нарушений возникают вторичные изменения в нервных и мышечных волокнах, связках, хрящах, костях и суставах в виде контрактур (ограничения движений в суставах).
Нарушения в двигательной сфере проявляются в виде парезов, нарушений координации, насильственных движений. Кроме двигательных нарушений, при ДЦП имеются расстроства речи и особенности формирования психической деятельности.
В зависимости от повреждения определенных систем мозга определяется различная степень выраженности двигательных, речевых и психических нарушений.
Существует несколько форм ДЦП (классификация К. А. Семеновой, 1978).
Спастическая диплегия — самая распространенная форма ДЦП. При этой форме заболевания поражаются преимущественно ноги. Руки поражаются в меньшей степени, что облегчает развитие навыков самообслуживания. Дети отчасти могут передвигаться самосто-и iejii.no.
Методические основы физической культуры дошкольников
Двойная диплегия — самая тяжелая форма ДЦП. Наблюдается тяжелое поражение всех четырех конечностей, причем руки поражаются сильнее, чем ноги. У детей резко нарушена произвольная моторика, они не сидят, не ходят, не стоят. У них прослеживаются грубые речевые нарушения, умственная отсталость, дети необучаемы.
Гиперкинетическая форма при которой осуществление произвольных движений затруднено за счет насильственных движений (гиперкинезов). Они возникают непроизвольно, усиливаясь от утомления или волнения. У детей наблюдаются размашистные произвольные движения, а также нарушена речь и навыки письма.
Гемипаретическая форма связана с повреждением одного полушария мозга, что ведет к поражению руки и ноги с одной стороны.
Атонически-астатическая форма — возникает при поражении мозжечка. Двигательные нарушения проявляются в координации движений, несформированности реакций равновесия, как в статике, так и динамике (атаксия), наличии низкого мышечного тонуса. У детей нарушено самообслуживание, письмо. Также отмечаются психические и речевые расстройства различной степени тяжести.
У большинства детей отмечается смешанный характер заболевания с сочетанием различных двигательных нарушений. В зависимости от двигательного дефекта различают три степени тяжести
ДЦП:
• легкую — физический дефект позволяет свободно передвигать
ся, пользоваться городским транспортом, иметь навыки самооб
служивания, а также освоить умения и навыки, необходимые для
повседневной жизни;
• среднюю — дети нуждаются в частичной помощи окружающих
при передвижении и самообслуживании. Дети с выраженными
отклонениями в развитии, обусловленными обширными пора
жениями головного мозга, могут освоить ряд умений и навыков,
необходимых в быту, что позволит уменьшить объем опеки их
родителями и окружающими и облегчит их социальные контак
ты и интеграцию в общество;
• тяжелую — дети целиком зависят от окружающих.
Органические поражения центральной нервной системы,
имеющие место у многих детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто сопровождаются колебаниями внутричерепного давления, повышенной метеочувствительностью и, как след-
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
ствие, колебаниями эмоционального состояния, работоспособности и внимания.
Нужно учитывать и то, что педагогический процесс осуществляется наряду с лечением. Проведение лечебных мероприятий требует значительного количества времени и сил ребенка. Кроме того, некоторые медицинские препараты и процедуры оказывают различное влияние на психофизическое состояние ребенка.
В связи с этим в некоторые дни приходится максимально ограничивать занятия или вообще не проводить их с детьми, чувствующими себя дискомфортно, чтобы не сформировать у них негативное отношение к самому процессу занятий.
Даже у детей с относительно легкими проявлениями двигательных нарушений отмечаются в первые годы жизни задержки психического и речевого развития. У части больных в дальнейшем это отставание сглаживается, но у некоторых детей те или иные нарушения психического развития и речи остаются в разной степени выраженности. У большинства больных ДЦП имеются расстройства зрения, кинестезии, вестибулярной системы, схемы тела, что влечет за собой патологию пространственных представлений.
У части детей с ДЦП отмечается сильное снижение активности, отсутствие мотивации к действию и общению с окружающими, нарушение развития познавательной деятельности, эмоционально-волевые расстройства, имеются и определенные нарушения внимания: низкая активность, инертность, трудность привлечения к целенаправленной деятельности, высокая отвлекаемость и т.д.
Физическое воспитание является самой важной частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с опорно-двигательными нарушениями. Развитие движений представляет большие сложности особенно в раннем и дошкольном возрасте, когда ребенок еще не осознает своего дефекта и не стремится к его активному преодолению. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они с трудом сосредоточиваются на задании, быстро становятся вялыми или раздражительными, при неудачах отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство: они начинают суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать; у них усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Произвольная деятельность у таких детей формируется очень медленно. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко
а?!
Методические основы физической культуры дошкольников
подмечают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма. Все эти особенности определяют необходимость сочетаний физического воспитания с мероприятиями, направленными на общее развитие ребенка и предупреждение у него вторичных эмоциональных и поведенческих отклонений.
Важной предпосылкой успешности воспитания детей с ДЦП (и физического воспитания в частности) является совмещение педагогических и лечебных воздействий с учетом не только двигательных, но и других осложняющих расстройств. К числу таких осложняющих расстройств относятся отмечаемые уже в первые месяцы жизни детей с ДЦП стойкие вегетативно-сосудистые и соматические нарушения: запоры, резкое снижение аппетита, иногда — чрезмерный аппетит, повышенная жажда, периодические повышения температуры без каких-либо соматических заболеваний, усиленная потливость, сосудистые спазмы как реакция на малейшее охлаждение и болезненное раздражение (бледность, похолодание конечностей и т. д.). Для многих детей с опорно-двигательными нарушениями характерно наличие страхов. Страх может возникнуть при простых тактильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей отмечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка (учащается пульс, нарушается дыхание, повышается мышечный тонус, появляется потливость, усиливаются насильственные движения, может подняться температура, усилиться бледность кожных покровов).
Ведущую роль в развитии движений у детей с церебральным параличом играет лечебная гимнастика. Это связано с тем, что в силу специфики двигательных нарушений многие статические и локомоторные функции у детей с церебральным параличом не могут развиваться спонтанно или развиваются неправильно.
При проведении всех мероприятий по развитию движений важно знать не только приемы стимуляции моторной активности и формированию двигательных навыков и умений, но и те движения и положения конечностей, которых необходимо избегать в процессе занятий и в повседневной деятельности ребенка.
Под влиянием лечебной гимнастики в мышцах, сухожилиях, суставах возникают нервные импульсы, направляющиеся в центральную нервную систему и стимулирующие развитие двигательных зон
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
мозга. Важно отметить, что только под влиянием лечебной гимнастики в мышцах ребенка с церебральным параличом возникают адекватные двигательные ощущения. Без специальных упражнений ребенок ощущает только свои неправильные позы и движения. Подобного рода ощущения не стимулируют, а тормозят развитие двигательных зон головного мозга.
В процессе лечебной гимнастики нормализуются позы и положения конечностей, снижается мышечный тонус, уменьшаются или преодолеваются насильственные движения. Ребенок начинает правильно ощущать позы и движения, что является мощным стимулом к развитию и совершенствованию его двигательных функций.
Особое внимание в занятиях лечебной гимнастикой уделяется тем двигательным навыкам, которые более всего необходимы в жизни, а именно навыкам и умениям, обеспечивающим ребенку ходьбу, предметно-практическую деятельность, самообслуживание. При этом правильность выполнения движений должна быть строго фиксирована специальными приспособлениями или.руками того, кто проводит занятия. Только при этих условиях гимнастика будет способствовать развитию у ребенка правильного двигательного стереотипа.
При стимулировании двигательных функций надо обязательно учитывать возраст ребенка, уровень его интеллектуального развития, его интересы, особенности поведения. Большинство упражнений предлагается в виде увлекательных для ребенка игр, побуждающих его к выполнению тех или иных активных движений.
Положительное влияние на развитие двигательных функций оказывает использование комплексных афферентных стимулов: зрительных (большинство упражнений проводится перед зеркалом), тактильных (поглаживание конечностей; опора ног и рук на поверхность, покрытую различными видами материи, что усиливает тактильные ощущения; ходьба босиком по песку; применение различных приемов массажа и т.д.), температурных (упражнения в воде с изменением ее температуры, локальное использование льда), проприоцептивных (специальные упражнения с сопротивлением, чередование упражнений с открытыми и закрытыми глазами).
Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выпол-i юппя тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления
Методические основы физической культуры дошкольников
о движении. Слабое ощущение своих движений и затруднения в ходе выполнения действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Поэтому на всех занятиях у ребенка формируют способность воспринимать позы и направления движений, а также предметы на ощупь. Большое значение имеет развитие ощущения частей тела.
В раннем и дошкольном возрасте естественное желание двигаться не может быть удовлетворено 20—30-минутными занятиями лечебной гимнастикой. Ребенок с церебральным параличом не в состоянии самостоятельно удовлетворить свою потребность в движении, даже владея необходимыми двигательными навыками. Это связано с тем, что ребенок с очень ранними двигательными нарушениями не знает, как действовать. Кроме того, у многих детей с церебральным параличом наблюдаются общие нарушения психической деятельности, низкий уровень мотивации; они, как правило, не умеют самостоятельно организовать игру, быстро отвлекаются и утомляются. Ограниченность двигательных возможностей формирует у большинства из них чувство неуверенности, пассивность. Малая подвижность в повседневной деятельности замедляет формирование двигательных навыков и умений, значительно обедняет двигательный опыт ребенка. Поэтому создание условий для самостоятельной двигательной активности детей с церебральным параличом является важнейшей задачей их физического воспитания.
Среди корригирующих упражнений наибольшее значение имеют дыхательные, упражнения на расслабление, на нормализацию поз и положений головы и конечностей, на развитие координации движений, функций равновесия, на коррекцию прямостояния и ходьбы, развитие ритма и пространственной организации движений.
У многих детей с церебральным параличом нарушен ритм выполнения движений, поэтому важно научить их согласовывать свои движения с заданным ритмом. Для этого многие движения полезно выполнять под счет, хлопки, музыку. Музыка особенно благоприятно воздействует на развитие движений у детей с церебральным параличом. Так, в ходьбе, проводимой под музыку, у детей легче формируется равномерность длины шага, координация движений. Музыкальный ритм способствует уменьшению насильственных движений, регулирует амплитуду и темп движений. Выполнение движений в заданном ритме тренирует функцию активного вни-
Глава 5. Учет особенностей развития ребенка в процессе...
мания. Музыка повышает эмоциональный тонус детей, создает у них бодрое, радостное настроение.
У детей с церебральным параличом на всех возрастных этапах отмечается недостаточное развитие ловкости, быстроты, силы и выносливости. Поэтому для них крайне важно выполнение специальных прикладных упражнений, формирующих основные двигательные навыки и способствующих развитию двигательных способностей. К таким упражнениям относятся ходьба, бег, прыжки, лазание и перелезание, а также различные действия с предметами (игрушками, гимнастическими палками, мячами, обручами). Детей учат правильно захватывать различные по форме, объему и весу предметы, манипулировать ими.
В ходе выполнения движений не должно быть длительной задержки дыхания у детей. Дошкольник с церебральным параличом не может произвольно регулировать дыхание и согласовывать его с движением. При выполнении упражнений в первую очередь надо обращать внимание на выдох, а не на вдох. Если дети начинают дышать через рот, необходимо снизить дозировку упражнений. При этом следует исключить случаи.постоянного ротового дыхания у некоторых детей вследствие заболеваний носовой полости (аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки, хронический насморк и т.д.).
Кроме того, при проведении фронтальных занятий по развитию движений и подвижных игр следует избегать длительного пребывания детей в одних и тех же позах, не допускать долгих объяснений заданий, так как это утомляет детей и снижает их двигательную активность. Не следует также чрезмерно возбуждать детей, потому что возбуждение обычно усиливает мышечное напряжение и насильственные движения.
В ходе физкультурных занятий нельзя проводить упражнения, которые могут вызвать переразгибание суставов, усилить приведение и внутренний поворот бедер, асимметричное положение головы и конечностей, а также те, выполнение которых требует длительного наклона головы вниз, постоянного использования одной руки или ноги.
Крайне важно избегать даже незначительных ушибов головы.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
|