Процедура первая: определение возможных решений

Техники: информирование клиента, совет, убеждение, разъяснение.

Техника «Информирование клиента». Количество инфор­мации, предоставляемой клиенту специалистом в ходе кон­сультационной сессии, прежде всего, будет зависеть от харак­тера терапевтических отношений, личностных особенностей клиента, сути проблемы. Важно, чтобы предоставляема» информация соответствовала требованиям: доступность, кон­кретность и объективность. Доступность и конкретность ин­формации определяются тем, что данные, сообщаемые консультантом клиенту должны, с одной стороны, соответ­ствовать уровню его развития а с другой — исключать возможность двойного толкования. Для того чтобы убедиться в правильности понимания клиентом предоставленной инфор­мации, специалист может задать ряд проясняющих вопросов. Что касается объективности, то она зависит как от квалификации специалиста, так и специфики его личности.

Техника «Совет». Совет — мнение, высказываемое кому-либо по поводу того, как ему поступить, чтоделать, и пред­полагающее дальнейшее совместное обсуждение.

Предложение советов близко предоставлению информа­ции. Отличие заключается в том, что предлагающий совет неизбежно высказывает личное мнение в тo время, как в ос­нове информирования лежит, прежде всего, безоценочность.

Прямого предложения советов целесообразно избегать. Во-первых как бы ни был правилен ваш совет, он останется «чужим советом» — люди любят делать собственные открытия и, соответственно, тобой совет является украденной возмож­ностью такого открытия. Только когда человек сам что-либо открыл, это становится до-настоящему его. Вторая причина, по которой следует быть осторожным с «раздачей советов»: давая клиенту возможность следовать совету, вы одновременно даете 'ему возможность приписать неудачу также на ваш счет. Если же клиент относится к зависимому типу, то у вас выри­совывается прекрасное будущее — до конца ваших дней стать его «мамочкой»,, «нянечкой», «жилеточкой». Третья и последняя причина, по которой с советами не следует торо­питься, — предоставляемыми советами, как правило, не пользуются, и вы напрасно тратите свое время и силы. Од­нако совет, данный в косвенной форме («Не знаю почему, мне вспомнилась одна ситуация из моей жизни...», «В моей практике был случай...», «Мне рассказывали историю...», «Один герой романа в подобной ситуации поступил следую­щим образом...», «Обычно в подобных ситуациях рекоменду­ют следующее,..»), может иметь большой психотерапевтиче­ский эффект.

Техника «Убеждение». Убеждение —логически безупречная аргументация правильности высказываемой позиции, как правило, должно в своей основе иметь факты. Применяется при даче советов как подкрепление, обоснование высказанной профессиональной позиции. Убеждение должно строиться психологом-консультантом на уровне данного клиента.

Техника «Разъяснение». Подразумевает развернутое конк­ретное объяснение позиции консультанта по проблеме клиента. Главная цель — сделать предельно понятными мысли специалиста, ход его размышлений по поводу проблемы для клиен­та. Может включать в себя эмоционально-личностный аспект.

ПРОЦЕДУРА ВТОРАЯ: согласование плана действий.

Техники: поиск множественных решений, стимулирующие вопросы, определение алгоритма по разрешению проблемы, конкретизация ожидаемого результата.

Прежде чем выработать конкретный план по разрешению проблемы и для того, чтобы данный план был предельно оптимальным, необходимо максимально расширить поиск возможных решений. С этой целью разумно применить методику творческого решения проблем Дилтса. Идея проста. Снача­ла предложите клиенту придумать не менее двадцати самых невероятных способов решения данной проблемы (не забудь­те их записать). Далее: подумайте, насколько желательно воп­лощение каждого из них, какие наиболее вероятные послед­ствия могут возникнуть. Выберете оптимальный вариант (воз­можно, что некоторые из придуманной «двадцатки» станут элементами плана достижения).

Стимулирующие вопросы уместно применять на протяже­нии всего стратегического этапа. Однако особенно они по­могут во время второй процедуры, поскольку, пребывая в социокультурологически обусловленных рамках, клиенты, как правило, затрудняются в проявлений творческой актив­ности.

Примеры стимулирующих вопросов:

- Что именно вы можете предложить?

- Как иначе можно это решить?

- Что еще вы можете придумать?

- Как бы вы решали данную проблему, если бы вам было
сейчас десять (двадцать, сто пятьдесят восемь) лет?

- Какое решение предложила бы ваша мать (отец, тетя,
прадедушка...)? Что полезного вы нашли бы в нем?

Если специалист достаточно искусно применил две пред­шествующие техники, то алгоритм достижения возникнет естественно. Однако при его детализации необходимо тща­тельно прояснить, как именно понимает клиент каждый из этапов и каким образом собирается его реализовывать. Это позволит как прояснить непонятные для клиента моменты, так и инициировать возникновение новых идей. Полезно так­же записать данный алгоритм в двух экземплярах. Под каж­дым из экземпляров ставят свою подпись психолог и клиент. Соответственно, один остается у консультанта, другой отда­ется клиенту. Для клиента это будет дополнительным стиму­лом для реализации плана в действие, а консультанта убере­жет от возможных недоразумений.

Техника «конкретизация ожидаемого результата». При помощи данной техники определяются «приметы», по кото­рым клиент сможет определить, что проблема разрешена. Они должны быть конкретны и предельно ясны. Например, кли­ент каждый день ссорится с супругой, Его запрос: спокойная семейная жизнь. Если он достигнет того, что ссоры будут происходить не чаще, чем два раза в неделю, то он будет счи­тать, что проблема решена. То есть здесь «приметой» будет являться частота Ссор, а именно: два раза в неделю.

Конкретизировать ожидаемый результат можно при помо­щи вопросов:

— Что именно должно произойти, чтобы вы поняли, что цель достигнута?

— Как именно вы узнаете, что достигли желаемого?
Техника «конкретизации результата» может применяться на разных этапах консультирования.

ПРОЦЕДУРА ТРЕТЬЯ: определение способов контроля за реализацией намеченного плана. В рамках данной проце­дуры могут применяться те же техники, что и в рамках пред­шествующей, но здесь они касаются способов контроля и оце­нок ожидаемых результатов.

Контроль может осуществляться следующими способами: 1) клиент может взять всю ответственность на себя;

2) он может информировать консультанта о реализации каждого пункта (при этом четко оговариваются сроки выполнения);

3) клиент может информировать только о достижении ко­нечного результата;

4) может быть назначена дополнительная консультация для отслеживания хода реализации намеченного плана;

5) консультант и клиент могут договориться о встрече для обсуждения результатов, после полной реализации вы­работанного ими алгоритма.

Техники «укрепление уверенности клиента» и «формиро­вание готовности к достижению» взаимосвязаны. Они при­меняются на протяжении всего процесса консультирования. Наиболее эффективны невербальные средства и психологи­ческие поглаживания:

«Вы просто молодец...»,

«Вы такой удивительный человек...»,

«Не думаю, чтобы кто-то мог лучше справиться со столь сложной ситуацией.,.»,

«У вас огромный потенциал...».

ПРОЦЕДУРА ЧЕТВЕРТАЯ: «реализация плана клиентом».

Процедура проводится клиентом самостоятельно, без присут­ствия и вмешательства профессионала. Это объясняется спе­цификой данного вида психологической помощи — любой психически здоровый человек способен самостоятельно ре­шить своя проблемы. Консультант — проводник в горах, для заблудившегося в сумерках путника. Он поможет найти путь на вершину, но подняться на нее должен сам человек.

На самом деле не принципиально, какой именно структурной композиции консультативного процесса придерживается специалист. Но что действительно важно, так это последо­вательное решение задач и соблюдение интересов клиента.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение понятиям: «этапы», «процедуры», «техни­ки» психологического консультирования

2. Охарактеризуйте основные этапы психологического консуль­тирования.

3. Перечислите процедуры в соотнесении с этапами консульти­рования.

4. В чем различие между процедурами первого и второго этапов консультирования (второго и третьего)?

5. Перечислите техники психологического консультирования. Объясните их взаимосвязь с процедурами.

6. Приведите примеры ситуаций, в которых уместно применение приемов активного слушания.

7. Каким образом консультант может проконтролировать выпол­нение клиентом рекомендаций?

Литература

1. Айви А.Е., Айви М.Б., Саймэк-Даунин Г.Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М., 2000.

2. Алешина О.Е.. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2000.

3. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — М., 1998.

4. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирова­ние. — В., 2000.

5. Кеттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирова­ние, — СПб., 2001.

6. Кочюнос Р. Основы психологического консультирования. — М., 1999.

7. Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М., 2001.

8. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. — СПб., 2001.

9. Немов Р.С. Основы психологического консультирования. — М., 1999

Сторож поймал мальчишку, который воро­вал яблоки.

— Негодник! — кричит сторож. — Я тебя
сейчас научу, как воровать!

Ну, слава Богу, а то меня уже третий
раз ловят!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: