Туман невыплаканных слез нередко застилает гениальный взор Вергилия, величественного в своей печали по поводу сомнительной участи рода человеческого» |3, Такое же предчувствие заметно и у Лукреция 14. Среди масс стала распространяться идея конца света.
После I в. упадок римской чувственной культуры, с ее экономическим комфортом, общественной безопасностью, культом наслаждений и т. п., после нескольких мимолетных остановок продолжился и привел к так называемому «падению Римской империи».
Духовными последствиями столь безнадежной ситуации почти всегда являются чрезвычайный рост, с одной стороны, апокалиптического фидеизма и мистицизма, а с другой — цинично-нигилистического скептицизма и сенсуализма под лозунгом «Carpe diem»15. Это как раз то, что отражено в наших таблицах.
Поскольку активно-чувственная адаптация путем изменения и улучшения внешнего мира все больше и больше обнаруживает свою несостоятельность, некоторые мыслители начали все больше обращать как свое нравственное сознание, так и свой поиск истины и знания к идеациональному миру. Поворот, однако, был совершен с отчаяния. Следовательно, он принял форму не безмятежного и спокойного идеационального рационализма, а \ форму фидеизма и мистицизма — отчаявшегося и воинствен- * ного.
|
|
В таких условиях катастрофическое и апокалиптическое сознание было естественным. Неизбежной была и прочная вера в приближающийся конец света. Мы имеем более чем достаточно свидетельств о широком распространении таких верований среди христиан, иудеев, гностиков, римских стоиков, неоплатоников, неопифагорейцев.
Эта вера сохранялась и в течение последующих столетий: ведь бедствия продолжались.
«Они считали, что конец света совсем близок, и эти верования распространялись по мере приближения к V в. н. э., когда империю охватили бедствия, сопровождавшиеся вторжением варваров и ее разрушением» 16.
«Падение нравов в начале христианской эры часто бывало преувеличено, но оно действительно наблюдалось. Многочисленные нездоровые симптомы свидетельствуют о полной моральной анархии. По мере приближения конца империи сила воли у людей, по-видимому, совсем ослабела и характеры размягчились.
14. Качественная сторона флуктуации систем истины и знания 329
Все реже встречались крепкие, здоровые натуры, все больше распространялись вырождение и испорченность, сопровождавшиеся разгулом страстей. Та же внутренняя слабость, которая вела к преступлению, поощряла людей искать спасения в аскетизме и приводила их к священнослужителям восточных религий, на которых смотрели как на врачевателей душ»|У.
|
|
Было бы чудом, если бы в такой атмосфере не развились мистицизм и фидеизм.
А с другой стороны, такая катастрофическая ситуация благоприятствовала развитию и нигилизма и циничного скептицизма, а также пассивного и столь же циничного эпикурейства.
Позднее для большинства людей ситуация превратилась в безнадежное «Carpe diem», а горькое и циничное разочарование достигло крайней степени. Эта философия оказывала в период упадка Рима воздействие не только на людей необразованных, но и на интеллектуалов, таких как Лукиан (120-200 н. э.), который писал: «Алтари Зевса так же холодны, как Хризипп. Религия — абсурд, философия — пуста. Поэтому давайте наслаждаться мгновением и забудем об энтузиазме»18. Какое-то короткое время общество могло верить в такого рода «Carpe diem», но бесконечно это не могло продолжаться. Если посмотреть на табл. 1 и 2 и диаграмму 1, то обнаружится, что после III в. н. э. эпикурейский скептицизм и нигилизм исчезли.