авиационный турбовинтовой двигатель
ТВД-400 предназначен для установки на легкие учебно-тренировочные самолеты: Д-12 "Сапсан", "LARK" и др. В феврале 1999 г. ТВД-400 проходил стендовые испытания и наработал более 500 часов, развив мощность до 500 л.с. Ожидается, что после проведения испытаний серийный двигатель будет иметь максимальную мощность не 400 л.с. (как было заявлено ранее), а 500...560 л.с.
ТВД-400 будет применяться с двумя
типами воздушных винтов: обычный
и со сверхзвуковыми лопастями.
Сэ взл. = 0,37 кг/л.с.ч
Пвыходного вала = 2000...6000 об./мин.
Ццб. = 620 мм
ТВД-400 [12] |
Мдв. = 96 кг
ГУНПП Завод имени В.Я.Климо6а"
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
Адрес: 194100 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Кантемировская, 11
Тел.: (812) 245-1586, 245-4310
Факс: (812) 245-4329
Телекс: 121282 JET RU
Е-mail: klimov@klimov.spb.su
Http: //www.bestrussia.com/net/klimov
Генеральный конструктор - Саркисов Александр Александрович Технический директор - Листратов Андрей Павлович Главные конструкторы двигателей для:
гражданских самолетов - Петров Владимир Станиславович энергетических установок - Морозов Валерий Аркадьевич военных самолетов - Старовойтенков Валентин Викторович вертолетов - Изотов Петр Сергеевич
|
|
Предприятие берет начало от завода "Русский Рено", основанного в 1914 г. в Петербурге. Завод производил сборку авиационных двигателей "Рено" мощностью 162 кВт, применявшихся на самолетах И.И.Сикорского и Д.П.Григоровича. В 1927 г. на его базе образован завод "Красный Октябрь", который изготовлял электрооборудование, запчасти для тракторов, узлы для танков, выполнял переборку танковых двигателей, выпустил в 1930 г. первый советский серийный мотоцикл Л-300. В 1939-40 гг. на заводе велась подготовка к производству авиационных поршневых двигателей М-105. В августе 1941 г. завод был перебазирован в Уфу, где влился в авиамоторостроительное предприятие, созданное на базе эвакуированного из Рыбинска Завода №26, в состав которого входило с 1935 г. КБ В.Я.Климова. В годы Великой Отечественной войны Уфимский завод выпускал ПД М-105 и ВК-107 конструкции Климова. В 1946 г. В.Я.Климов возглавил образованное в Ленинграде ОКБ, ориентированное на разработку ГТД. В 1963 г. предприятию присвоено имя В.Я.Климова. В 1975 г. на базе ОКБ создано Ленинградское научно- производственное объединение имени В.Я.Климова.
Предприятие награждено орденами Ленина (1969 г.) и Октябрьской Революции (1977 г.)
В настоящее время "Завод имени В.Я.Климова" специализируется на разработке и доработке авиационных турбореактивных, турбовинтовых и турбовальных двигателей, жидкостных ракетных двигателей, танковых и морских ГТД, бортовых энергоузлов.
|
|
Материалы по "Заводу имени В.Я.Климова" составлены по архивам Центра истории авиационных двигателей, книге "Двигатели НК", энциклопедии "Авиация" и рекламным материалам предприятия. Все тексты откорректированы и дополнены разработчиком..
РД-10
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
авиационный турбореактивный двигатель
Конструктивная схема JUMO-004[100] |
Фирма Junkers получила заказ от Министерства авиации Германии на разработку ТРД JUMO-109-004 в 1939 г. Разработанный под руководством доктора А.Франца, двигатель был рассчитан на то, чтобы его можно было быстро запустить в производство, несмотря на ухудшение некоторых его характеристик.
Ме-262А-2а [28] |
Як-15 [8] |
В ноябре 1940 г JUMO-109-004A был испытан на стенде, а марте 1942 г. прошел летные испытания. Построено около тридцати экземпляров этой модификации. Серийный образец JUMO- 004B1 запущен в производство в марте 1944 г. Он имел следующие параметры: Рвзл. = 900 кгс Суд.взл. = 1,4 кг/кгс.ч Gв = 21,2 кг/с Лк = 3,14 Тг = 1048 К
Мдв. = 745 кг Lдв. = 3860 кг Dмакс. = 760 мм
Разрабатывались другие модификации двигателя: JUM0-004D (Рвзл. = 1050 кгс), JUM0-004H (Рвзл. = 1805 кгс), JUM0-004G (Рвзл. = 1693 кгс). В 1945 г. проведены испытания двигателя JUM0-004E с дожиганием топлива (Рвзл. = 1000 кгс, Рвзл.с дожиг. = 1200 Кгс, Тг дожиг. = 1143 К).
В производстве двигателей участвовали заводы, расположенные в городах Дессау, Магдебург, Кетен, Прага, Циттау и др. В связи с усилившейся бомбардировкой Германии эти предприятия были передислоцированы в подземные убежища, наиболее крупное из которых площадью 40000 м2 располагалось вблизи г.Нордхаузен.
Всего в Германии изготовлено 6424 двигателя марки JUM0-004 (в 1943 г. - 41 шт., в 1944 г. - 1201 шт., в 1945 г. - 5182 шт.), которые устанавливались на самолеты Ме-262 и Аг-234В. С целью знакомства с немецкими работами в области реактивных двигателей, а также для отправки в СССР образцов этой техники по окончании войны были организованы группы из советских специалистов, которые входили в состав Комиссии по изучению научных и технических достижений Германии. Председателем Комиссии назначен А.С.Яковлев, конструктор истребителей марки "Як", который занимал в то время должность заместителя министра по опытному самолетостроению.
В 1945-46 гг Советское правительство решило возобновить производство двигателей на заводах фирмы Junkers в г. Дессау. В этом городе располагались опытные заводы фирмы по производству авиационных двигателей и самолетов.
На территории завода были найдены подорванные фаустпатронами двигатели JUMO-004. Предполагалось из имеющихся деталей построить двигатели JUMO-004, продолжить их совершенствование, а также возобновить разработку двигателей JUM0-012 и JUMO- 022. Для этого было организовано Особое техническое бюро МАП, руководил которым Н.М.Олехнович. Конструкторскому бюро под руководством доктора А.Шайбе в г. Дессау было дано задание закончить форсирование ТРД JUMO-004F с тягой на земле 1200 кгс в мае 1946 г. Двигатель был изготовлен в мае 1946 г. и в течение всего 1946 г. на двигателях велись испытательные и доводочные работы. Проведено несколько длительных испытаний в пределах от 10 до 25 часов. Но форсирования двигателя на ресурс 20-25 часов достигнуть не удалось из-за недостаточной прочности турбинных лопаток. Осенью 1946 г. КБ Шайбе было занято разработкой новой конструкции лопаток и дисков турбины.
В октябре 1946 г. все работы в этом направлении были переведены на строящийся в г Куйбышев завод №2. Доктор Шайбе возглавил ОКБ-1, в котором работали инженеры фирмы Junkers. В 1945 г. ОКБ В.Я.Климова занялось внедрением в производство трофейного немецкого турбореактивного двигателя JUM0-004 под индексом РД-10. Двигатель имел осевой восьмиступен- чатый компрессор, камеру сгорания с шестью индивидуальными жаровыми трубами, расположенными по окружности, и одноступенчатую турбину. Регулирование тяги осуществлялось единым рычагом за счет изменения подачи топлива и площади выходного сечения сопла путем перемещения в сопле подвижного конуса. В качестве основного топлива использовался керосин, для запуска двигателя применялся бензин. Раскрутка турбины при запуске
|
|
осуществлялась специальным двухцилиндровым бензиновым пусковым двигателем с отдельной бензосистемой. Рном. = 900 кгс Суд.ном. = 1,43 кг/кгс.ч Ge = 23 кг/с 71к = 3,0 Ьдв. = 3935 мм Эдв. = 810 мм Мдв. = 720 кг
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА" |
РД-10 серийно производился до 1953 г и эксплуатировался на первых советских реактивных истребителях А.С.Яковлева (Як-15, Як-17, Як-19), С.А.Лавочкина ("150", "152", "156" и др.), П.О.Сухого (Су-9) и др. В самолетостроительных ОКБ А.С.Яковлева и С.А.Лавочкина совместно с ЦИАМ были разработаны несколько конструкций двигателя РД-10Ф с дополнительным впрыском (дожиганием) топлива за турбиной -
Як-17УТИ [8] |
в реактивное сопло, что позволило увеличить тягу двигателя на старте на 20...25% и на 60...100% на максимальной скорости полета. В 1946-49 гг. двигатели РД-10А/РД-10Ф выпускались на Уфимском заводе №26 (сейчас ОАО "Уфимское МПО"). В 1946 г выпущено 59 двигателей, в 1947 г - 447, в 1948 г - 833.
РД-45Ф
авиационный турбореактивный двигатель
РД-45Ф [ 12] |
МиГ-15УТИ [1] |
Nene-I [83] |
Освоение производства двигателей английской фирмы Rolls-Royce Nene-I и Nene-II под обозначением соответственно РД-45 и РД-45Ф началось в конце 1946 г. Работы по двигателям велись в ОКБ-45 совместно с ОКБ-117 под руководством Главного конструктора В.Я.Климова. ТРД РД-45 производился серийно с 1947 по 1958 г. на ряде авиационных заводов СССР (в 1953-58 г. - в Запорожье, в 1948-55 гг. - в Уфе). РД-45 представлял собой одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания, одноступенчатой турбиной и выхлопной трубой с реактивным насадком. Двигатели РД-45 и РД-45Ф конструктивно отличались друг от друга в основном тем, что первый двигатель имел корпус газосборника сварной конструкции, второй - литой, что позволило не только уменьшить его массу, но и увеличить тягу с 2040 до 2270 кг.
|
|
Двигатели РД-45 главным образом эксплуатировались на истребителях МиГ-15, а также были установлены на ряде опытных самолетах: бомбардировщиках А.Н.Туполева и С.В.Ильюшина, истребителях П.О.Сухого (Су-15), С.А.Лавочкина ("168", "176"), А.И.Микояна (И-320), транспортно- десантном самолете Р.Л.Бартини Т-200 и др.
Рвзл. = 2040 кгс (РД-45Ф - 2270 кгс) Суд.взл. = 1,06 кг/кгс.ч Ge = 40 кг/с Лк = 4,0
Тг макс. = 1140 К Ьдв. = 2460 мм Эдв. = 1255 мм
Мдв. = 808 кг (РД-45Ф - 705 кг)
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
РД-500
авиационный турбореактивный двигатель
См. главу "Тушинское МКБ "Союз".
ВК-1
авиационный турбореактивный двигатель
Ил-28 [48] |
В 1946-47 гг. были проведены работы по созданию на базе РД-45 более мощного двигателя, который получил название ВК-1. В 1949 г. он прошел Госиспытания и стал первым в СССР крупносерийным турбореактивным двига-
По конструкции ВК-1 подобен РД-45: одновальный ТРД с одноступенчатым центробежным двухсторонним компрессором, девятью индивидуальными трубчатыми камерами сгорания и одноступенчатой турбиной.
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
ВК-1Ф [7] |
ВК-1 и его модификация ВК-1А тягой 2700 кгс устанавливались на серийных самолетах МиГ-15бис, МиГ-17, Ил-28, Ту-14Т, а также большом количестве опытных самолетов всех самолетостроительных ОКБ СССР. Рвзл. = 2700 кгс Суд.взл. = 1,07 кг/кгс.ч Ов = 48,2 кг/с Кк = 4,2
Тг макс. = 1170 К Ьдв. = 2640 мм Эдв. = 1270 мм Мдв. = 870 кг
В 1951 г. разработана и запущена в серийное производство модификация двигателя ВК-1Ф с дожиганием топлива в форсажной камере с кратковременным режимом тягой 3380 кгс. ВК-1Ф устанавливался на истребителях МиГ-17Ф/ПФ.
Двигатели семейства ВК-1 серийно выпускались с 1949 по 1958 г. на заводах СССР (ОАО "Уфимское моторостроительное ПО", АО "Пермский моторный завод" и АО "ММП имени В.В.Чернышева"), Польши, Чехословакии, Китая. Всего было изготовлено более 20000 двигателей ВК-1 всех модификаций. Дальнейшее развитие ВК-1 получил в опытных двигателях ВК-5, ВК-5Ф, ВК-7, тяга которых была на уровне 3100...5250 кгс.
В настоящее время отработавшие летный ресурс двигатели ВК-1 применяются на аэродромах для их очистки от снега и льда.
ВК-5Ф [47] |
Ла-200Б[3] |
C июня 1956 г. в Китае на предприятии LEMC (Liming Engine Manufacturing Company) ВК-1Ф выпускался под маркой WP5. В 1957 г. там же начато производство WP5A (ВК-1 А) для самолета Н-5 (Ил-28).
ВК-2
авиационный турбовинтовой двигатель
В 1947 г. началась разработка ТВД ВК-2 для самолетов С.В.Ильюшина и А.Н.Туполева. В марте 1951 г. двигатель прошел Госиспытания, но в серии не строился.
ВК-2 стал первым отечественным турбовинтовым двигателем.
Конструктивно двигатель состоял из Ов = 28,5 кг/с
девяти индивидуальных трубчатых Кк = 5,0
камер сгорания, двухступенчатой тур- Тг макс. = 1071 К
бины, выхлопного сопла и редуктора Ьдв. = 3677 мм
привода винта. Эдв. = 1115 мм
Na взл. = 4800 э.л.с. Мдв. = 1400 кг Сэ взл. = 0,320 кг/э.л.с.ч
ЗАВОД ИМЕНИ В.Я.КЛИМОВА"
ВК-3
авиационный турбореактивный двигатель
В 1952 г. ОКБ начало разрабатывать первый отечественный ТРДДФ ВК-3 для истребителя-перехватчика И-3 (И-380) конструкции Микояна. Двигатель испытывался на стенде и в полете на опытном истребителе. В ходе летных испытаний в 1956 г. были достигнуты скорость 1960 км/ч и потолок 18000 м.
И-3 (И-380) [99] |
По конструкции ВК-3 - это одноваль- ный ТРДДФ с 10-ступенчатым осевым компрессором (перепуск воздуха за турбину осуществлялся из-за второй ступени компрессора по 12 трубам), кольцевой камерой сгорания, трехступенчатой турбиной, регулируемым створчатым смесителем, форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым соплом. Компрессор двигателя имеет двухпозиционный, регулируемый входной направляющий аппарат восьмой ступени. Серийно двигатель не производился. Рном. = 5730 кгс Рмакс. ф. = 8440 кгс Суд.кр. = 0,739 кг/кгс.ч Мдв. = 1850 кг
Для истребителя И-1 (И-370) КБ Микояна создан ТРД ВК-7. Рном. = 4200 кгс Рмакс. = 6270 кгс