Слово «Вайшешика». История учения. Санскритское слово «вайшешика» означает прилагательное «своеобразный, особенный». Родоначальником учения был мудрец по имени Улука и по прозвищу Канада. Он автор «Вайшешика-сутры». Как и всякая классическая даршана Вайшешика направлена на освобождение нас от нас самих через «правильное» познание реальности.
Категории. Вайшешика пытается поймать мироздание в сеть из семи категорий (падартх), то есть самых общих понятий, не поддающихся последующему обобщению. Эти категории распадаются на две части: шесть из них – категории бытия и одна – категория небытия.
Небытие. Абхава – категория небытия. Вайшешика утверждает, что небытие также реально, как и бытие. Вайшешика анализирует небытие и проводит там тонкие различия, выделяя следующие виды небытия:
1) отсутствие чего-либо в другом (S не есть в P);
2) отличие одной вещи от другой (S не есть P);
3) несуществование до возникновения;
4) несуществование после уничтожения;
5) отличие связи между двумя вещами, например, между качеством и предметом, не имеющим этого качества;
Бытие. Перейдём к категориям бытия. Бытие – бхава. Категорий бытия шесть: дравья, гуна, карма, саманья, вишеша, самавая.
Дравья. Слово «Дравья» означает предмет, вещь, вещество. Дравья – то, что имеет то или иное качество, производит или претерпевает то или иное действие. Дравья распадается на девять видов, как телесных, так и духовных.
Телесное: телесные элементы (прерывные – земля, вода, воздух, огонь, непрерывные – эфир - акаша) и то, в чём телесные элементы находятся (пространство - дик, время - кала, – они единые, вечные, всепроникающие, неощутимые субстанции).
Духовное: атман (душа, вечная всепроникающая субстанция, основа и носитель всех явлений сознания: параматман – высший дух, ишвара, бог, всевышний, устроитель, и позднее и творец мироздания, причина движения в мире и дживатман – индивидуальная душа, коих множество) и манас (ум, внутреннее чувство, воспринимающее душу, познание, чувства и волю).
Таким образом, дравью составляют: четыре элемента, эфир, пространство, время, атман, манас.
Ану. Земля, вода, воздух и свет (огонь) прерывны, потому что состоят из мельчайших сверхчувственных неделимых, а потому вечных частиц. Каждый из четырёх элементов состоит из ану своего рода. Есть сходство с греческим атомизмом, но здесь атомы имеют качества, тогда как у Демокрита качества субъективны. Ану подчиняются мировому закону – дхарме. Ану вследствие своей малости сверхчувственны. Их существование доказывается на основе умозаключения.
Телесные элементы и органы чувств. В вайшешике проводится наивная связь между пятью телесными элементами, как прерывными, так и непрерывным, и пятью внешними чувствами, которые якобы порождены этими элементами. Земля – обоняние, Вода – вкус, Воздух – осязание, свет, огонь – зрение, эфир – слух.
Гуна. Вторая бытийная категория – гуна, качество. Качество – неподвижное, находящееся в состоянии покоя свойство вещи. Вайшешика насчитывает 24 вида качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, определённость, соединение, разъединение, отдалённость, близость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, текучесть, вязкость, стремление, добродетель, порок.
Карма. Карма, в отличие от гуна, показывает субстанцию в динамике. Не все из девяти видов субстанции динамичны, а только прерывные телесные элементы и ум-манас. Эфир, пространство время и душа, как бестелесные, всепроникающие субстанции неспособны изменять своё положение, нединамичны. Существует пять видов действий: подъём, опускание, сжатие, расширение. Действия телесных прерывных элементов воспринимаются чувствами, действия же ума чувствами восприняты быть не могут.
Саманья. Саманья – общее. Согласно вайшешике, общности – вечные сущности, пребывающие в единичных вещах.
Вишеша. Вишеша – особенность, то, что свойственно только данной субстанции, которая не имеет частей, а потому вечна.
Самавая. Самавая – присущность. Это вечная постоянная связь двух сущностей, одна из которых как бы пребывает в другой.
Таковы все семь категорий вайшешики. Вайшешика учила о моральном порядке в мире, которому подчинён порядок физический. Поэтому вайшешика – хороший пример того вида мировоззрения, в котором этика первична, а физика вторична.
------------
Школы ньяя и вайшешика взаимно дополняли друг друга: если первая разработала детальную систему аргументации и спора, то вторая занималась созданием целостной и непротиворечивой картины мироустройства. Впоследствии эти две даршаны слились в синкретическую систему ньяя-вайшешика.