Введение. Один из основных принципов тренировочного процесса заключается в переходе от простого к сложному

Один из основных принципов тренировочного процесса заключается в переходе от простого к сложному. В технике настольного тенниса это означает следующее:

- переход от медленной игры к быстрой;

- переход от игры по диагонали к игре по прямой;

- переход от игры по заданной схеме к свободной игре;

- переход от простых однотипных ударов к сложным комплексным приемам;

- переход от ударов без вращения к ударам с сильным вращением;

- переход от ударов с одинаковым вращением к ударам со сменой вращения;

- переход от игры с одинаковым темпом к игре со сменой темпа.

Впрочем, существуют разные мнения относительно применения этих принципов при тренировке начинающих спортсменов. Главное разногласие заключается в том, как разучивать атакующие удары. Одни считают, что лучше начинать с ударов с вращением, другие - что без вращения. Сторонники изучения атаки при помощи ударов с вращением выдвигают следующие аргументы: ребенку проще играть, используя движения с широкой амплитудой на некотором удалении от стола и бить по падающему мячу после прохождения им верхней точки траектории полета. Противники такого подхода утверждают, что при разучивании атаки проще ударить по мячу плоско; кроме того, проводить контратаку удобнее, когда мяч находится в высшей точке после отскока.

По статистике в мире больше распространен подход, когда обучение начинается с плоских ударов, а позже подключается вращение. Причина кроется в том, что новичку легче попасть по мячу, когда он бьет ракеткой, находящейся в нейтральной позиции, то есть когда мяч отскакивает от поверхности ракетки под углом 90º. И даже когда теннисист овладевает некоторыми основами техники, в такой модели тренировки можно найти свои плюсы: применяя атаку без вращения игрок с самого начала учится играть быстро, короткими движениями и близко к столу. Кроме того, теннисист параллельно осваивает технику завершающего удара без вращения (смэша).

При такой модели обучения, когда новички сразу начинают разучивать удары с вращением, снимается проблема, связанная с небольшим ростом начинающих спортсменов. У детей часто возникают трудности с приемом высоких мячей вблизи стола, при игре же с вращением такой проблемы не возникает. С другой стороны, гораздо сложнее играть мяч по касательной, чем "в лоб". К тому же, когда спортсмен приобрел определенный опыт в выполнении ударов с вращением, трудно заставить его встать ближе к столу и начать выполнять короткие удары без вращения.

Методика тренировки, где обучение начинается с разучивания ударов с вращением, в деталях описана в нескольких пособиях (особенно немецких) по настольному теннису. Но на практике эта методика не дает никаких особых результатов. Очевидно, что ее недостатки перевешивают достоинства. На сегодняшний день самым лучшим считается начинать обучение с плоских ударов, а затем переходить к ударам с верхним (атакующим) и нижним (защитным) вращением. При обучении также рекомендуется обращаться не только к форхэнд ударам с вращением, но и к бэкхэнд ударам с вращением. Таким образом, общепринятым считается обучение игре сначала без вращений, а потом уже с вращениями. Вопрос лишь в том, насколько быстро нужно включать в тренировку новые элементы. Хорошо продуманный процесс обучения, основанный на современных методиках для начинающих, позволяет сократить время усвоения базовой техники игры.

Достижение хороших результатов в большом спорте возможно, если уже в молодом возрасте развиваются необходимые физические и двигательные навыки, а также учитывается психоэмоциональный аспект. Систематическая работа над развитием вышеперечисленных навыков в возрасте от б до 15 лет дает возможность, при условии достаточного количества тренировок, достичь отличных результатов в спорте уже в зрелом возрасте.

При тренировке детей необходимо учитывать специфические цели и задачи их обучения и не забывать о том, что их тренировка не может быть приравнена к упрощенной тренировке взрослых спортсменов. При тренировке детей нужно также учитывать стадии развития ребенка. Программа тренировок должна строиться с учетом долгосрочных целей. Предъявляемые к юным теннисистам требования должны увеличиваться постепенно. При обучении детей важно знать, что идеальный возраст для восприятия движений - это 7-8 лет и до 12 лет. В этот период детям надо освоить множество технических приемов. Ребенок должен повторять движения вслед за тренером, и эти повторения должны быть многократными. Замечания, высказываемые тренером, должны быть максимально практичными и простыми. Дети также должны обладать определенной долей свободы, чтобы иметь возможность воплощать в жизнь свои собственные идеи.

Хорошая координация движений является необходимым условием для эффективных тренировок, закрепления полученных знаний и правильного использования движений. При тренировке детей и молодых спортсменов в каждый курс обучения технике игры должны быть включены упражнения на координацию.

При работе с детьми и подростками от 7 до 18 лет нужно учитывать, что часто между биологическим возрастом ребенка и его подлинным развитием, существует большая разница. Эта разница может варьироваться в пределах 2-3 лет. На практике это означает, что дети одного биологического возраста могут находиться на разных стадиях развития как физически, так и в других сферах. Например, некоторые 12-летние дети могут быть развиты на 10 или даже на 14 лет, что составляет огромную разницу. Некоторые дети хорошо усваивают технику игры, но поскольку физически они несколько отстают от своих сверстников, то им не удается достичь ожидаемых результатов. С такими детьми необходимо терпение, нужно поддерживать их в тренировочном процессе, и со временем, когда их фактическое развитие догонит их биологический возраст, будут достигнуты соответствующие результаты. Всегда есть определенная группа детей, которые, в основном благодаря тому, что они опережают в развитии своих сверстников, достигают очень хороших результатов, даже несмотря на ограниченные познания в технике игры. Существует большая опасность, что когда сверстники догонят их в своем развитии, и результаты сравняются, у таких детей исчезнет мотивация.

Дети, у которых хорошие задатки к настольному теннису, а развитие соответствует их возрасту, имеют наилучшие шансы. Достаточно часто эти дети начинают верить, что одного таланта, без прилежных тренировок, достаточно для того, чтобы достичь наилучших результатов. В этом случае на плечи тренера ложится задача помочь ребенку понять особенную ситуацию развития и спортивного роста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: