Часть 5. Типы и флуктуации систем социальных отношений. лом длительного периода упадка чувственной культуры в целом, нельзя сказать вполне определенно

лом длительного периода упадка чувственной культуры в целом, нельзя сказать вполне определенно. Но сам факт ее глубокого и всеобъемлющего кризиса не подлежит сомнению.

L. Выводы этой главы согласуются с выводами, к которым мы приходили на протяжении всей этой работы. Войны и рево­люции случаются как в периоды обнищания, так и в периоды обогащения, и сами по себе экономические факторы не явля­ются их главной причиной. Данные неожиданно подтверждают и нашу теорию флуктуации теократических и светских полити­ческих режимов и социального господства. Непосредственно или косвенным образом они поддерживают практически все сделан­ные прежде утверждения, в которых фигурируют экономичес­кие факторы.

М. То, что мы только что высказали, позволяет дать ответ на вопрос: находятся ли экономические явления в причинной связи с остальными социокультурными феноменами? Что каса­ется греко-римской и западной культур, то мы установили на­личие определенной связи между подъемом и упадком экономичес­кого благосостояния и типом доминирующей культуры. Следовательно, наши предположения, сделанные чисто логичес­ким путем, подтверждаются наличием действительных каузаль­ных и функциональных связей. Таким образом, ответ на воп­рос — утвердительный.

Эта связь, однако, не является непосредственной. Она безус­ловно существует, но часто нарушается или частично прерыва­ется в результате вторжения «случайных» сил разного рода, а также под воздействием сложного сочетания имманентных след­ствий развития культуры каждого типа. Это означает, что наши выводы согласуются с выводами экономических интерпретато­ров истории, равно как и с выводами их противников, по мне­нию которых экономика интегрирована с остальными элемен­тами культуры, в том числе с идеологией. Но, в отличие от этих теорий, мы полагаем, что связь экономики с остальными со­ставляющими носит более свободный характер, чем связь дру­гих культурных процессов между собой. Искусство и наука, на­ука и религия, нравственные учения и право, право, религия и искусствоэти и прочие, особенно «идеологические» элементы культуры более тесно взаимосвязаны и изменяются в гораздо большей степени в унисон, чем, например, экономические условия жизни и искусство, экономические условия и наука, экономичес­кие условия и уголовные кодексы, экономические условия и любая другая составная часть культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: