Ленинградская школа:
- мономорфное – нарушается одна фонетическая группа звуков (пример – свистящие);
- полиморфное – нарушены две и более групп звуков (пример - [ш], [ж], [р])
Московский подход:
- простое – от одного до четырех звуков нарушены;
- сложное – от 5 звуков
Уровни нарушений произношения по Правдиной:
- неумение правильно произносить звуки, группы звуков;
- неправильное произношение звуков речи при правильном их произношении изолированно или в легких словах;
- смешение звуков близких по звучанию, артикуляции, при умении правильно произносить оба звука.
По проявлениям
- отсутствие звука (..ыба, коабль);
- замены ([ш] ® [с], [с] ®[т], [р] ® [л], [л] ® [в], легче);
- смешение (один и тот же звук может иметь несколько звуков–заменителей ([щ] ® [щ], [щ]® [с, с¢], [щ]®[т¢], нет четких образцов, фонематический слух нарушен точно)
- искажение (несоответствие произношений нормам языка, т.е. воспроизведение звука, который отсутствует в фонематической системе родного языка (w, th)
В зависимости от типа нарушения все дефекты делятся на две группы:
а) фонематические (фонологические) – замены, смешения (нарушения влияют на всю систему)
б) фонетические (антропофонические)- искажение (фонематический слух в норме), отсутствие звуков.
Обозначение замен
- параротацизм – замены [р], [р¢];
- параламбдацизм – замены [л], [л¢];
- парасигматизм – замены [с], [с¢], [з], [з¢], [ц], [ш], [щ], [ж], [ч].