Тема 8. Внешняя политика России и современные международные отношения

(активная форма-презентация)

Цель введения активной формы и цель занятия заключается в схематичном усвоении студентами действующих органов СНГ,развитии способности самостоятельно формулировать и анализировать основные черты каждого руководящего органа СНГ

План занятия:

1) Какие изменения произошли в геополитическом положении России после распада СССР?

2) Какое место занимает современная Россия в мировой политике и экономике?

3) В чем заключаются национально-государственные интересы современной России?

4) Роль отдельных институтов государственной власти в формировании внешней политики современной России.

5) Как может влиять гражданское общество на внешнюю политику государства и в какой степени возможности такого влияния реализуются в современной России?

6) Отношения с какими странами и регионами современного мира должны находиться среди внешнеполитических приоритетов России?

7) Каковы перспективы российско-американских отношений?

8) Каковы перспективы отношений России и НАТО после очередного раунда расширения альянса?

9) Каковы перспективы взаимоотношений России и ЕС в различных сферах?

10) Основные руководящие органы СНГ.

11) Что такое Центральная и Восточная Европа, какие субрегионы можно выделить внутри ЦВЕ?

12) Что такое Азиатско-Тихоокеанский регион, какие государства входят в АТР?

13) Какую роль может сыграть современная Россия в процессе урегулирования ближневосточного конфликта?

14) Как складывается сотрудничество России и стран Африки?

15) Какие факторы влияли и влияют на политику СССР и России в Латинской Америке?

Технология проведения занятия:

1.Разбор данных вопросов

2. Презентация.

Разобрав и проанализировав вопросы семинарского занятия несколько студентов, по своему желанию, готовят презентации по структуре руководящих органов СНГ.

Оценка успешности учебной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в семинарском занятие.

Конечный результат представляется студентами в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.

Техническое оснащение – проектор.

Литература

Основная:

Вылегжанин А.Н. Международное право. М.: ИД Юрайт, 2011 *

Кузнецов В.И., Тузмухамедов Б.Р. Международное право, М.: Норма: Инфа-М, 2010

Дополнительная:

· Иноземцев В. Россия в системе международных отношений XXI века //Международная жизнь. 2002. №9-10.

· Ланцов С.А. Внешняя политика РФ в условиях формирования новой системы международных отношений: структурные ограничения и возможности их преодоления //Вестник аналитики. 2004. №2.

· Мешков А. Актуальные аспекты внешней политики России //Международная жизнь. 2002. №4.

· Мировая политика и международные отношения: Учеб. пос. /Под ред. С.А. Ланцова, В.А. Ачкасова. СПб., 2008.

· Примаков Е. Россия и международные отношения в условиях глобализации //Международная жизнь. 2001. №3.

· Симония Н. Российская внешняя политика в условиях современных вызовов //Международная жизнь. 2002. №6.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Преподавание дисциплины «Международные отношения (политология в области международных отношений)» предполагает наличие у студентов базовых знаний по дисциплинам «политология», «история международных отношений и внешней политики России», другим учебным дисциплинам.

Программа курса «Международные отношения (политология в области международных отношений)» включает общие сведения о теоретических концепциях международных отношений, проблемах мирового политического процесса и внешней политики России.

Таким образом, в целом тематику курса можно разделить на три крупных блока:

· Теоретико-концептуальные основы международных отношений.

· Актуальные проблемы мирового политического процесса.

· Основы внешней политики России.

Первый блок включает такие дидактические единицы как мировая политика и международные отношения как объект изучения; проблемы международных отношений в истории социально-политической мысли; основы геополитических концепций международных отношений; концепции международных отношений в политической науке середины двадцатого века; развитие теории международных отношений во второй половине двадцатого века; основные теоретические дискуссии по проблемам международных отношений в период после окончания холодной войны; теоретические основы моделирования системы международных отношений и их структура; теоретические основы конфликтологии в международных отношениях.

Второй блок включает соответственно проблемы тенденций развития мирового политического процесса; региональные проблемы глобализации в современных условиях; проблемы международной безопасности; современные политико-правовые проблемы международных отношений; проблемы деятельности международных организаций в современном мире; концептуальные основы внешней политики и проблемы современной дипломатии.

Третий блок охватывает теоретико-концептуальные и социально-экономические основы внешней политики России в современных условиях, а также тактико-стратегические основы внешне-политических отношений России с основными макро-регионами современного мира.

При изучении дисциплины «Международные отношения (политология в области международных отношений)» рекомендуется исходить из данного формирования тематических блоков по двум причинам.

Во-первых, выделение (фрагментация) в рамках общего учебного курса конкретных тематических блоков способствует формированию у студентов боле четкого понимания методологии и структуры учебного курса, упрощает уяснение предмета и объекта изучения данной дисциплины.

Во-вторых, объединение (интеграция) отдельных тем и вопросов в единые тематические блоки способствует формированию у студентов комплексного восприятия и анализа конкретных научных проблем рассматриваемых в рамках учебного курса, упрощает процессы освоения и систематизации изучаемого материала.

Цель самостоятельной работы студентов заключается в полном усвоении учебного материала, в развитии навыков научной и учебной работы, формировании потребности постоянного самообразования. В учебных планах всех дисциплин на нее отводится не менее половины учебного времени.

Самостоятельная работа студентов включает несколько основных компонентов:

· работа с различными видами текстов: учебной литературы, дополнительной литературы, электронных ресурсов, конспектов лекций;

· подготовка и написание докладов, рефератов;

· подготовка к зачетам.

Успешное изучение дисциплины зависит от посещаемости занятий, на которых раскрывается логика изучаемого предмета, приемы и принципы его познания.

Большое значение в самостоятельной работе студента имеет повторение, оно играет роль не только воспроизведения изученного материала, но и организует дальнейший процесс обучения. Систематическое повторение помогает восприятию новых сведений, формированию ассоциативных связей и образов.

Важную роль в самостоятельной работе студента играют учебники и учебные пособия. Наряду с лекциями, они являются основным источником получения знаний. Работа с учебниками и пособиями должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Рекомендуется читать учебник перед лекцией, так как в ее процессе, студент знакомый с материалом, лучше воспринимает ее содержание. При подготовке к семинарам и зачетам повторное чтение учебника позволяет акцентировать внимание на ключевых вопросах, выделить главное.

При работе над курсом целесообразно придерживаться следующего порядка. Необходимо, прежде всего, ознакомиться с соответствующим разделом программы, установить круг вопросов, подлежащих изучению. Затем следует приступить к чтению соответствующей учебной литературы. Особое внимание следует обращать на явления и процессы, касающиеся интересов России.

Одновременно с работой над лекциями, материалами соответствующей учебной литературы, необходимо знакомиться с дополнительной литературой, а также регулярно следить за информационными сообщениями СМИ.

Важной частью изучения курса является работа над понятиями и категориями. Учитывая многообразие явлений и процессов, изучаемых в рамках дисциплины «Международные отношения (политология в области международных отношений)», рекомендуется составлять словарь понятий.

Самостоятельная работа студента включает подготовку к семинарским занятиям. На семинарских занятиях студенты обсуждают предложенную заранее тематику, а также сообщения, рефераты, доклады. При подготовке к семинару необходимо изучить конспект лекций по предложенной тематике, ознакомиться с соответствующими разделами учебной и дополнительной литературы, подготовить реферат или доклад. Для более четкого усвоения и запоминания содержания конкретных тем, полезно составлять конспекты ответов, подготавливаемых к каждому из семинарских занятий.

Реферат – это краткое изложение научной работы, результатов изучения научной проблемы, представленный в письменной форме или в форме публичного выступления. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение, это лишь краткое изложение чужих научных выводов.

Доклад посвящен определенной теме, включает ее развернутый анализ, аргументацию и выводы, в которых подводятся итоги исследования проблемы, отмечаются спорные, решенные и не изученные вопросы.

Написание реферата (доклада) начинается с определения темы и подбора литературы. Методика выполнения письменных работ изложена в рекомендациях, имеющихся в библиотеке Ростовского филиала РАП.

Итоговой проверкой знаний студента является зачет. В течение сессии, в ходе интервалов между зачетами необходимо повторить и систематизировать изученный материал, но полностью его выучить, как показывает практика, невозможно. Для успешной сдачи зачета рекомендуется:

· готовиться к зачету систематически, в течение всего семестра;

· по мере приближения к зачету усиливать подготовку к нему;

· в ходе подготовки распределять вопросы к зачету на первые дни, последний день подготовки желательно использовать для повторения курса в целом;

· самостоятельно подготовить конспекты по вопросам к зачету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: