ластей Индии в позднем средневековье шакты считались неприкасаемыми.
Лит.: Пятигорский А. М., Материалы по истории инд. философии, М., 1962; The cultural heritage of India, [2 ed.], v. 4, Calc, [1956]; Chakravarti G h., Tantras, studies on their religion and literature, Calc., [1963].
А. Пятигорский. Москва.
ТАНЧЕР, Владимир Карлович (р. 20 аир. 1915) — сов. философ, д-р филос. наук (с 1962), проф. (с 1963). Член КПСС с 1945. Окончил исторпч. фак-т Киевского педагогич. ин-та (1948) и филос. фак-т Киевского ун-та (1949). Преподает философию (с 1949) и науч. атеизм (с 1952). Зав. кафедрой истории и теории атеизма Киевского ун-та (с 1959). Член редколлегии журн. «Филос. науки» (с 1958) и «Людина i cbit» (с 1960).
Соч.: Марксизм-лешшзм про роль народних мае i особи в icTopii, К., 1956; Про релЫйну мораль, К., 1959; Опыт конкретного исследования характера религиозных представлений, «ВФ», 1964, Л"» 10 (совм. с Е. К. Дулуманом); Д1алектичний матер1ал1зм i релШя, К., 1966; 1сторичний матер1ал!зм i релтя, К., 1967; Лекционная пропаганда среди сектантов. М., 1967.
ТАНЧИЧ (Tancsics), Михай (21 аир. 1799—28 июня 1884) — венг. писатель, публицист, революц. демократ, сторонник идей утопического социализма. Был активным участником революции 1848, издавал газ. «Munkasok ujsaga» («Газета рабочих»), являлся членом Нац. собрания. После подавления революции Т. долгое время скрывался, в 1860—67 был в заключении. В своих произв. Т. связывал борьбу за независимость с освобождением крестьянства.
|
|
Соч. в рус. пер.; Мой жизненный путь, предисл. и примеч. О. Россиянова, М., 1952; Избр. произв. венг. мыслителей. Конец 18 — сер. 19 в., М., 1965.
Лит.: Хевеши М. А., Мировоззрение венг. революционных демократов (40-е годы 19 в.),М., 1962; Boloni G., Hallja kend Tancsics!, Bdpst., 1946. M. Хевеши. Москва. ТАНЬ СЫ-ТУН (10 марта 1865—27 сент. 1898) — кит. философ и политич. деятель, лидер левого крыла движения реформаторов в конце 19 в. После реакц. переворота в 1898 он отказался бежать, считая, что репрессии должны возбудить в обществе сочувствие к делу реформ. Казнен без суда и следствия.
В кн. «Учение о гуманности» Т. С.-т. развил спн-тетич. филос. систему, соединив элементы европ. и кит. культуры. Субстанциальной основой вселенной Т. С.-т. считал находящиеся во взаимодействии «эфир», электричество и химически чистые элементы, а также пустоту, понятие к-рой было заимствовано им из буддийской космогонии. Осн. выводы его теории о человеке как части природы и учение о жэнъ (гуманности), лежащей в основе всеобщей закономерности природы и общества, послужили теоретнч. обоснованием для его проектов гос. управления, экономики и культуры. Отдаленным политич. идеалом Т. С.-т. была республика, к к-рой народ должен быть подготовлен всесторонними реформами.
Соч.: Цыань цзи (Поли. собр. соч.), Пекин, 1954; в рус. пер., в кн.: Избр. произв. прогрессивных кит. мыслителей нового времени, М., 1961, с. 214—86.
|
|
Лит.: Сенин Н. Г., Кит. просветитель и материалист
конца 19 в. Тань Сы-тун. «ВФ», 1958, Ks 9; Тихвпнски й
С. Л., Тань Сы-тун — идеолог левого крыла движения за
реформы в конце 19 в., «Сов. китаеведение», 1958, Jfi 3; Chan
Wing-t sit, Chinese philosophy, 1949—1963. An annotated
bibliography of mainland China publications, Honolulu, 1966
(библиогр. работ ученых КНР). См. также лит. при статье
Кан-Ю-взй. Ф. Велелюбский. Москва
ТАРД (Tarde), Габриель (12 марта 1843 — 13 мая 1904) — франц. социолог и криминалист. В 1893—96 возглавлял отдел в Мпн-ве юстиции, а затем преподавал. С 1900 — профессор новой философии в Коллеж де Франс.
Социологич. концепция Т. («Законы подражания», Р., 1890, рус. пер., СПБ, 1892) проникнута психологизмом. Исходным пунктом общества, по Т., в противоположность Дюркгейму, является психология индивида, а фундаментальным принципом существования и развития общества — подражание, свойственное индивидам ц служащее их приспособлению.
Именно в результате подражания возникают групповые и обществ, ценности и нормы. Общество существует как проявление всеобщего мирового закона повторения. Единств, источником его прогресса являются открытия и изобретения, возникающие как следствие оригинальности и инициативы отд. личностей и нового сочетания существующих идей. В результате подражания открытия и изобретения повторяются и входят в структуру общества. Т. о., индивид осваивает в результате подражания как уже существующие нормы и ценности, так и нововведения. Эти идеи Т. в дальнейшем были развиты в теориях социализации личности,
В исследованиях по социальной психологии Т. показывает ее отличие от индивидуальной психологии. Человек в массе и особенно в толпе гораздо более эмоционален, возбудим и менее интеллектуален, чем взятый в отдельности. Средний умств. уровень каждого человека в коллективе ниже, чем средний уровень членов коллектива, взятых порознь. На основании этого Т. был противником массовых органов гос. власти.
Т. принадлежит ряд работ по философии права. Его социологич. идеи оказали влияние на Росса, Кули, Дьюи.
Соч.: La criminalite comparee, P., 1886; La philosophie
penale, P., 1890; Etudes penales et sociales, P., 1892; Les trans
formations du droit, 2 ed., P., 1894; Essais et melanges sociolo-
giques, P., 1895; L'opposition universelle, P., 1897; Etudes
de psychologie sociale. P., 1898; Les transformations du pou-
voir, P., 1899; La psychologie economique, v. 1—2, P., 1902;
Fragment d'hlstoire future, Lyon—P., 1904; L'opinion et la
foule, 4 ed.,P., 1922; в рус. пер.— Преступления толпы, Каз.,
1893; Социальная логика, СПБ, 1901; Социальные законы,
2 изд., СПБ, 1906. А. Ладыженский. Москва.
ТАРЁЕВ, Максим Матвеевич (7 ноября 1866 — июнь 1934) — рус. религ. философ и богослов. Проф. Моск. духовной академии (1902—18); в 1918—27 преподавал философию и политич. экономию в Ярослав, юрндич. пн-те (б. Демидовский лицей), Загорской военно-электротехнич. Академии и др. Религ. философия Т. по своему характеру соотносима с теологией раннего протестантизма, со стилем мысли инициаторов Реформации. Как и последние, Т. резко критически относится к тому синтезу христианства с мирскими элементами жизни и идеалистич. филос. спекуляцией, к-рый был впервые выработан в ср. века и затем удержан в универсализме католич. типа. С т. зр. Т., «хрпст. гос-во», «христ. семья», «христ. культура» суть в корне ложные идеи, попытка реализовать к-рые приводит к извращению религ. принципов их недолжной материализацией: взаимное приспособление «естественного» к «духовному» рисуется Т. как картина насилия и лжи на практике, абстрактного примиренчества в теории. Это делает Т. противником универсалистских утопий теократии в духе Вл. Соловьева. Идеал Т.— «хрпст. свобода», в рамках к-рой мирское п религиозное взаимно отделены друг от друга, соприкасаясь лишь в «глубине человеческой души» (см. «Основы христианства», т. 4, Сергиев Посад, 1908, с. 406—07). Развивая эту мысль, Т. подчас приходит к утверждениям, парадоксальным для конфессией. мыслителя («Если бы удалось внушить евангелие кому-нибудь с детства, с первых дней сознания воспитать его в истинном христианстве, то ведь это вырос бы жалкий уродец, никому и ни на что не годный...»,— там же, с. 128). В своей защите прав ес-теств. жизни перед лицом религии Т. иногда приближается к Розанову, однако решительно отвергает его требование религ. освящения семьи; по мнению Т., стихию семьи и пола (как и стихию государственности) необходимо всецело освободить от «культа» и предоставить «культуре». Восставая против традиц. «ас-кетико-символического» примирения религии и жизни, Т. не снимает проблему высшего единства, но предо-
|
|