лом длительного периода упадка чувственной культуры в целом, нельзя сказать вполне определенно. Но сам факт ее глубокого и всеобъемлющего кризиса не подлежит сомнению.
L. Выводы этой главы согласуются с выводами, к которым мы приходили на протяжении всей этой работы. Войны и революции случаются как в периоды обнищания, так и в периоды обогащения, и сами по себе экономические факторы не являются их главной причиной. Данные неожиданно подтверждают и нашу теорию флуктуации теократических и светских политических режимов и социального господства. Непосредственно или косвенным образом они поддерживают практически все сделанные прежде утверждения, в которых фигурируют экономические факторы.
М. То, что мы только что высказали, позволяет дать ответ на вопрос: находятся ли экономические явления в причинной связи с остальными социокультурными феноменами? Что касается греко-римской и западной культур, то мы установили наличие определенной связи между подъемом и упадком экономического благосостояния и типом доминирующей культуры. Следовательно, наши предположения, сделанные чисто логическим путем, подтверждаются наличием действительных каузальных и функциональных связей. Таким образом, ответ на вопрос — утвердительный.
|
|
Эта связь, однако, не является непосредственной. Она безусловно существует, но часто нарушается или частично прерывается в результате вторжения «случайных» сил разного рода, а также под воздействием сложного сочетания имманентных следствий развития культуры каждого типа. Это означает, что наши выводы согласуются с выводами экономических интерпретаторов истории, равно как и с выводами их противников, по мнению которых экономика интегрирована с остальными элементами культуры, в том числе с идеологией. Но, в отличие от этих теорий, мы полагаем, что связь экономики с остальными составляющими носит более свободный характер, чем связь других культурных процессов между собой. Искусство и наука, наука и религия, нравственные учения и право, право, религия и искусство — эти и прочие, особенно «идеологические» элементы культуры более тесно взаимосвязаны и изменяются в гораздо большей степени в унисон, чем, например, экономические условия жизни и искусство, экономические условия и наука, экономические условия и уголовные кодексы, экономические условия и любая другая составная часть культуры.