Особенности российского бикамерализма. Эволюция Совета Федерации. Функции Совета Федерации в законотворческом процессе. Региональное и федеральное влияние в Совете Федерации

В СССР рег. участие имело особенности, связанные с этническим принципом современного федерализма. Рег. бикамерализм в СССР предполагал сущ Совета Национальностей, в который представительство нац-терр образований квотировалось в зависимости от статуса S (по К77):

  • От Союзной республики – 32 депутата.
  • От АССР – 11 депутатов.
  • От Аобл – 5 депутатов.
  • АО – 1 депутат.

Председатель Президиума СССР имел заместителей, каждый из которых представлял 1 союзную республику.

Все автономии были представлены в Союзном Парламенте, но обычные терр.обр (края, области…) представителей не имели. Обеспечивали представительство через свою союзную республику.

РСФСР располагала однопалатным парламентом. Входящие в состав Автономные республики, области и АО б.напрямую представлены в Совете.

После распада СССР конструирование Р в качестве новой федерации привели к заимствованию разных институтов федерализма, включая региональный бикамерализм. Центром диффузии инноваций б. США. Это и объясняет структуру СФ на 93г.:

  1. В СФ как и в Сенат в США предусмотрено равное представительство S, не смотря на численные различия в населении.
  2. Как и США каждый регион представлен 2мя Сенаторами.

Теоретически СФ принято считать верхней палатой, в то же t рег. участие в рос. Парламенте хар-ся существенными ограничениями:

· Формальность статуса СФ как верхней палаты. Основная законотворческая работа в ГД, СФ – корректировка НПА.

· Ограниченное и косвенное влияние рег. сообществ на формирование СФ. Выборы были лишь в 93.

Сама К предусматривает формирование СФ через делегирование ее членов органами рег. власти. Как и в случае с формированием рег. власти широкие рамки, заданные К93, позволили на практике неоднократно менять способ формирования СФ, а вместе с ним и реальный h рег. участия.

По К конкретный порядок формирования СФ устанавливается ФКЗ.

Характерные особенности рос. бикамерализма:

  1. Иерархия палат (формальная).
  2. Равное представительство S РФ (по 2).
  3. Невыборное формирование рег. палаты. При чем используется уникальная формула: обычно невыборные рег. палаты формируются рег. зак.собранием. В Р же принцип = 2х ветвей власти (зак, исп.)

В то же t в начале 2000 годов – дискуссия о возможности изменения выборов в СФ без изменения К. Теоретически возможно избрание членов СФ гражданами из числа кандидатов, предложенных органами рег. власти.

СФ является 1 из самых неустойчивых властных институтов в Р. За t его существования принципы его формирования менялись неоднократно. Не менялся лишь принцип = представительства (по 2).

Этапы эволюции:

  • СФ был создан на основе переходных положений К. В тот же день, что и голосование за К93. Каждый S РФ представлял собой двухмандатный округ. В этот T значительная часть СФ составляли руководители рег. исп. власти.
  • Начало 96г. На основании ФЗ 95 – каждую из ветвей власти CA представляет по должности рук/спикер зак.собрания. В случае смены губ/спикера он утрачивал положение в CФ, которое переходило к его приемнику.
  • 2000г. Закон – представителями становятся члены определенные органами представительной и исп.власти соответственно. Ротация б постепенной и завершилась к 2002г.

Принципы формирования СФ по реформе 2000-2002:

1. Принцип назначения члена СФ, использующийся при определении члена СФ, представляющего рег. исп. власть.

2. Принцип непрямых выборов членов СФ используется при определении члена СФ, представленного рег. зак. властью. Член СФ определяется тайным голосованием депутатов Зак. собр. При этом закон делает возможным, но необязательным проведение альтернативных выборов.

3. Принцип сдержек и противовесов. Рег. Зак.собрание имеет право повлиять на назначение губернатором своего представителя в Сенат (Губ направляет свой указ в рег. собрание, при том процедура обязательного утверждения этой кандидатуры не предусматривается, но возможна ситуация, когда ЗС 2/3 голосов проголосовали против кандидата губернатора. В этом случае губернатор должен принять новое решение.

4. Принцип избрания (назначения) члена СФ на срок полномочий соответствующего органа гос. власти.

5. Принцип прекращения полномочий. Член СФ м.б. отозван до истечения срока полномочий. В соответствии со ст.4 ФЗ «о статусе члена СФ и статусе члена ГД».

Внесение поправок, предусматривающих инициативу спикера СФ об отзыве члена СФ б. сделано с целью усиления позиций фед. центра и контроля за решениями рег. власти по своим представителям.

6. Принцип утверждения полномочий членов СФ в самой Верхней Палате не м. отменить решение, принятое рег. властями, однако, процедура вхождения в СФ не является автоматической.

7. Работа члена СФ на постоянной (профессиональной) основе, аналогично депутатам ГД.

· 2006. СФ представляет собой в большей степени выходцев из М., а не из регионов. Специалисты критиковали, что данный состав СФ не соответствует принципам фед-ма. Поэтому в 2006г б внесены изменения, а именно введен ценз оседлости (не менее 10 лет на терр S).

· С 2011г. В 2008г Медведевым были внесены изменения, которые вступят в силу с 01.01.2011.

Согласно этим изменениям – кандидатом для назначения в СФ м.б. только гражданин РФ, являющийся депутатом Зак. собрания S РФ или муниципального образования, расположенного на терр S РФ.

F СФ в законотворческом процессе:

Полномочия и f 2х палат Парламента существенно различаются:

1. F принятия особоважных гос. решений. В соответствии с мировой практикой региональная палата имеет f, которые позволяют говорить о включении региона в процесс принятия важнейших общегос. решений. Ст.102 К РФ устанавливает компетенцию СФ:

А) Решения, связанные с применением силы. Н-р: утверждение ЧП; решение о использовании w сил заграницей.

Б) Решения, касающиеся института Президента (Назначение Президентских выборов и импичмента).

Б) Кадровые решения, касающиеся Высших органов суд власти и Прокурорского надзора (Назначение судей высших судов и ген.прокуроры)

Обязательными к рассмотрению в СФ подлежат, принятые ГД ФЗ по?:

- связанным с применением силы и междунар отношениями (договоры, w и мир).

- важнейшие эк.решения.

2. F принятия решений в сфере РП:

- утверждение границ между S

3. F фильтра в законотворческом процессе.

Все федеральные законы, принятые ГД в течении 5 дней передаются на рассмотрение в СФ. Верхняя палата имеет полномочия одобрить, отклонить, а так же не рассматривать его вообще.

Одобрение закона СФ. Происходит, когда голосуют более ½ от общего числа его членов. После чего закон передается на подпись к Президенту. Условным одобрением считается ситуация, если в течение 14 дней СФ не рассмотрел закон. Но при этом законы по определенным особо важным вопросам, которые указаны в К подлежат обязательному рассмотрению в верхней палате и ситуация условного одобрения для них невозможна. В случае несогласия СФ имеет право отклонить закон. Две палаты могут создать согласительную комиссию. После чего новая редакция закона должна пройти повторную процедуру принятия в ГД и одобрения СФ.

В конфликтной ситуации ГД может преодолеть вето СФ 2/3 голосов и закон будет считаться принятым, несмотря на позицию верхней палаты. Такая схема законотворческого процесса означает, что региональная палата выполняет роль фильтра, одобряя или отклоняя законы, которые принимает ГД. СФ имеет право законодательной инициативы, но в любом случае принятие закона происходит в ГД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: