Этап (1994-1998гг.): теоретическое развитие неоевразийской ортодоксии

После серьезного поражения национально-патриотической оппозиции в 1993 г. неоевразийство начинает постепенно приобретать значение самостоятельного направления. Делается серьезный вывод о том, что прагматического и фрагментарного усвоения неоевразийских тем в общем русле национал-патриотической политики (КПРФ, ЛДПР и т.д.) явно недостаточно, а основные силовые линии и организации не обладают достаточной степенью исторической субъектности, необходимой для полноценной реализации Евразийского Проекта.

В такой ситуации неоевразийцы концентрируют основные усилия на более тщательном развитии основных теоретических направлений - геополитика, философия истории, религиоведение. В эти годы осуществляется публикация основных работ А.Г. Дугина - "Мистерии Евразии" (1996), "Конспирология" (1994), "Метафизика Благой Вести" (1996), "Основы Геополитики. Геополитическое будущее России" (1997), "Консервативная революция" (1994), "Тамплиеры пролетариата" (1997), издание в издательстве "Аграф" трудов Н.С.Трубецкого, Г.В.Вернадского, Н.Н.Алексеева, П.Н.Савицкого (1995-1998 гг.) с комментариями А.Г.Дугина.

В 1996 начинается активная деятельность неоевразийцев в Интернете. Осуществляется создание евразийского философского портала "Арктогея" - www.arctogaia.com.

В этот период можно отметить наличие прямых и косвенных обращений к "евразийству" в программных документах КПРФ, ЛДПР, НДР (т.е. левых, правых и центристов), а также увеличение объема публикаций на тему "евразийства". Важная деталь: интерес к евразийскому наследию, как правило, ограничивается уровнем историографии. Попыток реактуализации евразийства как мировоззрения, фиолософии, политического учения, исторического метода практически никем не предпринимается.

Вместе с тем набирает силу критика "евразийства" со стороны националистов, православных «фундаменталистов» и коммунистов-ортодоксов. В рамках самого патриотического движения постепенно складываются три позиции по отношению к евразийству: отождествление с этой идеологией (само неоевразийство), фрагментарное заимствование отдельных положений (КПРФ, ЛДПР), жесткое отрицание евразийства (с ортодоксально коммунистичсеких позиций у крайне левых, с православно-монархических и расистских позиций у крайне правых, с гуманистически-западнических позиций у «патриотов-демократов» - С.Е. Кургинян).

Тогда же происходит появление "академического" смягченного неоевразийства (проф. А.С. Панарин) - с элементами просвещенческой парадигмы (отрицаемой в евразийской ортодоксии) - которое эволюционирует в сторону радикализации антизападных, антилиберальных, антиглобалистских позиций. Основные работы А.С. Панарина печатаются в это время.

В этот период складываются основные направления тюркско-туранского понимания евразийства, окрашенного в разной степени в русофобские тона. От классического наследия евразийцев берется только тюркофилия (действительно там присутствующая), но сочетается она с пантуранизмом и стремлением максимальной автономизации от федерального центра. Показательно, что в Татарстане евразийство развивают бывшие идеологи ТОЦ, националистической, антирусской, сеператистской организаци.

Иная модель «евразийства» складывается в Казахстане. Носителем этой модели выступает Президент Назарбаев, который выступает, с одной стороны, за вполне пантуранское сближение с тюркским миром, но в то же время подчеркивает свои интеграционные намерения в отношении Москвы. В этом русле происходит знаковое событие - открытие Университета им. Л.Н. Гумилева в Астане.

В эти же годы в качестве крайне левого политико-молодежного проекта некоторые неоевразийцы (в духе сменовеховства и левого евразийства Н.Устрялова) участвуют в создании "НБП", выпуске молодежной газеты "Лимонка". Задача: предложить российской молодежи (потерянному поколению) незападные, автохтонные формы творческого самовыражения. Когда в 1996-1997 гг. происходит резкая деградация НБП и ее эволюция от эстетико-интеллектуального течения в "политико-хулиганское", неоевразийцы идут на полный разрыв и позиционируют себя окончательно как совершенно самостоятельное явление.

4 этап (1998-2001): неоевразийство становится центристской политической позицией, превращается в самостоятельное направление ("Арктогея", "Новый Университет", "Евразийское Вторжение").

Неоевразийская мысль этого периода сосредоточена на углубленном развитие геополитической методологии, применении ее к анализу конкретных политических и международных явлений. Параллельно с уточнением отдельных теоретических сторон геополитической дисциплины разрабатываются схемы и модели ее более конкретного применения.

В религиозной сфере на этом этапе происходит углубленное изучение старообрядческого наследия в лоне русского Православия, развивается идея о фундаментальном значение русского раскола для логики всей национальной истории.

В политике этот этап знаменуется окончательным переходом на центристские позиции, что выливается практически в поддержке Е.М. Примакова.В 1998 г. лидер неоевразийцев А.Г. Дугин становится советником спикера Госдумы Г.Н. Селезнева.

В 1998 году осуществлено издание евразийской брошюры А.Дугина "Наш Путь" (1998), позже переизданной как «Евразийский Путь» (2002). Осуществляется регулярное издание "Евразийского Вторжения" как приложения к газете "Завтра", хотя зазор между КПРФ-ской и часто экстремистской позицией редакции «Завтра» и неоевразийцами все более увеличивается (как по основополагающим, так и по частным вопросам). В 2001 г. выходит двухтомник А.Г.Дугина "Русская Вещь", где дается обширная панорама неоевразийского подхода к самым различным областям - политологии, экономики, истории религий, литературе критике, искусствоведению, геополитике, социологии и т.д. Публикуются многочисленные статьи и интервью в прессе - "Независимая Газета", "Московские Новости", «Литературная Газета». В 1998 г. Дугин выпускает цикл музыкально-философских программ на Радио 101 "Finis Mundi"; в течение 1998 - 1999 г. ведет еженедельную часовую программу по неоевразийству и геополитике на радио "Свободная Россия".

В 2000 г. А.Г.Дугин делает последнюю попытку встроить неоевразийскую мировоззренческую парадигму в параллельный политический проект, принимая активное участие в разработке теоретической программы левоцентристского движения «Россия» (Лидер Г.Н. Селезнев), входит на начальных этапах в Центральынй Совет Движения. Несмотря на симпатию Г.Н. Селезнева к евразийству серьезных политических последствий эта инициатива не получает. С этого момента неоевразийские структуры, организовавшиеся на более формальной основе в ходе участия в создании движения «Россия», берут курс на самостоятельное политическое проявление.

С момента назначение В.В.Путина и.о. Премьера неоевразийцы заявляют о его политической поддержке. Центристские тенденции укрепляются. Они подкреплены серьезными выводами, полученными в процессе многолетнего и теснейшего сотрудничества с оппозицией относительно исторической бесперспективности этого направления и убежденности в том, что евразийский курс в современных условиях может реализоваться лишь в эволюционном, а не в революционном формате (что представлялось вероятным на предыдущих этапах).

В 2001 г. Путин оправдывает ожидания евразийцев, провозглашая вместе с главами стран "таможенного союза" в Бишкеке образование» Евро-Азиатского Экономического Содружества». В дополнение к этому в Брунее Президент Путин делает серьезное заявление: «Россия - евроазиатская страна".

В 2000 году предпринимаются первые попытки узурпировать евразийскую идеологию со стороны группы исламистов-ваххабитов (А. В. Ниязов) В 2001 провозглашается создание эфемерной "Евразийской партии России". Г. Джемаль, со своей стороны, формулирует критику "евразийства" с позиций радикального исламизма.


5 этап (2001-2002): создание ОПОД "Евразия" на позициях "Радикального Центра", декларация о полной поддержке Президента РФ В.В. Путина

В октябре 2000 года неоевразийцы принимают решение о придании движению статуса Общероссийского Политического Общественного Движения «Евразия», с января 2001 года это решение переходит к стадии окончательных организационных мер.

21 апреля 2001 в Москве проходит Учредительный съезд ОПОД «Евразия». О вхождении в "Евразию" объявляет глава ЦДУМа, шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин. ОПОД «Евразия» заявляет о своей центристской ориентации (Радикальный Центр), о поддержке Президента РФ В.В.Путина.

В мае 2001 г. ОПОД «Евразия» официально зарегистрировано Минюстом. Начинается регулярный выпуск газеты "Евразийское Обозрение".

В июне 2001 г. в Москве (Президент-отель) ОПОД «Евразия» проводит международную конференцию "Угроза ислама - угроза исламу?", где подробно вскрываются противоречия между традиционным исламом (лояльным России и евразийству) и радикальным исламизмом, который, напротив, идейно и геополитически является источником террора, дестабилизации, подрывной антироссийской деятельности. В ходе конференции особое внимание уделяется структурам «Аль-Каеды», Бин Ладену, движению Талибан, а также вскрывается информация о наличие ответвлений этого радикального направления в России.

В 2002 г. совместно с издательством «Аграф» продолжается публикация классиков евразийства. Выходят книги Э. Хара-Давана («Русь монгольская») и Я. Бромберга («Евреи и Евразия») с комментариями А.Г. Дугина и других современных евразийцев (в частности, израильского неоевразийца А. Эскина). В декабре 2001 года принято решение о начале преобразования ОПОД «Евразия» в Политическую Партию. Это решение официально подтверждено на расширенном заседании Политсовета ОПОД «Евразия» 1 марта 2002 г. в «Президент-отеле» в Москве.

В этот период выходят теоретические материалы "Евразии" - "Евразийство: от теории к практике", «Евразийский взгляд", "Геополитика террора", "Материалы VI Всемирного Русского Народного Собора", «Евразийский Путь» и т.д.

Растет количество региональных организаций и их численность. Многие региональные отделения имеют свои интернетовские и печатные издания, проводят активную самостоятельную деятельность как теоретического, так и политико-практического характера.

6 этап (2002): учреждение политической партии "Евразия"

30 мая 2002 в Москве в Свято-Даниловом монастыре состоялся Учредительный (преобразовательный) съезд Политической Партии «Евразия». Приняты «Программа» и «Устав», проведены выборы лидера партии (А.Г. Дугин) и членов Политсовета.

24 июня 2002 г. - вручение регистрационного свидетельства Минюста РФ. Регистрация партии "Евразия".

V. Основные философские положения неоевразийства

Неоевразийство теоретически состояло в возрождении классических принципов этого движения на качественно новом историческом этапе и в превращении этих принципов в основу идеологической, мировоззренческой и политической программы. Наследие евразийской классики было взято мировоззренческого основания для идейной (политической) борьбы в пост-советский период, в качестве духовно-политической платформы "интегрального патриотизма" (по ту сторону деления на "красных" и "белых"). Эта идеологическая, мировоззренческая и политическая актуализация принципиально отличает неоевразийство от трудов историков, занимавшихся евразийством как идейным и социально-политическим феноменом прошлого. "Археологией" и библиографией евразийства, а также развитием взглядов Льва Гумилева строго в рамках исторической науки занимались разные группы (Кожанов, Новикова, Сизямская, Шишкин, Ключников, Балашов). Но активно и адресно взяли евразийство на вооружение - единицы. Их-то и следует называть в строгом смысле "неоевразийцами".

Неоевразийцы объединили основные положения классического евразийства, приняли их в качестве платформы, отправной точки, теоретической базы и основы для дальнейшего развития и практического применения.

В теоретической области неоевразийцы значительно развили основные принципы классического евразийства с учетом широкого философского, культурного и политического контекста идей XX века.

Каждое из основных положений евразийской классики (см. "Основные положения классического евразийства") получило концептуальное развитие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: