Необходимо возникающий аспект жизнедеятельности человека и общества

Религия не случайное образование, навязанное людям философами, жрецами, обманщиками, тиранами, как полагали многие мыслители про­шлого; не самодовлеющее начало — метаобщественное, сверхчеловеческое, надмирное и надисторическое. Религия необходимо возникает в ходе объек­тивного процесса становления человека, общества, человечества и превраща­ется определенный аспект их сущности и существования. Она имеет онтоло­гические основы, включена в контекст всемирной истории и подвержена из­менениям в соответствии с общественными переменами. В религии обнару­живаются внутренние, глубинные, скрытые от непосредственного наблюде­ния уровни бытия человека и общества, в ней есть адекват­ное.действительное содержание. Но их внутренние связи могут маскиро­ваться, что принципе не есть результат чьего-либо произвола, злого умысла, сознательного обмана или заведомой интеллектуальной прими-
тивности; это момент развертывания и обнаружения бытия человека и обще­ства. А потому религия многое о них рассказывает, важно только правильно расшифровать закодированную вней информацию. Предпосылкой существо­вания религии, как и других сфер духовной жизни, является материальное производство, именно оно создает прибавочный продукт, который использу­ется в духовных областях. Но материальные отношения лишь, в конечном счете, обусловливают возникновение, существование и воспроизводство ре­лигии: “экономический редукционизм” не может дать правильного объясне­ния соотношения духовной и материальной областей, в особенности если речь идет о религии. Возникнув, духовная сфера относительно обособляется от материальной, начинает развиваться по собственным законам. Религия не является пассивным, страдательным образованием: она живет своей жизнью, обладает способностью самовоспроизводства, продуцирует идеи, понятия, образы, нормы, ценности, творит и разнообразные материальные объекты. В творческой деятельности человека духовный процесс первичен по отноше­нию и к его идеальным результатам, и к материальным воплощениям. Рели­гия оказывает активное влияние как на экономику, так и на различные об­ласти духовной сферы — политику, право, мораль, искусство, философию и др.

В мировом религиоведении наиболее широко представлена точка зре­ния, согласно которой появление и существование религии связывается пре­жде всего с отношениями несвободы (зависимостью, ограниченностью, гос­подством — подчинением и т. д.), с областью человеческого существования, недоступной управлению, распоряжению, целенаправленному регулирова­нию. Высказывается и другое мнение: религия коренится в свободе человека, в его стремлении к Высшему, Абсолюту. Первая позиция представляется бо­лее предпочтительной. Заметим при этом, что имеются в виду отношения не­свободы, обусловившие генезис религии, а также те, которые в дальнейшей истории служат основой ее существования и развития.

В уже ставшей религиозной системе, внутри ее, человек может пережи­вать и переживает защищенность, освобождение от сковывающих обстоя­тельств, выход за пределы ограниченности. Религия может давать ощущение свободы и прилива сил. Имея своей основой объективные отношения зави­симости, несвободы, ограниченности, она может претворять их внутри себя в переживание устойчивости, защищенности, свободы и мощи. Последние со­стояния возникают как нечто другое, производное от действительно сущест­вующих отношений зависимости, несвободы, а стремление к Высшему, Аб­солюту потому прежде всего и появляется, что наличное бытие человека временно, ограниченно, относительно, эфемерно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: