Перейдем теперь к интеллектуальному спектру следующих столетий. Начиная с I в. до н. э. в сферу научной мысли вступили римляне. Имеются в виду не только римляне по национальной принадлежности, а все те мыслители, которые жили в границах Римской империи. Многие из них были выходцами из Египта, Сирии и других восточных стран. Интеллектуальный спектр этих столетий был итогом не естественного развития предшествующей римской культуры, а ее стремительного преобразования в результате мощнейшего влияния, оказанного на нее эллинистической ментальностью, осложненного в дальнейшем влияниями с Востока.
Если посмотреть на диаграмму 1, то будет видно, что в I в. до н. э. интеллектуальная сфера почти целиком занята заметно усилившимися эпикурейским эмпиризмом, фидеизмом, скептицизмом, мистицизмом и гораздо менее влиятельным идеалистическим рационализмом.
Общая социокультурная ситуация в I в. до н. э. — I в. н. э., с ее трагическими событиями, мешала естественному развитию
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 327
общественного сознания, и в результате образовался самый трагический и безнадежный с точки зрения истины спектр римской ментальности I в. н. э.
Из двадцати пяти обозреваемых столетий он имеет самый низкий процент идеалистического рационализма, самый низкий — эмпиризма (за исключением Средневековья), зато более 80% его заняты фидеизмом и мистицизмом. Поистине трагический спектр отчаяния! И тем не менее если учесть соответствующие факторы, то такой спектр окажется вполне естественным. Почему?
Достаточно упомянуть основные трагедии, произошедшие на протяжении рассматриваемых веков, чтобы понять неизбежность этого.
Примерно в конце II в. до н. э. появились первые признаки упадка некогда успешной чувственной адаптации. Внешне Рим все еще оставался победоносным, он по-прежнему перемалывал внутри своих границ другие страны и народы, и империя продолжала разрастаться. Но внутренние условия изменились. В Риме началась классовая борьба, вылившаяся в череду мятежей, восстаний и великие гражданские войны первого и второго триумвиратов11, которые длились, с незначительными перерывами, почти целое столетие.
В течение этого периода (конец II-I вв. до н. э.) жизнь людей стала чрезвычайно трудной. Во-первых, она сделалась небезопасной. Массовый террор и массовое истребление противников со стороны временно победившей фракции сделали безопасность жизни невозможной. Непрекращающиеся массовые конфискации имущества у сторонников потерпевших поражение фракций свели к нулю священное право собственности и гарантии ее сохранения. Крестьяне и землевладельцы лишились сроей земли и превратились в городских пролетариев. Сам пролетариат был поставлен в положение бездомного, бесправного и неимущего паразита12, кое-как питающегося и развлекающегося за счет государства. В руках демагогов и политиканов он стал носителем духа беспорядка и разрушения. Прежнее процветание обернулось развитием чувственности и материализма; патриархальные сельские нравы были забыты. Результатом стала общая Деморализация.
Время правления Августа и некоторые другие периоды продемонстрировали временное улучшение, но даже тогда «невыразимая тревога, нагоняющая страх, порой охватывала людей...