вается тезис, где и когда начинается антитезис, и, наконец, где и когда происходит синтез. Диалектическая формула упрощает разнообразие реальных процессов и навязывает им несуществующую в жизни монотонность. Допущение же множества разнообразных фаз, ритмов и тактов в каждой волне, напротив, гораздо ближе к истине и еще раз подтверждает тезис о «творчески беспорядочном» характере исторического процесса. Формула Гегеля описывает лишь один из многих ритмов и тактов, характерных для самых разнообразных волн. Обобщение здесь — чрезмерное.
/. Чередование периодов усложнения — дифференциации и упрощения — унификации. Теперь попытаемся взглянуть на психосоциальное значение приведенных данных и на их взаимоотношения. Греческая философия начинается с периода безраздельного господства гилозоизма или, точнее говоря, монизма, вследствие чего в ней было только одно течение — безмятежный и уравновешенный идеалистический натурализм, означающий единогласие идеологии и разума. Вскоре, однако, единогласие было нарушено: в 560 г. до н. э. философия разделилась на два течения — идеалистическое и материалистическое. В 540 г. до н. э. и сам идеализм раскололся на два течения — плюралистическое и монистическое, а в 440 г. до н. э. обнаружилось, что не только материализм и идеализм образовали свои подвиды, но и появилось еще несколько философских течений смешанного типа, играющих значительную роль. Таким образом, с течением времени и по мере развития греческой культуры наблюдается рост дифференциации, как сказал бы Г. Спенсер. Это означает разделение до тех пор единой философской мысли и идеологии, увеличение числа различных школ и направлений, находящихся в антагонистических отношениях друг с другом,
|
|
Эта дифференциация, не обязательно, впрочем, увеличивающаяся, какое-то время сохранялась. Таким было положение дел до наступления нашей эры, особенно в промежуток времени с 80 г. до н. э. до anno Domini5. К I в. до н. э. смешанные теории начали обнаруживать признаки спада, и к началу нашей эры они исчезли. Тем самым был сделан шаг в направлении к унификации — шаг, заметьте, совершенно противоположный предшествующей тенденции к дифференциации. Впоследствии, правда, смешанные теории снова возникли, но всего лишь на столетие, как последний вздох умирающего. К 220 г. н. э. они окончательно исчезли, и теперь уже на целое тысячелетие.
15. Флуктуация «первых принципов»: I. Идеализм и материализм 375
Участь смешанных теорий постигла, хотя и с некоторым опозданием, и материализм. Он начал умирать приблизительно с 100 г. н. э.; «агония» его длилась почти четыре сотни лет, после чего он исчез с «титульного листа культуры» почти на 8 веков. Тем самым был сделан второй решительный шаг в направлении к инволюции, или сокращению дифференциации и увеличению единогласия. Одновременно с упадком материализма примерно такую же тенденцию обнаружил и сам идеализм: к 300 г. н. э. его монистическое течение пересохло, и осталось только одно — плюралистическое. К началу VI в. в области философской мысли снова наступило монолитное единогласие, столь же простое, как и в эпоху ее зарождения в Древней Греции. Если начало философии подтверждает спенсеровскую формулу прогресса-эволюции, то последующее ее развитие полностью ей противоречит. Вместо постоянно увеличивающейся дифференциации и интеграции, греко-римская философия, пройдя ранние стадии своего развития, начала каким-то неопределенным образом флуктуировать, а затем возвратилась к своей первоначальной простоте и монолитному единогласию. Эти «безобразные» факты, как и многие другие, опровергают прекрасное обобщение Спенсера, равно как и большинство концепций линейной эволюции, в какой бы форме они ни были представлены.
|
|
Но наша история на этом еще не заканчивается. Более поздние показатели свидетельствуют о том, что после долгого и счастливого сна, продолжавшегося в течение Средних веков — когда мышление не было разорвано, вера была твердой, лишенной каких-либо глубоких сомнений, и царил чудесный век согласия между разумом, душой и сознанием, — снова появился дьявол дифференциации Сначала он держался очень скромно и застенчиво, иногда даже прятался на время, но затем стал вести себя все более дерзко. После 1500 г. душа нашей культуры снова разделилась на несколько течений философской мысли, каждое со своей «хвалой и славой», своими противоречиями и Достижениями. Если бы мы судили о движении к дифференциации ча основании процентных данных, касающихся теорий смешанного типа, то столетие с 1680 по 1780 г., конец XIX в. и наше время можно было бы счесть периодами, когда единогласие в сферах философского сознания практически отсутствует; «сколько философов — столько и философий». Вместо спокойного и безмятежного согласия, философский дух этих времен разодран на многочисленные разноречивые идеологии; пышным