Типы определений

Науке известно около пяти тысяч религий (а по некоторым оценкам — еще больше). Бесконечное многообразие религиозных форм, языковые осо­бенности для выражения их в разных культу-pax делают чрезвычайно труд­ной проблему поиска тех характеристик, которые позволили бы относить не­которые явления к религиозным.

Общего индоевропейского слова для именования явления, которое обо­значается латинским religio, не существует. На основе многочисленных срав­нительно-языковедческих исследований предложено несколько вариантов этимологии этого термина. Наиболее признаваемыми являются варианты Цицерона и Лактанция. Цицерон производил указанный термин от латин­ского relegere — идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, соби­рать, созерцать, бояться — и характеризовал религию как богобоязненность, страх и почитание богов, тщательное обдумывание всего, что имеет отноше­ние к этому почитанию. Лактанций полагал, что слово religio происходит от латинского religare — вязать, связывать, привязывать, сковывать — и озна­чает связывание, узы, соединяющие нас с Богом в служении ему и повинове­нии через благочестие. Предложенная Лактанцием этимология закрепилась в христианской культуре.

В словарях, изданных на русском языке, можно обнаружить несколько вариантов перевода слова religio: а) благочестие, набожность, святыня, пред­мет культа; б) восстановление или воспроизводство лиги, связи. В то же время в “Латинско-русском словаре” Петрученко приводятся и иные значе­ния, имеющее в виду совестливое отношение к чему-либо: а) совестливость, покоящаяся на внутреннем чувстве добросовестность; б) совестливое отно­шение к чему-нибудь священному, в том числе религиозное чувство, благо­честие, набожность, религиозное почитание, богопочитание, культ.

По мнению французского лингвиста Э. Бенвениста, слово как по семан­тике, так и по морфологии связано с relegere — вновь собирать, приступать к новому выбору, возвратиться к прежнему синтезу, чтобы его переделать; religio - благочестие, благоговейность — первоначально являлось субъектив­ной расположенностью, рефлексивным действием, связанным с религиозным страхом. Интерпретация христианами при помощи religare — связывать во­едино — “исторически неверная”, полагает Бенвенист; religio становится “обязательством”, объективной связью между верующим и его Богом.

В других культурах первоначальные значения терминов иные. В древне­греческом языке слову religio соответствует слово threskeia. Первоначально в ионийском греческом оно обозначало обряд, соблюдение культовых предпи­саний, обрядов, в аттическом греческом слово было как бы забыто, но затем вернулось и стало названием религии как единства, совокупности верований и культовой практики.

Соответствующий термин в санскрите — dharma (от арийского dhav — утверждать, поддерживать, защищать) — означает учение, добродетель, мо­ральное качество, долг, справедливость, закон, образец, идеал, норму, форму, истину, условия, причину, порядок мироздания и др. Чаще всего это слово употребляется применительно к народному образу жизни и имеет в виду сумму правил, определяющих его. По отношению к явлениям, распростра­ненным в элитных кругах, используется санскритское moksa, что означает реализующееся в определенной практике стремление оставить повседневную жизнь, подняться над круговоротом наличного бытия, освободиться от цепи рождений и смертей.

В исламе используется название din, которое на языке предисламской Аравии первоначально означало власть — подчинение, обычаи, а впоследст­вии стало употребляться в смысле безусловности подчинения Аллаху и его безграничной власти, придания себя Богу, исполнения религиозных предпи­саний, совершенствования в искренности веры. Поэтому din стало обозна­чать: иман (вера, от “верить, уверовать”), ислам (придание себя Богу, покор­ность, исполнение религиозных предписаний), ихсан (истовость, совестли­вость, чистосердечие — совершенствование в искренности веры).

В китайском языке для обозначения того, что в европейской культуре называется словом “религия”, используется имя Chiao — учение.

В старославянском употреблялись слова “вера”, “верство”, “верованье”, а в русском языке слово “религия” известно с начала XVIII в.

Ныне насчитывают примерно 250 (и более) определений религии, и число их постоянно растет. Рассмотреть все эти определения невозможно — плодотворно пойти по пути их классификации. Типы определений можно классифицировать на разной основе.

Прежде всего, различают теологические (или кредовые, вероучительные) и философские определения, претендующие на раскрытие сущности религии. Первые осмысливают религию изнутри, исходят из той ее модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Поэтому, хотя формулировки варьируются, но в них есть нечто общее: например, с позиций христианства, религия есть величина sui generis (особого рода) — связь человека с Богом, Абсолютом, какой-то силой, Нуминозным, Трансценденцией и т. д. По ис­точнику и по сущности она надмирна, неотмирна, потустороння, трансцен­дентна. Философские (светские) дефиниции стремятся отыскать признаки религии извне, нередко сознательно дистанцируются от какой бы то ни было религии и даже занимают по отношению к ней критическую позицию. Эти определения тоже несут на себе печать исходных посылок того или иного философского направления - натурализма, антропологизма, материализма, философии жизни, экзистенциализма, неореализма и пр.

Разделяют определения, которые формулируются на основе теоретиче­ских положений и эмпирического материала соответствующих наук. Такие определения имеют меньшую степень общности по сравнению с “первой па­рой” и являются социологическими, этнологическими, биопсихическими, психологическими, лингвистическими и др. В каждой группе могут быть представлены различные вариации.

Можно различать определения по главным способам и методам, исполь­зуемым исследователями. Тогда определения предстают как дескриптивные (описание эмпирических признаков), генетические (выявление факторов по­рождения и воспроизводства), семантические (анализ знаковых выражений и значений), структуралистские (раскрытие инвариантных структур) и т. д.

Имеется класс определений, построенных с учетом какого-то аспекта, компонента религиозного комплекса. Интеракционные модели характери­зуют религию как определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений лю­дей по поводу каких-то объектов. Функциональная интерпретация исходит из того, что понять религию можно путем описания ее функций, выявления специфической функции. Бихевиориальное объяснение первичным в религии считает ритуалы (например, почитания, умилостивления, жертвоприноше­ния, очищения и др.), определенные виды символических действий, некото­рые формы поведения. Консестивные определения строятся на основе гно­сеолого-рационалистического анализа, исходят из тех или иных явлений соз­нания (анимизм; вера в мана; вера в сверхъестественное; святое; смыслопо­лагание; чувствование бесконечного; опыт иррационального; фантастическое и т. д.), признают религию одной из форм сознания (общегенного или инди­видуального), отличая эти формы прежде всего по предмету и характеру от­ражения.

Определения религии строятся и но линии “человек – общество - Все­ленная”. И этом случае появляются определения эгоцентрические (выявление различных вариантов религиозного опыта в микрокосме индивида); социо­центрические (уподобление различных религиозных форм некоторым обще­ственным явлениям); космоцентрические (интерпретация религии как отра­жение макрокосма, реализующееся в связи с микрокосмом индивида). Во многих определениях предпринимаются попытки найти религии такие при­знаки, которых нет у других образований, вы-делить единое, специфическое свойство религиозного сознания, специфическое действие, специфическую функцию и т. д. С другой стороны, продолжает сохраняться и устойчивая традиция расширительного толкования религии.

Таким образом, перед исследователями встал вопрос: воэможно ли дать определение религии и какой должна быть его процедура. Крайние оптими­сты полагают, что задача эта легко разрешима формально-логическими сред­ствами. Сугубые пессимисты считают научное определение религии вообще неосуществимым ввиду чрезвычайной сложности. Думается, что ответ на во­прос, что есть религия, возможен и достижим на пути раскрытия ее разноас­пектных сущностных качеств.

Вряд ли плодотворны поиски представлений, элементов содержания, функций, структур, которые были бы свойственны только религии, всем ее типам и разновидностям, на всех стадиях эволюции. В религии соединяются те моменты, которые возникают в процессе жизнедеятельности общества, групп, индивидов. И все же отличить ее от других форм духа возможно; своеобразие религии выражается в типической комбинации и корреляции оп­ределенных черт, в большей по сравнению с другими областями духовной жизни их представленности и интенсивности, в особенной их субординации.

По отношению к религии формально-логические дефиниции не дают желаемых результатов. Можно сказать, что определение религии не умеща­ется в логическую классификацию процедур определения: определение рели­гии нельзя назвать явным или неявным — в их различных вариантах; непло­дотворно так называемое классификационное определение — через род и ви­довое отличие. Спецификация объекта, относительное отличение его от дру­гих объектов могут быть достигнуты на пути раскрытия разноаспектных сущностных качеств религии, с помощью синтеза ряда характеристик. В со­держании понятия религии имеются различные составляющие, прежде всего это те компоненты, которые фиксируют ее наиболее глубинные, фундамен­тальные качества и раскрывают их на философском уровне. Эти качества вы­свечиваются в сущем, в существовании, в бытовании: во множестве религи­озных направлений и конфессий, на разных этапах их развития, в различных группах, сознании, поведении, личности и т. д. Значит, требуется показать, как религия являет себя в этих ипостасях; подобное достигается с помощью социологического, психологического, феноменологического, герменевтиче­ского, семантического и иного анализа, и тогда раскрытие понятия религии выступает как результат взаимодействия различных уровней рассмотрения.

В самой общей форме, на философском уровне, можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некото­рое функционирующее образование, форма общественного или индивиду­ального сознания; она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически-духовного освоения мира, одна из областей духовного производства. В качестве таковой религия представляет собой: 1) необходимо возникающий в процессе становления человека и общества ас­пект их жизнедеятельности, ее активно действующий компонент; 2) способ выражения и преодоления человеческого самоотчуждения; 3) отражение дей­ствительности; 4) общественную подсистему; 5) феномен культуры. Назван­ные аспекты задают пятимерный континуум, внутри которого осуществля­ется синтез различных определений; на пересечении указанных “плоскостей” завязываются понятийные узлы, воссоздающие данное явление с разных его сторон.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: