Гибкий и фиксированный бюджеты

Подходы к разработке бюджетов для различных типов центров ответственности зависят от категории затрат (табл.21).

Гибкий бюджет показывает размеры затрат и результаты при различном объеме деятельности соответствующего центра ответственности. Поэтому в гибком бюджете указываются ставка переменных затрат на единицу продукции и величина постоянных затрат на весь объем произведенной продукции, независимо от его размеров. Гибкий бюджет формируется, когда заранее нельзя точно запланировать объем выпуска продукции. Для более точной оценки отклонений плановых и фактических затрат целесообразно привести плановый объем продукции к фактическому объему и рассчитать плановые затраты. Гибкий бюджет лучше всего подходит для центров полностью регулируемых затрат, а также для доходов (выручки), так как он показывает, каким образом руководитель, меняя объем выпуска или реализации, может воздействовать на затраты или выручку.

Фиксированный бюджет используется для планирования частично регулируемых затрат, которые не зависят непосредственно от объема выпуска и для которых взаимосвязь «вход-выход» носит не столь явный характер. Примером фиксированного бюджета может служить план затрат на НИОКР, рекламу и др. Можно выделить следующие разновидности фиксированных бюджетов:

- бюджеты «от достигнутого»,

- бюджеты «от нуля»,

- промежуточные, между названными выше разновидностями, бюджеты.

Достоинства и недостатки бюджетирования. Бюджетирование имеет свои положительные и отрицательные стороны.

Таблица 19

Бюджет коммерческих расходов, тыс. руб.

Коммерческие расходы Продукция А Продукция Б Итого, тыс. руб.
на единицу на объем на единицу на объем
Переменные расходы
Транспортировка 1,5   0,8 16 000 31 000
Упаковка 3,5     100 000 135 000
Комиссионные (5% от стоимости)   300 000   800 000 1 100 000
Итого переменные затраты   350 000   916 000 1 266 000
Постоянные расходы
Реклама, стимулирование сбыта 250 000
Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта 9 000
Отчисления 3 465
Услуги сторонних организаций и прочие расходы 15 285
Итого постоянные затраты 277 750
Итогокоммерческие расходы 1 543 750

Таблица 20

Бюджет прибылей и убытков

  Показатели Продукция А (объем реализации 1000 шт.) Продукция Б (объем реализации 20000 шт.) Итого, тыс. руб. В процентах к выручке
На 1 шт., тыс. руб. На объем, тыс. руб. На 1 шт., тыс. руб. На объем, тыс. руб.
Выручка   7 200 000   19 200 000 26 400 000  
НДС   1 200 240   3 200 640 4 400 880  
Выручка без НДС   5 999 760   15 999 360 21 999 120  
Переменные затраты
Материалы   2 600 000   5 980 000 8 580 000  
Прямые затраты на оплату труда   480 000   2 134 980 2 877 300  
Отчисления   184 800   821 967,3 1 107 760,5  
Переменные коммерческие расходы   350 000   916 000 1 266 000  
Итого переменные затраты   3 614 800   9 852 947 13 831 061  
Маржинальная прибыль   2 384 960   6 146 413 8 168 060  
Постоянные затраты
Вспомогательные материалы X X X X    
Затраты энергии X X X X 1 475 000  
Фонд оплаты труда X X X X    
Отчисления X X X X 11 550  
Ремонт, техническое обслуживание X X X X 165 000  
Амортизация X X X X    
Постоянные коммерческие расходы X X X X 277 750  
Общехозяйственные расходы X X X X 143 600  
Итого постоянные затраты X X X X 2 269 900  
Итого издержки X X X X 16 100 960  
Прибыль X X X X 5 898 160  

Таблица 21


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: