У Канта дуализм в понимании человека принимает иную форму: человек — не соединение двух противоположных субстанций, а существо, принадлежащее двум различным мирам — миру природы, где он всецело подчинен естеств. необходимости, и миру свободы, где он выступает как нравственно самоопределяющееся существо. Соответственно Кант разграничивает антропологию в «физиологическом» и в «прагматическом» отношении: первая исследует то, «...что делает из человека природ а...», вторая — то, «...что о н, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам» (Соч., т. 6, М., 1966, с. 351). В лекциях по логике Кант высказал идею необходимости антропологич. переосмысления основного гносеологического, этич. итеоло-гич. вопросов (оставшуюся, однако, у него самого нереализованной): «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» — эти три вопроса, по Канту, могут быть сведены к одному основному: «Что такое человек?» (см. Gesammelte Schriften, Bel, 9, В. —Lpz., 1923, S. 25).
В отталкивании как от картезианского рационализма, так и от сенсуалистич. эмпиризма 17—18 вв. в нем. философии конца 18 — нач. 19 вв. (Гёте, Гердер, Романтизм) происходит возвращение к пониманию человека как живой целостности, характерному для эпохи Возрождения. Гёте н Гердер в духе пантеистич. традиции рассматривают человека как часть природы, в единстве его различных душевных способностей и инстинктивно-жизненных сил. Сфера фантазии и чувств уравнивается в правах с мышлением и ставится выше него (Новалис: «мышление — только сон чувства»). Выдвигается идея органич. взаимопроникновения телесного и духовного, к-рое мыслится как выражение, символич. раскрытие одного в другом. Натурфилософия романтизма понимает человека как телесно-душевно-духовное единство (Ка-рус: тело — образ души, душа — смысл тела; согласно Новалису, отношение души к телу подобно отношению духа к душе). Ф. Шиллер, пытаясь преодолеть кантовский дуализм природного и морального, усматривает единство человека и его специфич. сущность в эстетич. области, в способности к эстетич. игре, объединяющей физич. и духовную стороны человека.
Характеризуя место человека в органич. мире, Гердер называет его «первым вольноотпущенником природы»: человек, его органы чувств и телесная организация, в отличие от животных, не специализированы, более неопределенны, но именно эта неопределенность и является источником его специфич. преимущества: он сам должен формировать себя, создавая культуру. Центр, роль в этом процессе формирования играет, по Гердеру, язык. Гердер, романтики, Гегель развивают идею историчности че-ловеч. существования и человеч. культуры (ср. «История... — это прикладная антропология» у Но-валиса — Schriften, Jena, 1907, Bd 3, S. 23).
Для нем. классич. философии определяющим является представление о человеке как о субъекте духовной деятельности, создающем мир человеч. культуры; человек рассматривается не как индивид в его эмпирич. единичности, а как носитель общезначимого сознания, представитель всеобщего идеального начала — духа, разума. У Гегеля, в философии к-рого идея историчности человека получает наиболее четкую логич. разработку, деятельность человека выступает как высшая ступень объективации и самопознания «мирового разума». Критикуя эти идеи нем. идеализма, Фейербах осуществляет антропологич. переориентацию философии. Антропология мыслится им прежде всего как «антитеология», поскольку все то, что прежде относилось к богу
(и его рационализированным заменителям типа абс. идеи), Фейербах рассматривает как отчужденную проекцию человеч. качеств и желаний. Человек становится тем самым в центр философии, причем он понимается теперь как чувственно-телесное, конечное и, следовательно, страдающее существо: «только страсть есть знак существования». Любовь как живая встреча «Я» и «Ты» в их единичной конкретности рассматривается Фейербахом как основа всех человеч. связей и взаимоотношений. Подобно Гердеру, Фейербах видит различие между человеком и животным в том, что животное ограничено в способе своего существования, человек же универсален. Идеи Фейербаха оказали существ, влияние на становление антропологич. концепции К. Маркса, как она представлена в его ранних работах 1840-х гг. (см. «Филос-экономич. рукописи 1844» и др.). В России антропологич. принцип в философии развивал Чернышевский.
В противостоящих рацпоналистич. концепциям
человека иррационалистич. течениях 18—19 вв. на
первый план выдвигались внемыслит. способности
и сферы: чувство (Гаман, Якоби), воля (Шопенгауэр),
внутр. постижение, аналогичное интуиции (Баадер),
жизненные силы и влечения (философия жизни в ее
биологич.-натуралистич. варианте), существование
(Кьеркегор) и т. п. Мен де Биран в полемике с кар
тезианским тезисом о мышлении как свидетельстве
человеч. существования делает признаком последнего
волю: volo ergo sum («хочу, следовательно существую»).
В натурфилософии и антропологии романтизма по
лучает развитие учение о бессознательном как из
начальном источнике творч. сил человека, глубинной
основе его существования. Ницше, продолжая эти
мотивы романтич. философии, делает понятие жизни
как нерасчлененного потока биологически-космич.
становления центральным в понимании человека.
Будучи включен в этот поток, человек определяется
игрой жизненных сил и влечений, а не сознанием
и разумом. В полемике с метафизикой классич. идеа
лизма Ницше подчеркивает общность человека (как
организма) с животным миром. Отвергая идею замк
нутой «сущности» человека, Ницше настаивает на его
открытости и незавершенности: человек — это откры
тое для разных возможностей «великое обещание»,
«мост» между животным и «сверхчеловеком», в пони
мании к-рого у Ницше представление об идеальных
возможностях человека переплетается с натурали-
стич. идеями его биологич. совершенствования. В фи
лософии жизни Дильтея, как и у Ницше, человек
всецело раскрывается через понятие «жизни» как
конечной, имманентной основы бытия, «дальше ко
торой нельзя идти». Но, в отличие от Ницше, это
понятие получает культурно-историч. смысл: человеч.
жизнь раскрывается в историч. процессе ее объекти
вации в системах культуры, из к-рых только и может
быть понят человек, не имеющий, т. о., никаких
вечных Констант. К). Попов. Москва.
Антропологич. проблематика выдвигается в центр таких филос. направлений, как персонализм и экзистенциализм. Первый в наиболее последоват. виде оказывается формой философствования в русле христ. антропологии (однако без акцента на идее всечело-вечности, соборности). Исходящий из человеч. личности как абсолютной, уникальной ценности и стремящийся найти для нее опору, персонализм обращается к личностному абсолюту (богу), в причастности к к-рому человек утверждает свой смысл и достоинство.
Персоналистич. пафос характерен и для ведущей свое начало от Паскаля, Кьеркегора, Ницше, а также соответствующим образом интерпретированного Достоевского экзистенциалистской философии, сформи-
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
решавшейся в 20 в. Гл. источником антропологии экзистенциализма оказалась философия Къеркегора, выступившего с критикой гегелевского понимания человека как момента, через к-рый себя выражает объективный дух. Учение Кьеркегора о человеке складывается в оппозиции к рационализму в преддверии наступающего на Западе духовного кризиса. В центр внимания Кьеркегор выдвигает волевой акт, к-рым человек «рождает самого себя» (см. «Наслаждение и долг», СПБ, 1894, с. 230). Выбор, согласно Кьеркегору, 'есть то, благодаря чему пндивпд. т. е. природное, непосредств. существо, определяемое внешними обстоятельствами, становится личностью, т. е. бытием духовным, свободным, самоонределяемым. Традиции немецкой классической философии Кьеркегор противопоставляет волевой акт, как нравственный, мыслит, акту: только воля в акте выбора полагает абс. различие добра и зла. Разум же, с т. зр. Кьеркегора, не только не является вместилищем духовного достоинства человека, но выступает предателем человеч. подлинности. Рождение свободной личности начинается не с акта сомнения (как для традиц. рационалистич. философии), а с состояния «отчаяния». Только в ситуации «отчаяния» человек отрешается от интеллектуальных надежд, связанных с «разумностью» объективных законов жизни, и пробуждает свою волю на поиски чуда и бога. Т. о., антропология Кьеркегора, не порвавшая с христ. учением о человеке, рассматривает духовное содержание личности как творимое самим человеком; фактически здесь намечается переход к атеистич. экзистенциализму.
Экзистенциалисты продолжают восстание против детерминизма (воплощенного для Кьеркегора в объективном идеализме Гегеля), видя в натуралпетич. детерминизме (позитивистов и сциентистов) гл. врага сверхприродных возможностей человека. Идея «отчаяния» развивается в экзистенциализме в понятие необходимой для прозрения личности «катастрофы» (Шестов) и пограничной ситуации (Ясперс). В своей характерной и наиболее категоричной форме экзистенциализм — это учение о человеке, оставшемся наедине с самим собой, утратившем способность к вере, но тоскующем по святыне. С этой т. зр. мир предстает как игралище безличных сил — он ничего не может предложить человеку, кроме бессмыслицы. Личность выступает здесь как нечто способное противопоставить себя всему миру. Пессимистич. героизм или «трагич. стоицизм» экзистенциалистской установки выражает «рыцарское служение» неосуществимому идеалу (С. Л. Франк). И в этом восстании против природной (объективной) необходимости мира и провозглашении субъективной, личностной свободы экзистенциализм продолжает традиции автономной и императивной этики Канта, утверждающей высшую ценность нравств. указания. Но так как, согласно атеистич. варианту, не только мир, но и человек не имеет никаких опор, никаких внеположных ему моральных ценностей, «никаких указаний ни на земле, ни на небе» (Сартр), в сущности человеку нечего противопоставить миру, кроме акта самого противопоставления. Этич. бессодержательность, формальность акта морального выбора приводит к игре амбивалентных возможностей: свобода человека, культ к-рой провозглашен экзистенциализмом, при отсутствии нравств. ориентиров может в равной мере привести к утверждению человеч. героики («Мухи» Сартра, «Антигона» Ануя, «Чума» Камю), а может обернуться гедонич. волюнтаризмом («Посторонний» Камю) и «демоническим титанизмом» («Калигула» Камю).; Эксперименты современных, в частности французских, философов-романистов над экзистенциальными ситуациями, восходящими к романам До-
стоевского, представляют собой в нек-ром смысле эпигонские и уцененные вариации на эти темы. Трагедия «отпущенного на свободу человека», свобода, оставшаяся единств, стержнем человеч. существа, приводящая к разрушит, «человекобожеству» (Кириллов, Ставрогин, Раскольников), с предельной глубиной исследованы Достоевским, для к-рого за ней всегда должно открываться сущностное начало в человеке — сердце и совесть. Р- Галъцева. Москва.
Философия жизни (Дильтей) и феноменология Гуссерля явились непосредств. источником того течения в нем. философии 20 в., с к-рым прежде всего стал связываться термин «Ф. а.» (в узком смысле слова). Предпосылкой ее возникновения и выделения антропологии, проблематики в особую дисциплину был кризис традиц. представлений о человеке (характерно высказывание Шелера о наличии трех не связанных между собой традиций в истолковании человека — религиозной, философской и естественнонаучной). При этом, в отличие от экзистенциализма, где проблема встает в связи с уяснением смысла индивидуального человеч. существования, Ф. а. стремится к чисто теоретич. анализу специфич. особенностей человеч. сферы бытия. Она характеризуется прежде всего попыткой воссоздать целостное понятие о человеке путем переработки и истолкования тех многообразных предметных знаний о человеке, к-рые были получены отд. конкретными науками в конце 19 — нач. 20 вв.— биологией, психологией, этнологией, социологией и др. Возникновение Ф. а. датируется появлением работ Шелера «Положение человека в космосе» («Die Stellung des Menschen im Kosmos», Darmstadt, 1928) и Х. Плеснера «Ступени органпч. мира и человек» («Die Stufen des Organischen und der Mensch», В., 1928), в центре внимания которых — сущностное отличие в способе существования человека и животных. Это отличие Шелер видит в способности человека отрешиться от давления биологпч. потребностей, в «дистанции» его по отношению к окружающей среде, в предметном отношении к ней; Плеснер определяет специфику человека как «эксцентричность», постоянный выход его из непосредственности существования, составляющий его природу. Если Шелер, сохраняя в истолковании человека понятия традиц. метафизики, считает принципом существования человека внежизненный «дух», к-рый тормозит и сублимирует влечения, превращая среду в мир (человек — «аскет жизни», смысл истории — взаимопроникновение бессильного духа и слепого влечения), то Плеснер развивает в духе феноменологии Гуссерля идеи Ф. а., нейтральной по отношению к метафизике: человек должен быть понят через описание структур взаимоотношения (Positions-formen) органич. существ с окружающей средой. При этом эксцентрич. положение человека специфически определяет не к.-л. один высший «слой» его существа, а всю его телесную организацию начиная от низших вегетативных уровней (в этом плане Плеснер анализирует феномены смеха и плача как специфически человеч. реакции в кризисных ситуациях человеч. поведения — см. «Lachen und Weinen», Arnhem, 1941).
А. Гелен («Der Mensch», В., 1940), развивая ряд идей Шелера, однако вне к.-л. метафизич. контекста, видит отличие человека от животных уже в элементарных, но специфически человеч. комбинациях восприятия п движения, сенсо-моторных процессов. В духе амер. прагматизма (Дьюи, М. Мид и др.) Гелен считает определяющим в понимании человека его деятельность. Усматривая (вслед за Гердером) источник ее в биологпч. «недостаточности» человека (примитивность и неспециализированность его органов сравнительно с высокоспециализированными органами животных, редукция инстинктов, вообще кон-
358 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ституционная неопределенность человека как предпосылка его пластичности), Гелен перерабатывает обширный материал биология, антропологии (Л. Больк: человек — «эмбриональное высшее млекопитающее», удерживающее в своем развитии ряд зародышевых черт; А. Портман: человек только к концу первого года жизни достигает той степени развития, к-рая у др. млекопитающих дана уже при рождении; «внутриутробные» у др. животных процессы развития осуществляются здесь в индивидуальных условиях контактов с внешним миром; исследования поведения животных О. Шторха, К. Лоренца и др.). В отличие от животных, человек открыт восприятиям, не имеющим врожденной сигнальной функции. Эта большая свобода и связанная с ней переполненность человеч. восприятия неспецифич. раздражениями требует их «разгрузки», достигаемой путем их символич. переработки, к-рая завершается в языке и благодаря к-рой человек овладевает ситуацией. Освобождение человека от давления инстинктов основывается на разрыве между действием и побуждением: в отличие от животных влечений, побудит, мотивы человека диффузны, они могут тормозиться, их цели могут быть перенесены. Конституционный избыток побуждений навязывает человеку их переработку: человек, по Гелену, это «культивируемое» существо. Близкой идеям Гелена является концепция Э. Ротхаккера, основоположника «культурной антропологии»: человек рассматривается здесь прежде всего как существо, определяемое культурой, как «создатель и создание культуры» (М. Ландман). В вышедшей из неокантианства философии Кассирера человек выступает как существо, создающее специфич. формы выражения — символич. системы культуры (язык, миф, религию, иск-во, науку и т. д.), как «символич. животное».
Т. о., если Шелер и его ученики (X. Хенгстенберг,
Ф. фон Ринтелен) сохраняют в истолковании чело
века традиционно филос. понятия (дух, личность),
то др. антропологи, в значит, мере под влиянием
феноменологии Гуссерля, склоняются к беспредпо-
сылочному, по существу позитивистскому, описанию
Специфики человека. Ю. Попов. Москва.
Типы учений о человеке. Исходя из противоположности материализма и идеализма, принципиально противостоящими филос. -антропология, установками можно считать, с одной стороны, стремление объяснить человека как продукт естеств. развития материи, т. е. вывести духовные функции из материальных, с другой стороны — супранатура-листич. позицию, признающую духовное, независимое от материального начало человеч. существа. (Однако в действительности для построений в области Ф. а. характерны непоследовательность, попытка сочетать взаимоисключающие положения, использовать аргументы, чужеродные с т. зр. исходного для той или иной концепции принципа.) Антропология, построения кардинально различаются также в зависимости от представлений об источнике человеч. сущности: одни осмысляют человека в связи с нек-рым лежащим вне его и наполняющим его началом — трансценденцией (богом, абс. духом, социумом); в других, «имманентных» доктринах, где человек ограничен самим собой, он выступает в качестве последней духовной инстанции, черпает в себе свое содержание (на этой почве сближаются, напр., экзистенциализм и антропология Фейербаха; соцно-центризм, нашедший в социальности человеч. универсум, и теоцентрич. концепции). Однако на пути имманентного рассмотрения человека невозможно его осмысление, поскольку осмысление всегда требует соотнесения предмета с другим — трансцендентным, внеположным ему предметом; так, в пределах
философии жизни всякая антропология должна оказаться лишь констатацией жизненных состояний, «со-изжпванием» человека. Попытки преодоления трудностей имманентизма в Ф. а. характерны для феноменологпч. школы, к-рая пытается выйти из замкнутости субъективизма через понятие интенцио-налъности, представляющей собой как бы самопро-ецпрование, или трансцендирование без трансцен-денцпп. Атепстич. экзистенциализм стремится выйти из ситуации самоогранпченности субъекта, постулируя в качестве трансценденции ничто. Для феноменологически ориентированных культурфилософов (и, в частности, нем. антропологов) самодовлеющим центром выступает факт культуры. Однако, поскольку культура в этих концепциях проецируется из имманентного мира субъекта (индивидуального или «родового»), она не может выступать в качестве смыслового гаранта для этого субъекта, ибо сама нуждается в обосновании. Т. о., при культуроцентрист-екой позиции человек должен получать свой смысл через содержание культуры, к-рая, однако, сама оказывается его собств. содержанием, продуктом. И за «трансцендентным» открывается все то же имманентное, за культуроцентризмом — антропоцентризм, за автономным предметом — гетерономный, за объективным — субъективный.
Далее, представлениям об изолированном индивиде, одинокой п «заброшенной» личности (экзистенциализм и др. виды индпвидуалистич. пессимизма) противостоят концепции личности как члена человеч. рода и носителя человеч. общности (христ. концепция богочеловечества и соборности; le Grande Etre Конта; постулат, в частности нем. классич. философии, о человеке как носителе всеобщего разума, учение о «трансцендентальном субъекте» кантианской традиции и др.).
В дополнение к этим членениям антропологич. учений можно представить еще одно противопоставление: субстанцпалпстского и экзистенциалистского (исходящего из понятия существования) понимания человека. Для первого подхода характерна интерпретация бытийственности человека как модуса субстанции с устойчивостью ее качеств, безличной всеобщностью, имманентной закономерностью, самодостаточностью, замкнутостью; для экзистенциалистского представления характерно отношение к человеч. «Я» как к текучему, подвижному, открытому, уникальному, поддерживаемому и раскрываемому в соотнесенности с другим. Т. о., природно-вещест-венной безличности субстанциализма, анонимному «Оно» противополагается здесь личностное «Ты», монологическому объективирующему взгляду, стремящемуся отлиться в рационалистическую, научно-понятийную форму,— диалогическое необъективиру-емое «вслушивание» в человеч. существование, к-рое МОЖСТ быть ЛИШЬ символизировано. Р- Галъцева. Москва.
Маркс и з м рассматривает человека как обществ, существо, представляющее собой высшую ступень развития живых организмов на Земле, способное производить орудия труда, использовать их в своем воздействии на окружающий мир и обладающее членораздельной речью, сознанием и мировоззрением; как субъект труда, мысли, чувств, волп, убеждений и общения. Главным в определении сущности человека марксизм считает способность осуществлять сознат. преобразование действительности посредством искусственно созданных орудий. С т. зр. марксизма, человек несводим ни к его духовному началу — сознанию, ни к его телесной организации, хотя то и другое существенно для него. Он представляет собой единство природного и социального, физического и духовного, наследственного и прижизненно выработанного. Марксизм отвергает метафизич. и
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ — ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
идеалистич. представления о существовании врожденных идей и способностей у человека. Анатомо-физиологич. задатки, к-рые являются продуктом длит. эволюции, сами по себе не могут привести к возникновению сложных пенхич. особенностей, к-рые формируются только в процессе общения ребенка со взрослыми. Освоение социальных, исторически сложившихся форм деятельности, превращение их в способности — гл. условие и решающий механизм индивидуального становления человека. Исходным пунктом марксистского понимания человека является трактовка его как производного от общества, как продукта обществ, трудовой деятельности.
Обществ, истории человека предшествовала его естеств. предыстория: зачатки трудовой деятельности у человекообразных обезьян, развитие стадных отношений высших животных, развитие звуковых и двигат. средств сигнализации. Определяющим условием реализации этих предпосылок возникновения человека марксизм считает труд, изготовление искусств, орудий труда, что ознаменовало собой превращение человекообразной обезьяны в человека (см. Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1969, с. 147—48). Животные не могут производить коренных изменений в условиях своего существования, они приспосабливаются к окружающей среде; эта среда и определяет образ их жизни. Человек сам создает условия своего существования, преобразуя естеств. среду; при этом как конкретно-историч. существо человек меняется в ходе активного преобразования мира: по словам Маркса, «образование пяти внешних чувств — это работа всей... всемирной истории» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Из ранних произв., 1956, с. 594).
Перед каждым вступающим в жизнь человеком простирается мир вещей и социальных образований, в к-рых воплощена, опредмечена деятельность пред-шеств. поколений (см. Опредмечивание и распредмечивание). Именно этот очеловеченный мир, в к-ром каждый предмет и процесс как бы заряжен человеч. смыслом, социальной функцией, целью, и окружает человека. Осваивая очеловеченную природу, ребенок приобщается к бытию культуры разнообразными способами. В этом приобщении участвует каждое из «...человеческих отношений к миру — зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, любовь,— словом, все органы его индивидуальности...» (там же, с. 591).
Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и грамматики, эстетич. вкусы и т. д. формируют поведение и разум человека, делают из отд. человека представителя определ. образа жизни, культуры и психологии: человек «...только в обществе может развить свою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельных индивидуумов, а по силе всего общества» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2, с. 146). Марксизм рассматривает человека как нечто обусловленное обществ, отношениями: «...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс К., там же, т. 3, с. 3). Критикуя представления о человеке как изолированной монаде, Маркс подчеркивал, что человек всесторонне включен в контекст общения с обществом, даже когда остается наедине с собой. Осознание человеком себя как такового всегда опосредствовано его отношениями к др. людям.
Каждых! отд. человек представляет собой неповторимую индивидуальность и вместе с тем он несет в себе общечеловеч. начало, некую родовую сущ-
ность. Он выступает как "личность, когда достигает
самосознания, понимания своих социальных функ
ций, осмысления себя как субъекта историч. процесса.
Становление личности связано с процессом обществ,
дифференциации, выделением отд. индивида из кол
лектива по мере развития личных прав и обязанно
стей. Марксистское понимание свободы человека
исходит из того, что человек может быть свободным
лишь в свободном обществе, где он не только яв
ляется средством осуществления обществ, целей,
но выступает прежде всего как самоцель. Идеал такого
общества марксизм видит в коммунистич. обществе,
т. к. только в нем человек получит средства, дающие
ему возможность полностью выявить свою индиви
дуальность. А- Спиркин. Москва.
Лит.; Map к с К., Экономическо-философские рукописи
1844, в кн.: Из ранних произведений, М., 1956; К) р-
кевич П. Д., Сердце и его значение в духовной жизни
человека..., «Труды Киевской дух. Академии», 1860,
кн. 1; е г о же, Из науки о человеч. духе, там же, кн. 4;
Соловьев В. С, Чтения о богочеловечестве, Собр. соч.,
2 изд., т. 3, СПБ, [б. r.J; его же, Идея сверхчеловека, там
же, т. 9, СПБ, [б. г.]; Несмелов В. Н., Наука о чело
веке, 2 изд., т. 1—2, Каз., 1905—06; Бердяевы. А., О на
значении человека, Париж, 193!; его же, Экзистенциальная
диалектика божественного и человеческого, Париж, 1952;
Чернышевский Н. Г., Антропологич. принцип в фи
лософии, М., 1948; Митрохин Л. Н., Проблема человека
в марксистском освещении, «ВФ», 1963, № 8; Коммунизм
и личность. Сб. ст., М., 1964; Кон И. С, Социология лич
ности, М., 1967; К о р н е е в П. В., Совр. Ф. а., [ВД.], 1967;
Проблема человека в совр. философии. Сб. ст., М., 1969;
Тейяр де Шарден, Феномен человека, пер. с франц.,
М., 1965; Groethuysen В., Philosopliische Anthropo
logic, В., 1931; W а с h J., Tvpen religioser Anthropologic
Tiibingen, 1932; Sombart W., Vom Menschen, В., 1938;
Cassirer E., An essay of man, New Haven — L., 1944;
В u b e r M., Das Problem des Menschen, Hdlb., [1948]; R o-
thacker E., Probleme der Kulturanthropologie, Bonn,
1948; его же, Philosopliische Anthropologic, Bonn, 1964;
D e m p f A., Theoretische Anthropologic, Bern, [1950]; Land-
main M., Philosopliische Anthropologic, В., 1955; его же,
De homine, Freiburg, [1962] (библ.); Marcel Ст., L'homme
problematique, P., [1955]; В u у t e n d i j k F. J..Т., Das Men-
schliche, Stuttg., [1958]; В r u n i n g W., Philosopliische Anth
ropologic, Stuttg., [I960]; Hengstenberg H.-E., Philo-
sophische Anthropologic 2 Aufl., [Stuttg., I960]; Lands-
berg P. L., Einfulirung in die philosopliische Anthropologie,
2 Aufl., Fr./M., [I960]; Gehlen A., Anthropologische For-
schung, [Hamb., 1961]; Portmann A., Zoologie und das
neue Bild des Menschen, [Hamb., 1962]; Plessner H.,
Die Einheit der Sinne, Bonn, 1965; Conditio humana, B.—
Hdlb.— N. Y., 1966; The concept of man. A study in com
parative philosophy, ed. by S. Radhakrishnan and P. T. Raju,
2 ed., L., 1966; D о n с e e 1 J. F., Philosophical anthropology,
N. Y., [1967].
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР — составная часть единой, интернациональной по своей сущности марксистско-ленинской философии. Ф. н. в СССР исходит из принципов диалектического и исторического материализма, к-рый является мировоззренческой и методологич. основой деятельности КПСС и др. марксистско-ленинских партий. Она развивается коллективными усилиями сов. философов и др. ученых на основе марксистско-ленинского наследия и получает все более широкое распространение среди трудящихся всех наций и народностей Сов. Союза.
Ф. н. в СССР после Окт. революции 1917 развивалась под руководством В. И. Ленина, к-рый явился основоположником советской философской науки, в борьбе против пдеалпетич. философии и ревизионизма. В первые годы Сов. власти (примерно до 1922) в СССР существовал ряд фплос. орг-цпй бурж.-идеалистич. направления (Филос. об-во при Петрогр. ун-те, Академия духовной культуры в Москве и др.) и немарксистских пернодич. изданий («Вопросы философии и психологии», «Мысль», «Рус. мысль» и др.), сотрудниками к-рых были Струве, Бердяев, Лосский, Введенский, Сорокин, Яковенко, Лопатин п др. философы-идеалисты. Многие из них эмигрировали или были высланы за границу и развернули активную борьбу против сов. народа и марксистско-ленинской философии.
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
В 20-х гг. в Ф. н. в СОСР утвердилось марксистско-ленинское мировоззрение. Направляющую и руководящую роль в развитии Ф. н. в СССР на всех этапах ее истории осуществляет КПСС п ее ЦК.
Большую работу по исследованию и изданию фплос. наследия Маркса, Энгельса, Ленина ведет Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.
Центр, науч. учреждением Сов. Союза в области философии является Институт философии АН СССР (входящий в Отделение философии и права АН СССР, к-рое осуществляет руководство науч. работой по философии в СССР).
Ф. и. в СССР организуют также фнлос. науч. учреждения союзных республик, среди них: Ин-т философии АН Укр. ССР, Ин-т философии и права АН Белорус. ССР, Ин-т философии АН Груз. ССР, Ин-т философии и права АН Казах. ССР, Ин-т философии и права АН Узб. ССР, Ин-т философии и права АН Азерб. ССР, Ин-т философии и права Арм. ССР, Ин-т философии и права АН Кирг. ССР, Отдел философии и права АН Молд. ССР, Отдел философии АН Тадж. ССР, Отдел философии и права АН Туркм. ССР, Сектор философии АН Латв. ССР, Сектор философии АН Литов. ССР и др. Научную работу по философии организуют и ведут кафедры философии в Академии обществ, наук (АОШ и Высшей парт, школе (ВПШ) при ЦК КПСС; в системе АН СССР работают Московская, Ленинградская, Новосибирская и др. кафедры философии, кафедры философии академий наук союзных республик. Филос. кафедры созданы во мн. высших уч. заведениях; работают филос. ф-ты Московского, Ленинградского, Киевского, Тбилисского, Уральского, Ростовского, филос. отделения Белорусского, Казахского и др. ун-тов. В ряде вузов созданы социологич. лаборатории. Разработкой филос. проблем истории и теории развития естествознания и техники, проблем совр. научно-технич. революции, методологич. проблем науки и др. занимается Институт истории естествознания и техники, входящий в состав Отделения философии и права АН СССР.
В 1968 создан Институт конкретных социальных исследований АН СССР, разрабатывающий проблемы социологич. исследований и их методологии и др.
Большую идейно-методологич. и научно-координационную работу по проблемам философии ведут Научные советы АН СССР: по комплексной проблеме «Филос. проблемы совр. естествознания», по истории обществ, мысли, по проблемам конкретных социальных исследований, по проблемам зарубежных идеоло-гич. течений, по проблемам эстетики, по комплексной проблеме «Закономерности развития обществ, отношений и духовной жизни социалистпч. общества» и др.
Подготовка специалистов по Ф. н. в СССР в 20-е гг. была сосредоточена гл. обр. на фплос. и естеств. отделениях Ин-та красной профессуры (ИКП) в Москве, Ленинграде, Харькове и др., в 1931—36 — в ИКП философии и естествознания, а также в МГУ и ЛГУ, Моск. ин-те истории, философии и лит-ры (МИФЛИ), Акад. коммунистич. воспитания и др. уч. заведениях. В наст, время подготовка специалистов, проводится Институтом философии АН СССР и академиями наук союзных республик (через аспирантуру), АОН при ЦК КПСС, филос. фак-тами и кафедрами вузов.
Преподавание Ф. н. в СССР (диалектнч. и псторпч. материализм, история философии, логика, эстетика, этика, научный атеизм и др.) организовано в высших учебных заведениях, в аспирантуре науч. учреждений и вузов, в вечерних ун-тах марксизма-ленинизма, в народных ун-тах культуры и т. д. В старших классах средних общеобразоват. школ и средних спец. уч. заведениях изучается курс обществоведения, включающий основы филос. знаний.
Действенным средством активизации филос. работы являются научно-теоретич. конференции, симпозиумы, методологич. и теоретич. семинары, в к-рых участвуют не только философы, но и ученые др. отраслей знания, работники парт, и гос. органов, деятели культуры и искусства.
Большую роль в развитии и распространении Ф. н. в СССР играет печать (журн. «Под знаменем марксизма», «Вопросы философии», «Философские науки», «Вестник МГУ. Серия 8. Философия», «Фшософська думка» п др.). Филос. статьи публикуются также в журн. «Коммунист» (до 1949 — «Большевик»), «Поли-тич. самообразование», «Наука и религия», «Вестник АН СССР», «Вестник ЛГУ» и др., в журн. академий наук союзных республик, ун-тов, обществ.-политич. п литературно-художеств. журналах. В СССР осуществлено издание первой в мире марксистской «Философской Энциклопедии» (т. 1 — 5, М., 1960—70).
Филос. науч. учреждения и вузы СССР принимают участие в работе Междунар. объединения филос. об-в (в него входит Институт философии АН СССР) и Междунар. социологич. ассоциации (членом к-рой является Сов. социологич. ассоциация), Междунар. ассоциации по истории и философии естествознания (членом к-рой является Сов. нац. объединение по истории и философии естествознания).
В истории Ф. н. в СССР выделяются два гл. периода:
1) соответствующий переходному периоду от капи
тализма к социализму (окт. 1917 — сер. 30-х гг.),
2) соответствующий периоду социализма (с сер.
30-х гг.). В рамках второго периода Ф. н. в СССР вы
деляется ряд ступеней: а) до конца Великой Отечеств,
войны (1945); б) до завершения социалнстич. строи
тельства в СССР (1959); в) период строительства ком
мунизма (60—70-е гг.). Все эти периоды и ступени
истории Ф. н. в СССР относятся к ленинскому этапу
развития марксистской философии.
Разработка проблем диалектического материализма. С победой Окт. революции в Ф. н. в СССР на первый план выдвинулись задачи дальнейшего развития (применительно к условиям новой эпохи) матери а-л и с т и ч. диалектики как логики, теории познания, науч. метода познания и преобразования мира. Коренные проблемы материалистич. диалектики были поставлены и разработаны в послеоктябрьских трудах В. И. Ленина. Особенно важное значение имела работа «О значении воинствующего материализма», представляющая собой филос. завещание Ленина. Большое филос. значение имеют также др. послеокт. работы Ленина: «Очередные задачи Сов. власти», «О государстве», «Экономика п политика в эпоху диктатуры пролетариата», «Пролетарская революция и ренегат Каутский», «Детская болезнь „левизны" в коммунизме», «Великий почин», «Задачи союзов молодежи», «Еще раз о профсоюзах...», «О нашей революции». Исследуя новые социальные процессы, Ленин глубоко раскрыл творч. характер диалектики, развил и применил ее в борьбе с догматизмом, субъективизмом, софистикой и метафизикой. Ленинский анализ особенностей перехода от капитализма к социализму, путей и закономерностей развития социалистпч. общества обогатил марксистскую диалектику, привел к выводу о существовании двух типов противоречий: антагонистических и неантагонпстических, и различных путей их разрешения. Исследуя категории количество и качество, Ленин на материале обществ, наук показал, что постепенный характер могут носить не только количественные, но и качеств, изменения, напр. закономерности развития кооперирования с. х-ва и др.
Сопоставляя диалектнч. логику с формальной логикой, Ленин показал, что в процессе познания диалектнч. логика идет дальше формальных определений,
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
стремясь охватить все стороны, связи и «опосредствования» изучаемого предмета; берет предмет в его развитии, «самодвижении», включает в полное «определение» предмета всю человеч. практику; исходит из того, что душу науч. познания составляет конкретный анализ конкретной ситуации. В трудах Ленина получили дальнейшую разработку также такие категории диалектики, как возможность и действительность, форма и содержание, сущность и явление, общее и особенное, и др.
Первостепенное значение для творч. развития марксистской философии имеет принцип партийности, развитый Лениным.
Ленин обратился к сов. марксистам с призывом обогатить теоретнч. мысль «...темп образцами диалектики в области отношений экономических, политических, каковых образцов новейшая история, особенно современная империалистическая война и революция, дают необыкновенно много» (Соч., т. 33, с. 208), «опираясь на то, как применял Маркс материалистически понятую диалектику Гегеля..., разрабатывать эту диалектику со всех сторон...» (там же, с. 207). Ф. н. в СССР исходит из поставленной Лениным в его статье «О значении воинствующего материализма» задачи: «Надо помнить, что именно из крутой ломки, которую переживает современное естествознание, родятся сплошь да рядом реакционные философские школы и школки, направления и направленыща... Мы должны понять, что без солидного философского обоснования никакие естественные науки, никакой материализм не может выдержать борьбы против натиска буржуазных идей и восстановления буржуазного миросозерцания» (там же, с. 206,207).
Сов. филос. наука, следуя Ленину, раскрывает «...связь между классовыми интересами и классовой позицией буржуазии, поддержкой ею всяческих форм религий и идейным содержанием модных философских направлений» (там же, с. 202—03).
В тесной связи с задачами борьбы против «новейшего» идеализма в 20-е гг. была написанная по поручению Ленина ст. В. И. Невского «Диалектнч. материализм и философия мертвой реакции» (М., 1920), содержащая критический анализ работ А. А. Богданова.
Послеоктябрьские труды Ленина п особенно публикация в 1929—30 «Философских тетрадей» Ленина дали новые стимулы развития Ф. н. в СССР.
В борьбе с троцкизмом, правым и «левым» оппортунизмом и др. антиленинскими группировками и течениями партия и ее видные деятели в 20—30-е гг. М. И. Калинин, С. М. Киров, В. В. Куйбышев, И. В. Сталин, М. В. Фрунзе, Е. М. Ярославский и др. отстаивали и • развивали идеи марксизма-ленинизма, в т. ч. и философские. Вопросы диалектич. материализма в этот период освещали в своих работах В. Адоратский, Л. Аксельрод-Ортодокс, В. Быстрян-ский, С. Вольфсон, А. Деборин, И. Луппол, В. Са-рабьянов, С. Семковский, М. Серебряков, И. Скворцов-Степанов и др. сов. ученые.
Во 2-й пол. 20— нач. 30-х гг. проблемы философской науки широко обсуждались на свободных дискуссиях в печати и собраниях в Комакадемии, ИКП, Российской ассоциации н.-п. ин-тов обществ, наук (РАНИОН), в вузах, Обществе воинствующих материалистов-диалектиков (ОВМД), на конференциях марксистско-ленинских науч. учреждений и др. В их ходе подверглись критике неверные концепции и ошибки нек-рых сов. теоретиков в трактовке актуальных проблем диалектич. материализма. Механистич. филос. концепция Н. Бухарина, при помощи к-рой «обосновывались» его правооппортунистич. взгляды, была подвергнута критике в конце 20-х гг. в работах И. Сталина и др. сов. марксистов. Ошибки механистич. характера, допу-
щенные Аксельрод-Ортодокс, Сарабьяновым, Сквор-цовым-Степановым, А. Тимирязевым и нек-рыми др. сов. философами, были подвергнуты критике, в частности А. Дебориным, Н. Каревым, И. Лупполом, Я. Стэном, Г. Тымянским и др. философами, группировавшимися вокруг журн. «Под знаменем марксизма», а также М. Селектором, А. Столяровым и др. (см. «Механисты»). В тоже время А. Деборин и ряд его сотрудников (Н. Карев, И. Подволоцкий, Я. Стэн и др.), исследуя вопросы диалектики, истории философии (в особенности философии Гегеля) и критикуя механицизм, сами допускали существ, ошибки форма-листпч. н идеалистич. характера, выразившиеся в сближении диалектич. материализма с идеалистич. диалектикой Гегеля, в недооценке ленинского филос. наследия и в отрыве философии от практики социалистам, строительства. С критикой ошибочных филос. позиций Деборпна и др. в конце 20 — нач. 30-х гг. выступали ми. сов. марксисты, в т. ч. В. Адоратский, В. Милютин, Н. Скрыпник, Е. Ярославский, М. Митин, В. Ральцевич, П. Юдин, Ф. Константинов, М. Каммари и др.
Итоги филос. дискуссии 20-х гг. подвело постановление ЦК ВКП(б) (янв. 1931) «О журнале „Под знаменем марксизма"», в к-ром отмечалось, что «важнейшей задачей „Под знаменем марксизма" должно быть действительное выполнение намеченной для него Лениным программы, разработка ленинского этапа развития диалектического материализма, беспощадная критика всех антимарксистских и, следовательно, антиленинских установок в философии, общественных и естественных науках, как бы они ни маскировались» («О партийной и сов. печати», сб. док-товг 1954, с. 407).
Филос. дискуссии, при всех недостатках и односто-ронностях, допущенных в их ходе, способствовали популяризации, разработке и применению ленинского филос. наследия, приближению философии к практике социалнстич. строительства, усилению борьбы против бурж. идеологии, правого и «левого» оппортунизма, привлекли внимание широких слоев коммунистов, сов. интеллигенции к изучению марксистско-ленинской философии.
В конце 20 — 1-й пол. 30-х гг. появился ряд работ, освещавших проблемы диалектич. материализма: систематич. изложение основ диалектич. материализма (Б. Быховский, О. Трахтенберг, Г. Тымянский и др.), проблем теории отражения (Т. Павлов); был издан коллективный труд «Диалектич. и историч. материализм», под ред. М. Митина (М., 1933), и др. учебные пособия.
С сер. 30-х гг. творч. разработке проблем диалектнч. материализма стали мешать элементы догматизма и начетничества, связанные с культом личности Сталина. Работа Сталина «О диалектич. и историч. материализме», представлявшая собой популярное и в ряде пунктов схематич. изложение нек-рых осн. положений марксистско-ленинской философии, была ошибочно провозглашена «классич. произведением марксизма». Наряду с правильными положениями она содержала и ошибочные формулировки. В частности, рассматривая закон единства и борьбы противоположностей, Сталин делал акцент на борьбу противоположностей, не раскрывая их единства. В результате в лит-ре того времени порой относили понятие единства («тождества») противоположностей к «пережиткам гегельян-щины». Закон отрицания отрицания вообще не фигурировал в работе Сталина, в связи с чем этот закон диалектики в течение длительного времени не упоминался в филос. лит-ре. Вопросы диалектич. материализма рассматривались Сталиным впоследствии в работах «Марксизм и вопросы языкознания» и «Эко-номпч. проблемы социализма в СССР». Но и в них
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
изложению диалектич. материализма сопутствовали веточные и ошибочные положения, что также неблагоприятно отразилось на теоретич. работе сов. философов.
Тем не менее и в условиях культа личности сов. философы на основе ленинского наследия освещали и разрабатывали ряд важнейших вопросов диалектич. материализма. В частности, в учебных пособиях и др. работах В. Адоратского, Б. Кедрова, Ф. Константинова, М. Митина, М. Розенталя, Е. Ситковского и др. философов анализировались сущность и богатство марксистско-ленинской философии, материалистической диалектики, ее законов и категорий. Разрабатывались проблемы теории познания диалектического материализма, в особенности теории отражения (Т. Павлов, Ф. Хасхачих и др.), нек-рые филос. вопросы материи и движения (В. Познер и др.), роли и значения практики как основы познания и критерия истины и др. В работах сов. философов (В. Асмуса, К. Бакрадзе и др.) исследовались проблемы формальной логики.
С сер. 50-х гг. научно-теоретич. работа в области диалектич. материализма, освобождаясь от последствий культа личности, стала приобретать все более творч. характер.
Сов. философы (Ф. Константинов, М. Митнн, П. Федосеев, 10. Францев и др.) разрабатывают вопрос о характере совр. эпохи, осн. содержание к-рой составляет процесс перехода от капитализма к социализму. Для исследования диалектики совр. мирового процесса первостепенное значение имела теоретич. разработка диалектики соотношения общего, единичного и особенного, категорий формы и содержания и др. категорий материалистич. диалектики. В 60-е гг. создан ряд работ по теории материалистич. диалектики и ее актуальным проблемам: коллективные труды — «Диалектика совр. обществ, развития», М., 1966; «Диалектика материальной и духовной жизни общества в период строительства коммунизма», М., 1966; «Категории материалистической диалектики», М., 1966; монографии Б. Кедрова, П. Копшша, Н. Пилипенко, М. Розенталя, М. Руткевича, В. Тугаринова, Г. Штракса л др.
В работах по вопросам диалектики развития соцпа-листич. общества и перерастания социализма в коммунизм (работы Г. Глезермана, Л. Ильичева, Ф. Константинова, М. Митина, Ц. Степаняна, Б. Украин-цева, А. Ковальчука, В. Черткова и др.), в коллективных трудах («О диалектике развития сов. социалистпч. об-ва», М., 1962; «Общие закономерности и особенности перехода к социализму в различных странах», М., 1962; «Особенности действия законов диалектики в период перехода к коммунизму», Л., 1963; «Диалектика строительства коммунизма», М., 1968, и др.) анализируется вклад КПСС в решение проблем диалектики обществ, развития, делаются попытки показать специфику проявления законов диалектики в условиях социализма. При этом высказываются две разные точки зрения. Согласно одной из них, следует различать два различных типа диалектики: диалектику предыстории человечества и диалектику развития коммунистич. общества. Согласно второй т. зр., получившей широкую поддержку, существует и развивается единая, всеобщая материалистич. диалектика, законы к-рой в различных условиях проявляются по-разному.
В качестве центр, проблемы в исследованиях диалектики развития социалистич. общества выделилась проблема противоречий, их структуры, взаимосвязи, специфики и путей их преодоления в условиях социализма, соотношения противоречий и единства и т. п. В условиях социализма, на основе присущего ему социально-политического единства общества, воз-
никают новые пути (формы) преодоления противоречий.
В работах сов. философов 50—60-х гг. исследуется закон отрицания отрицания, ряд категорий, ранее не освещавшихся в лит-ре: часть и целое, внешнее и внутреннее, конечное и бесконечное, непрерывность и дискретность, система и элементы, цель и целесообразность п др. В нек-рых работах проводится мысль, что все категории диалектич. логики суть выражения определ. законов, что законами диалектики являются связи и соотношения категорий (законы причинности, превращения возможности в действительность, взаимосвязи случайности и необходимости, формы п содержания и т. п.).
Большое место в деятельности сов. философов в 60-е гг. заняли проблемы диалектики как методологии и логики научного мышления (см. сб. «Вопросы диалектич. материализма. Элементы диалектики», М., 1960; «Диалектика п логика. Законы мышления», М., 1962; «Диалектика и логика. Формы мышления», М., 1962; «Нек-рые категории диалектики», М., 1963; «Методологич. проблемы науки», М., 1964; «Вопросы диалектики и логики», Л., 1964; «Проблема возможности п действительности», М. — Л., 1964; работы М. Алексеева, Ф. Георгиева, Э. Ильенкова, Б. Кедрова, П, Копнпна, А. Коршунова, В. Лекторского, И. Нарско-го, В. Рожпна, М. Розенталя, Е. Ситковского, С. Церетели и др.); был дан анализ проблем восхождения от абстрактного к конкретному в процессе научного познания, о соотношении логического и исторического, о свойствах и значении науч. абстракций, о диалектике соотношения различных понятий и т. п.
Появился ряд коллективных трудов — «Диалектика — теория познания» (М., 1964) и др. и моногра-фич. исследования, посвященные разработке ленинской идеи о единстве, тождестве, совпадении диалектики, логики и теории познания. В интерпретации этой идеи выявились три осн. точки зрения. Одна из них сводится к пониманию единства диалектики, логики и теории познания марксизма как тождества, полного совпадения содержания и смысла этих понятий. Другая точка зрения трактует это единство как связь тождества и различия данных понятий. Третья сводится к пониманию указанного единства как сочетания противоположных, различных по содержанию и смыслу элементов.
Значит, развитие получили исследования проблем логики. В ряде коллективных трудов («Вопросы теории познания и логики», М., 1960; «Проблемы логики науч. познания», М., 1964; «Проблемы мышления в совр. науке», М., 1964; «Диалектика и логика науч. познания», М., 1966, и др.) раскрывается сущность диалектич. логики как содержат, логики развития, отвечающей уровню, потребностям и задачам развития совр. науч. знания; исследуются филос. вопросы совр. формальной логики, ее соотношение с диалектич. логикой, формы мышления (понятие, суждение, умозаключение) и мыслит, операции (индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование) — Е. Войшвилло, Д. Горский, А. Зиновьев, Г. Рузавин, Н. Стяжкин, П. Таванец, А. Уемов и др. Развитие ло-гич. исследований способствовало преодолению ниги-листпч. отношения к математич. (символич.) логике как к науке, якобы не связанной с филос. проблематикой. Было показано, что математизация, формализация науч. знаний имеют важное гносеологич. значение, что в математич. логике определения формальной логики находят наиболее развитое выражение и что с помощью символич. логики осуществляется непосредств. связь с наукой и техникой.
Исследования ряда сов. философов (Ф. Архипцева, С. Мелюхина, М. Мостепаненко и др.) посвящены анализу филос. понятия материи в свете данных совр.
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
естествознания. В работах А. Леонтьева, С. Рубинштейна, А. Спнркина, Е. Шороховой и др. ученых дается филос. анализ проблемы сознания, раскрываются — с учетом новых данных неврологии, психологии и кибернетики—закономерности его происхождения и развития, его сущности как специфически человеч. формы отражения объективной реальности. Разработке филос. проблем материального и идеального, физиологического и психического способствовали работы ряда ученых (П. Анохина, Э. Ас-ратяна, Ф. Бассина, И. Бериташвили, Н. Бернштейна, Н. Гращенкова, В. Ларина, С. Саркисова, В. Черниговского и др.), психологов Б. Ананьева, А. Леонтьева, А. Лурия и др. В связи с успехами кибернетики, моделирования различных мыслит, операций, ма-теыатич. методов в науч. исследовании сов. философы [см. коллективные труды «Ленин и совр. естествознание» (М., 1969), «Ленинизм и филос. проблемы современности» (М., 1970), а также работы Л. Резникова, В. Тюхтина, Б. Украинцева и др.] использовали новые данные науки для разработки ленинских положений об отражении как общем свойстве материи, о соотношении понятий отражения и информации, образа и модели, филос. аспекты системно-структурного анализа и др. Важное значение для разработки теории отражения в свете совр. достижений имеет коллективный труд сов. и болг. философов «Ленинская теория отражения и современность» (София, 1969), созданный под руководством Т. Павлова. Систематизации проблем диалектпч. материализма способствовало создание учебников «Основы марксистской философии», под ред. Ф. Константинова (М., 1958) и филос. раздела в кн. «Основы марксизма-ленинизма», под ред. О. В. Куусинена (М., 1959) и ряда учебных пособий (И. Андреева, В. Афанасьева, М. Руткевича, А. Спнркина, А. Шептулина и др.).
Разработка философских проблем естествознания в Ф. н. в СССР исходит из идей Ленина, к-рый важнейшей задачей воинствующих материалистов считал разработку в союзе с представителями естеств. науки филос. вопросов, выдвигаемых новейшей революцией в области естествознания, и исследование этих вопросов с позиций матерналистич. диалектики.
Сов. философы уже в 20-е гг. начали исследование проблемы взаимосвязи философии и естествознания (работы И. Агола, П. Бондаренко, П. Валескална, Б. Гессена, А. Деборпна, Э. Кольмана, А. Максимова, С. Семковского и др.). Эта работа сов. философов опиралась в значит, мере на выдающиеся достижения ученых-естествоиспытателей, на их материалистические и диалектические идеи. В работах К. Тимирязева проводилась диалектич. концепция развития применительно к теории органич. эволюции; физпологич. теория И. Павлова способствовала укреплению естеств.-науч. матерналистич. фундамента марксистско-ленинской философии. С. Вавилов убедительно показал, что работа над проблемами совр. физики неизбежно заставляет ученых мыслить в категориях диалектики: т. н. «жесткая» антитеза старой физики — непрерывное или дискретное — исчезла для совр. физика, и обе стороны антитезы предстали перед ним в пх органич. единстве. Н. Курнаков, используя новейшие данные химии, обосновал диалектич. понимание соотношения свойств непрерывности и дискретности в явлениях природы, положение диалектич. логики о единстве противоположностей, показал методологич. значение этого положения для развития химпч. науки. Исследования В. Вернадского способствовали естественнонауч. обоснованию диалектич. концепции развития п связанной с ней идеи единства мира. Значение диалектич. материализма для преобразования природы подчеркивал в своих работах ученый-селекционер И. Мичурин.
В биологич. науке Н. Вавилов успешно применял положения матерналистич. диалектики при разработке теории вида и видообразования (см., напр., Н. И. Вавилов, Линнеевскпй вид, как система, М.—Л., 1931; В. Л. Комаров, Учение о виде у растений, М.—Л., 1940), призывал построить диалектич. учение о виде, ибо только такое учение с его т. зр. способно раскрыть генезис вида. А. Опарин разработал оригинальную теорию происхождения жизни, в к-рой нашли отражение идеи Энгельса. Разработке филос. проблем теории органич. эволюции способствовали также исследования Б. Келлера, А. Северцова, И. Шмальгаузена и др. сов. ученых. На идеи диалектич. материализма с 20—30-х гг. опирались в своих научных исследованиях А. Бах, И. Бериташвили, А. Иоффе, Л. Орбели п др. видные естествоиспытатели.
Вопрос о значении диалектич. материализма и ленинского фплос. наследия для развития совр. естествознания освещался в ряде работ сов. ученых-естествоиспытателей (коллективные труды «Великое произведение воинствующего материализма», М., 1959; «Ленин и наука», М., 1960; «Октябрь и науч. прогресс», кн. 1—2, М., 1967, п др., работы А. Александрова, В. Амбарцумяна, А. Берга, Д. Блохинцева,Б. Быховского, Н. Дубинина, М. Келдыша, Н. Семенова, В. Фока, Г. Франка, В. Энгельгардта и др. естествоиспытателей) и философов (Б. Кедрова, М. Омельяновского, X. Фаталиева и др.).
В процессе исследования филос. проблем естествознания нек-рые философы и естествоиспытатели (А. Тимирязев, А. Максимов, Т. Лысенко и др.) допускали ошибки в подходе к вопросам науки; в частности, о науч. ценности нек-рых научных открытий порой судили не по пх реальному содержанию и значению, а по той интерпретации, к-рая давалась им в бурж. фплос. лит-ре. В результате этого недооценивались или подчас отвергались, напр., теория относительности, теория резонанса, достижения классич. генетики н т. п. Впоследствии эти ошибки были преодолены. В трудах сов. ученых рассматриваются, проблемы физики элементарных частиц, внегалактич. астрономии, космологии, молекулярной биологии, нейрологии, психологии, кибернетики и т. д. (см. «Филос. проблемы физики элементарных частиц», М., 1963; «Филос. вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии», М., 1963; «О сущности жизни», М., 1964, и др.).
В последние десятилетия усилился процесс дифференциации естествознания и взаимодействия различных наук; в связи с этим в исследоват. работе сов. философов выдвинулась на первый план проблема уровней организации материи, соотношения различных форм движения материн. В работах И. Кузнецова, С. Мелюхи-на, Г. Наана, Н. Овчинникова, В. Свидерского и др., а также в ряде коллективных трудов исследуется филос. значение законов, принципов и понятий совр. естествознания (принцип соответствия, закон взаимосвязи массы и энергии, понятия структура, элементарное п неэлементарное, прибор, информация, масса, энергия и др.), процессов дифференциации и интеграции знания. Сов. марксисты показали, что распространенное истолкование соотношения А.Эйнштейна: Е=тс2 — как якобы закона превращения массы в энергию — пе соответствует действительному содержанию формулы, выражающей соотношение связи массы и энергии как двух неотъемлемых характеристик любого физич. объекта. Т. о., была доказана несостоятельность построений неоэнергетизма и восстановлен подлинный смысл важнейшего принципа совр. естествознания. Сов. учеными дана критика позитивистской интерпретации теории относительности и квантовой механики.
Развитие естеств. наук выдвинуло в качестве одной пз актуальных проблем задачу дальнейшей разработки
ФИЛОСОФСКАЯ НАУКА В СССР
принципа детерминизма применительно к новейшим достижениям естествознания. В трудах сов. ученых (см., напр., «Проблема причинности в совр. физике», М., 1960; «Проблема причинности в совр. биологии», М., 1961, а также работы Ю. Сачкова, Г. Свешникова, И. Фролова и др.) раскрывается объективный характер закона причинности и многообразие форм его проявления в различных областях природы, и др. Исследуется вопрос о природе статпстичности многих совр. естественнонауч. теорий.
Обобщая данные конкретных наук, В. Готт, И. Новик, А. Уемов, А. Урсул, В. Штофф и др. разрабатывают филос. аспекты проблемы методов исследования, применяемых в совр. естествознании (эксперимент, метода, метода математич. гипотез, моделирования п т. п.), теории вероятности, идей симметрии в их применении к естеств. наукам, и др.
Большой вклад в решение филос. проблем математики и кибернетики внесли сов. ученые А, Берг, В. Глушков, Б. Гнеденко, А. Ляпунов, С. Соболев и др.
Значит, успехом сов. ученых (А. Колмогорова, А.Маркова, П. Новикова, С. Яновской и др.) является разработка проблем математической логики (включая и ее филос. аспект) как одного из совр. методов науч. исследования.
Разработка сов. и зарубежными марксистами филос. проблем естествознания убедительно подтверждает вывод Ленина о том, что новейшая революция в естествознании сопровождается глубокой перестройкой его филос. основ, что совр. естествознание «рождает диалектический материализм». В последние годы получили распространение философские (методологнч.) семинары ученых, симпозиумы философов и др. ученых по филос. проблемам естествознания как формы совместной работы философов и естествоиспытателей. Плодотворными для развития как естествознания, так и Ф. н. в СССР явились совещания по филос. вопросам естествознания, психологии, кибернетики. Сов. философы совместно с естествоиспытателями создают многотомный труд «Диалектич. материализм и совр. естествознание» (М., 1968—). К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина сов. и зарубежные ученые-философы и естествоиспытатели создали труды «Ленин и совр. естествознание» (М., 1969); «Ленинн совр. наука» (кн. 1—2, М., 1970), в к-рых раскрывается значение ленинской теории и метода для развития совр. науки.
Разработка вопросов исторического материализма и философских проблем научного коммунизма. Перед Коммунистич. партией, марксистской теорией после Окт. революции встали вопросы о путях построения социализма и закономерностях его развития, проблемы изменения социальной структуры и политич. организации общества, развития социалпстич. культуры, формирования нового человека. В связи с этим требовалась перестройка исследований в философии и других обществ, науках на базе марксистской методологии. Решение этих проблем проходило в переходный период в условиях острой борьбы классов и противоборства двух социальных систем — социализма и капитализма. Труды Ленина, его соратников и учеников в этот период обогатили марксистскую мысль исследованием двух взаимосвязанных процессов совр. истории: рождения и развития социалистич. формации и крушения капиталистич. системы, разработкой учения о диктатуре рабочего класса, ее формах и функциях в условиях построения социализма и перехода к коммунизму. Ленинская методология исследования социальных процессов противостояла двум характерным искажениям марксистской теории: механи-стич. концепциям теоретиков 2-го Интернационала и правых оппортунистов, проповедовавших, что социализм наступит в силу автоматич. действия объективных законов, а также мелкобурж. субъективистско-
волюнтаристскнм концепциям. Исследуя закономерности становления новой формации, Ленин показал диалектич. единство объективных процессов и субъективного фактора, раскрыл его возросшую роль, указал на качественно новую, творч. функцию трудящихся в строительстве нового общества. Ленин и его ученики разработали проблемы социалистич. революции в идеологии и культуре, в ходе к-рой формируется духовный мир нового человека. Ленин показал, что важнейшим условием развития обществ, отношений является создание материально-технич. базы социализма.
Ленинское учение о победе социализма в отдельно взятой стране, о путях и методах социалистич. строительства заняло центр, место в теоретич. работе партии.
Филос.-теоретич. проблемы социалистич. строительства развивались сов. марксистами в борьбе с троцкизмом, правым и «левым» оппортунизмом, др. антиле-нинскнми течениями.
Активно разрабатывались в этот период проблемы диалектики производит, сил и производств, отношений, подвергались критике троцкистские идеи «сверх-пндустриализации», волюнтаризм и прожектерство в понимании закономерностей и темпов развития производит, сил, а также механистич. теория равновесия, затушевывавшая противоречия в развитии производств, отношений, концепция, сводившая социалистич. производств, отношения к технич. отношениям произ-ва, и т. п. (Н. Бухарин). Раскрывая созпдат. роль диктатуры пролетариата в построении социализма, сов. марксисты подвергали критике концепции примирения классов и врастания кулака в социализм, отмирания гос-ва в переходный период от капитализма к социализму, разоблачали троцкистское понимание диктатуры пролетариата как органа исключительно адм. насилия, «завинчивания гаек» и т. п.
Начиная с 20-х гг. стали выходить учебные пособия и др. книги (В. Адоратского, Г. Гака, Ф. Горохова, Ф. Константинова, С. Кривцова, М. Митина, И. Разумовского, Л. Спокойного, Б. Фингерта, М. Ширвиндта и др.), систематически излагавшие основы нсторич. материализма. Продолжая начавшуюся в 20-е гг. разработку ленинского филос. наследия, сов. философы подготовили ряд трудов, раскрывающих значение ленинских идей в области историч. материализма.
К сер. 30-х гг. в филос. лит-ре утверждается понимание псторич. материализма как составной части марксистско-ленинской философии, учения о наиболее общих законах развития общества, марксистской об-щесоциологич. теории и методологии познания явлений обществ, жизни.
Разрабатывая марксистско-ленинское учение о социалистич. культуре и культурной революции, сов. ученые подвергают критике к