Теория Спинозы о «единой субстанции»

а) Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в следующем:

- не существует различия между высшей субстанцией -
Богом и сотворенными им другими субстанциями;

- существует только одна единая субстанция, которая заключает в себе все сущее;

- данная субстанция заключает в себе окружающий мир
(Природу) и Бога;

- природа и Бог - едины;

- не существует Бога, находящегося и творящего вне
Природы, возвышающегося над природой;

- Бог внутри Природы;

- только единая Природа-Бог обладает способностью
творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» - единичные вещи; единичные вещи существуют не сами но себе, они являются всего лишь
продлениями - «модусами» единой субстанции - Природы-Бога;

- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям,
движутся во времени и пространстве, имеют начало и
конец своего существования;

- сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими качествами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не
внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из которых - мышление и протяжение (в данном случае мышление и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдельных
модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима); неподвижна.

6) Теорию субстанции Спинозы можно представить в виде следующей схемы (сравните ее с дуализмом Декарта, вопросом «Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции»).

Трехступенчатая схема теории познания Спинозы.

В гносеологии Спиноза выделяет три ступени познания:

- «познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин, - высший вид познания;

- познание, полученное в результате деятельности разума (размышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

- чувственное отражение окружающего мира, согласно Спинозе, полученное данным путем знание недоказуемо, недостоверно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: