1)Неврологические симптомы. Ряд авторов отмечает, что у детей с моторной алалией отмечается ММД: пирамидные и экстрапирамидные расстройства. Другие утверждают, что неврологическая симптоматика у детей с мот. алал. Может не выступать, либо она носит неярко выраженный характер и проявляется в микросимптомах. Вторая т.з. (наиболее правомерная, о чем свидетельствуют клинические изучения этих детей) У детей м.б. слабость процессов торможения и возбуждения, инертность процессов.
2) Особенность слуховой функции. Нарушение слух. ф-ии может наблюдаться только на языковом уровне, что проявляется в дефектах фонематического восприятия.
3) Особенности общей и ручной моторики. Характерна неправильная осанка, нарушение походки, отсутствие должной координации движений и расстройства мелкой моторики. Расстройства проявляются по- разному(в зависимости от того какая основа движения нарушена: кинетическая или кинестетическая) По состоянию моторной функции: рассторможенные(гиперактивные) и заторможенные(пассивные,вялые)
|
|
4) Нарушения артикуляторной моторики. Сложно найти определенные отдельные артикуляторные позы(при афферентной), либо трудно переключится с одного артикуляторного движения на другое(эфферентная)
5) Нарушение зрительной функции. Задержка формирования зрительно-пространственных ф-ий(трудности в дифференциации цветов,форм,итд) С задержкой формируются пространственные преставления.
6) Дети охотно используют паралингвистические средства (носят компенсаторный характер)
7) Нарушения внимания (как в речевой, так и в неречевой деятельности)
8) Нарушения памяти. Сужение объема запоминания материала, понижение точности воспроизведения. Особенно страдает вербальная память.
9)Нарушение мышления(носит вторичный характер)Не развито абстрактно-логическое мышление.
10)Нарушение эмоционально-волевой сферы. (Замкнутые, раздражительные, негативизм в деятельности.) Белова-Давид подразделила детей на 2-е группы по состоянию эмоционально- волевой сферы: а) активность, чувство эйфории, б) заторможенность, боязливость.