Изучение техники игры

Последовательность в изучении техники игры является важным фактором при ежедневных тренировках и особенно при составлении и реализации учебных программ детских школ по настольному теннису.

Предпочтительной является следующая последовательность - переход от более простых к более сложным заданиям. Также необходимо обязательно преподавать технику работы рук и ног.

Можно выделить четыре этапа обучения: вступительный этап, изучение основ техники игры, выработка индивидуальной системы игры и совершенствование техники игры.

1. На вступительном этапе тренер знакомит начинающего спортсмена с настольным теннисом. Новичок учится правильной хватке ракетки и с помощью различных упражнений сначала вне стола, а потом уже и за столом изучает основы игры с мячом. На этом этапе начинающий спортсмен обучается основным правилам настольного тенниса. Тренер уделяет внимание тому, чтобы новичок играл не только с одной стороны, а применял как форхэнд, так и бэкхэнд удары.

Цель этого этапа обучения состоит в том, чтобы спортсмен привык к основным правилам игры и в целом приобрел способность контролировать мяч.

2. На втором этапе обучения спортсмен тренирует базовую технику форхэнд атаки без вращения, бэкхэнд блок, срезку, подачу, а также перемещения у стола вправо и влево. Цель этого этапа состоит в том, чтобы овладеть элементарной техникой основных ударов и освоить шаги в сторону, а также в том, чтобы скоординировать эти удары и работу ног.

3. На третьем этапе тренер уже знает психологические особенности спортсмена и на что тот способен физически. Техника обучения приобретает более индивидуальный подход. Спортсмены учатся технике ударов с вращением, подрезкам, бэкхэнд ударам, форхэнд блоку, а также оптимальной работе ног, необходимой для грамотного выхода на мяч.

На этом этапе главным становится выработка индивидуального подхода к спортсмену, а также продолжение изучения техники работы ног и соединение элементов в одно целое.

4. На этапе совершенствования техники добавляется, например, изучение скидки, бэкхэнд топспина, изменение ритма игры, смена вращения и т.д. Начинается интенсивное изучение тактики игры и технико-тактических элементов.

Цель этого этапа состоит в том, чтобы закончить изучение всей техники игры и приобрести целостное представление о ней, а также повысить квалификацию в технике и тактике и, таким образом, завершить формирование манеры игры конкретного спортсмена.

Между выделенными этапами обучения нет четких границ, поскольку это вопрос построения образовательного курса. Эти этапы являются лишь базовой основой конкретной образовательной программы. Программа обучения должна корректироваться с течением курса тренировок в зависимости от успешности результатов спортсмена. Продолжительность одного этапа будет зависеть не только от особенностей и возраста начинающего теннисиста, но также и от частоты и количества тренировок.

Возможно два подхода к технике обучения. Для первого подхода прежде всего важна эффективность техники игры, а для второго подхода важно, чтобы выполняемое движение выглядело совершенным. Единственно правильным является требование максимальной эффективности техники удара, а не того, чтобы он красиво выглядел. Однако на практике проще обучить технике в соответствии с воображаемыми зрительными моделями определенных ударов, а искать решения в рамках биомеханических и физических законов и индивидуальных способностей каждого человека оказывается сложнее.

Начинать нужно с базовых элементов, которые лежат в основе правильной техники выполнения любых ударов. Все знают, насколько важно освоить правильную основную стойку, исходные положения, характерные для определенных типов ударов, научиться правильно держать ракетку при замахе и при контакте с мячом, правильно выполнять игровое движение. Впрочем, обратим особое внимание на один момент - момент касания мяча и ракетки. Ведь именно эта фаза в конечном счете определяет качество удара.

Общие принципы техники завершения ударов также широко известны и связаны с необходимостью возвращения в исходное положение для нового удара. Грамотное выполнение завершающей фазы удара позволяет эффективно соединять базовые элементы игры.

На вопрос "насколько и в какой степени позволительно проявлять индивидуальность при обучении технике игры?", можно ответить следующим образом: основные элементы техники являются общими для всех, а форма выполнения элементов техники и дальнейшее ее совершенствование являются индивидуальными факторами, которые начинают проявляться уже на раннем этапе обучения базовой технике. В данном случае возникает щекотливый вопрос, что считать неправильной базовой техникой, и как может проявляться индивидуальность в технике выполнения удара. В целом, ответ на этот вопрос будет зависеть от оценки эффективности внутренней организации удара, оттого, удачен ли он, можно ли включить его в игру и каковы предположительные возможности развития этого удара в будущем.

Тренеры сталкиваются с двумя совершенно различными подходами к обучению игре в настольный теннис. Первый состоит в том, что спортсмен должен выполнять определенное движение по заданным образцам, то есть ему сначала показывают как должно быть решено конкретное двигательное задание, а затем его просят выполнить это задание по указанной схеме. Второй подход подразумевает то, что спортсмену предлагается выполнить определенное задание и дается ряд обязательных и необязательных подготовительных упражнений, способствующих освоению данного технического элемента; и спортсмен, исходя из своих особенностей, сам решает, что из дополнительных упражнений использовать, а что - нет.

Первый способ наиболее подходит для начального этапа обучения, а второй - для этапа индивидуального самоопределения, то есть для совершенствования уровня техники спортсмена. Однако, обучение технике настольного тенниса должно быть построено в соответствии с принципом одновременного применения двух вышеперечисленных подходов. То есть спортсмену, с одной стороны, необходимо объяснить как должно быть решено определенной двигательное задание, но с другой стороны при выполнении этого задания и/или воплощении найденного решения на практике, ему должно предоставляться достаточно индивидуальной свободы. На первом этапе обучения, однако, будет превалировать первый из вышеперечисленных способов обучения, а позже - второй.

Тренер обязан попытаться предвосхитить развитие настольного тенниса и преподавать такую базовую технику игры, на которую может наслаиваться современная техника настольного тенниса и/или учить такой базовой технике, которая позволяет следить за развитием настольного тенниса.

Тренер обучает базовой технике, и постепенно создается концепция игры конкретного игрока, основанная на его физических способностях, психологических наклонностях и манере игры. Завершение формирования этой концепции начинается после того, как заканчивается обучение базовой технике игры, во время которого делаются основные предположения о дальнейшем развитии спортсмена. Тренер должен выстроить для спортсмена концепцию игры в соответствии с объективной оценкой физических данных игрока, его психологических особенностей и манерой игры, а не в соответствии со своим идеалистическим представлением о том, как должен играть этот спортсмен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: