Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
Ø нарушение питания (из-за недостаточного поступления пищи по сравнению с потребностями растущего организма);
Ø неэффективное дыхание (вследствие застойных явлений);
Ø дефицит объема жидкости (из-за недостаточного поступления и больших ее потерь, связанных с одышкой);
Ø гиподинамия, снижение устойчивости к нагрузкам (вследствие гипок-сии);
Ø изменение внешнего вида (дисгармоничное развитие, деформация концевых фаланг верхних и нижних конечностей, цианоз и др.), задержка роста и развития;
Ø высокий риск присоединения интеркуррентных инфекций (из-за снижения иммунитета);
Ø высокий риск социальной изоляции детей, связанный с частой госпитали-зацией и инвалидизацией;
Ø снижение познавательной активности;
Ø необходимость проведения длительной поддерживающей терапии;
Ø страх перед сложными диагностическими и оперативными вмешатель-ствами;
|
|
Ø ограничения в выборе профессии;
Ø инвалидизация;
Ø угроза для жизни.
Возможные проблемы родителей:
Ø шок на получение информации о наличии врожденного порока сердца у ребенка;
Ø дефицит информации о заболевании и прогнозе;
Ø неверие в благополучный исход;
Ø хроническая усталость;
Ø неправильное воспитание ребенка (потворствующая гипер - или гипоопека);
Ø потеря профессиональной деятельности;
Ø снижение материального уровня жизни семьи;
Ø ситуационный кризис в семье.
Сестринское вмешательство
2. Информировать родителей о возможных причинах развития ВПС, клинических проявлениях и течении, принципах лечения, возможных осложнениях и прогнозе для жизни.
2. Поддержать родителей на всех стадиях заболевания ребенка. Давать правдивую информацию о состоянии ребенка и предстоящих диагностических и оперативных вмешательствах.
3. Обеспечить жизненные потребности ребенка. Создать комфортные условия для него (поддерживать оптимальный температурный режим, возвышенное положение в постели, бережное выполнение всех манипуляций и др.). Соблюдать асептику и антисептику при уходе и выполнении всех манипуляций (в целях профилактики внутрибольничной инфекции).
4. Применять терапевтическую игру при подготовке ребенка к инвазивным вмешательствам и операции:
• объяснить работу сердца, используя символ «сердечка» и тиканья часов;
• детям старшего возраста рассказать о ходе предстоящей операции, познакомить с используемым оборудованием;
|
|
• разрешить поиграть со стетоскопом, кислородной маской, тонометром, обсудить с ребенком размеры повязки, которая будет наложена ему в послеоперационном периоде;
• показать послеоперационную палату и работающие мониторы.
5. Осуществлять мониторирование ребенка и медицинское документирование в до- и послеоперационном периоде:
• контроль состояния, регистрация характера дыхания, ЧСС, АД, цвета кожных покровов и слизистых оболочек, приступов немотивированного беспокойства, одышки, судорог, рвоты;
• своевременно санировать дыхательные пути;
• учитывать объем и состав получаемой жидкости (питание, инфузионная терапия) и всех выделений (мочи, кала, рвотных масс);
• проводить термометрию 2 раза в сутки;
• проводить забор материала для лабораторных скрининг программ.
6. Контролировать проведение поддерживающей терапии дигоксином:
• при даче препарата точно дозировать дигоксин (обычно назначается в микрограммах - 1000 мкг = 1 мг);
• контролировать апикальный пульс до и после приема препарата;
• проводить регулярно мониторинг состояния ребенка для своевременного выявления признаков дигиталисной интоксикации.
6. Обучить родителей правильному применению дигоксина в домашних условиях:
• давать дигоксин за 1 час до еды или через 2 часа после еды 2 раза в день через 12 часов;
• вводить препарат в заднебоковые отделы ротовой полости, предпочтительнее впрыскивать разведенный препарат с помощью шприца (без иглы);
• не смешивать лекарства с пищей или другими жидкостями;
• помочь ребенку прополоскать полость рта или почистить зубы после приема препарата, так как препарат способствует разрушению зубов;
• если через 15 минут после приема препарата у ребенка появилась рвота, следует повторно ввести назначенную дозу;
• если пропущен прием препарата, следующую дозу дать в обычное время, но если пропущено более 2-х приемов, то следует проконсультироваться с врачом;
• хранить дигоксин в недосягаемом для ребенка месте;
• вести дневник приема препарата;
• при выявлении признаков передозировки препарата требуется немедленная консультация врача, если ребенок находится дома - срочная госпитализация.
7. Обеспечить ребенка лечебным питанием. Детей раннего возраста необходимо кормить часто (на одно-два кормления больше), но малыми порциями. Из пищевого рациона исключить продукты, вызывающие повышенное газообразование (горох, фасоль, бобы, белокочанную капусту и пр.) и возбуждающие ЦНС (кофе, шоколад, чай), помимо этого, жирные сорта мяса, крепкие бульоны, колбасные изделия, консервы и сдобу. Не следует подсаливать пищу и применять продукты повышенной солености (икра, селедка, соленые огурцы, брынза и др.). Обогатить диету калийсодержащими продуктами (печеный картофель, овсяная и гречневая каши, бананы, чернослив, изюм, курага, отвары и настои из них) для улучшения трофики миокарда. При недостаточности кровообращения ограничить жидкость.
8. Обучить родителей оказанию первой помощи при развитии одышечно-цианотического приступа.
9. Научить родителей удовлетворять физические, эмоциональные, психологи-ческие потребности ребенка. Помочь им правильно оценивать состояние, его способности и возможности, контролировать уровень интеллектуального развития. Своевременно корректировать поведение, напрямую общаться с ним, избегать чрезмерной опеки, обращаться с ним как с равным, чаще обсуждать его внутренние ощущения, не применять фраз, вызывающих сочувствие, во избежание формирования ощущения выгоды от болезни («когда болен, тогда любят»). Строить правильные взаимоотношения в семье, одинаково ровно относиться ко всем детям.
10. Поощрять игровую деятельность ребенка, в соответствии с расширением лечебно-охранительного режима, постепенно расширять и двигательный режим, проводить занятия ЛФК с целью обеспечения приспособления сердечнососудистой системы к возрастающим физическим нагрузкам.
|
|
11. Необходимо как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка с ВПС в обществе, мотивировать его на выбор профессий, не связанных с физическими и умственными перегрузками, развивать его увлечения, хобби.
12. Убедить родителей в необходимости динамического наблюдения за ребенком врачами - педиатром, кардиологом, кардиохирургом после выписки из стационара, своевременно проводить санацию хронических очагов инфекции (кариозные зубы, аденоидит и пр.). Проконсультировать родителей по вопросам оформления документов для врачебно-экспертной комиссии с целью получения пособия по инвалидности.