Философия культуры об исторической типологии культур

Первым попытался выделить основные типы культур Вико в 18 веке. Главный вопрос – нужно ли считать, что этапы развития общества и этапы развития культуры совпадают, или это что-то особое. У Вико три основных восходящих этапа: варварство, культура, цивилизация. А у Руссо было негативное отношение к цивилизации. Он определял сущность культуры через отношения природы и культуры: стадия дикости (природа в человеке и вокруг него), стадия культуры (гармоничное сосуществование человека и природы, внутренняя и внешняя гармония), стадия цивилизации (доминирование культуры над природой, ведущее к разрушению гармонии).

В 19 веке было два блока: 1) философские концепции Канта, Гегеля и других, в которых вопрос культуры не рассматривается отдельно и 2) развитие антропологии, этнографии: (Тэйлор, Фрезер) – кардинальное изменение взгляда на саму проблему, т.е. расширение понятия культуры за границу духовной культуры. Культура – обязательное сочетание духовной и материальной составляющих. Тэйлор: история человеческой культуры – это необъемлемая часть эволюции природы, следовательно законы, определяющие развитие человечества, во многом схожи с законами природы. Все явления культуры, включая материальные объекты, обычаи, верования, систему ценностей - это такие же феномены, как виды животных и растений. Специальные исследования проблемы культуры в ее историческом аспекте – проблема социодинамики культуры.

В рамках антропологии возникает 2 школы: эволюционисты и диффузионисты. Вопрос: существует ли единый культурно-исторический процесс? Эволюционисты (Тэйлор) положительно отвечают на этот вопрос (все общества в своей истории последовательно проходят три стадии развития – от дикости через варварство к цивилизации). Но у этой концепции много слабых мест: если эволюционный процесс имеет начало, то должен быть и конец; ни одна из культур, кроме западно-европейской, не подходит под эту модель. Диффузионисты отрицательно отвечают на этот вопрос. Любой вариант существующей культуры самобытен. Возникает проблема диалога культур. Источник развития культуры – ее диалог с другими культурами.

На представления диффузионистов опирались представители циклической кoнцепции (в рамках школы диффузионистов), а также Шпенглер, Тойнби. Отказ от представления о едином культурно-историческом процессе, любая культура последовательно проходит определенные стадии, самобытные культуры во взаимодействии получают толчок для развития. Одна культура может прервать свое развитие, другие культуры возникают на месте умерших культур.

Векторная концепция - Каган «Философия культуры». Компромисс между эволюционной концепцией (однонаправленность развития) и утверждением самобытности культур. Нужно найти общие закономерности, но нелинейного характера. Каган пытается представить культуру как многообразие форм и путей развития, чтобы сохранить однонаправленность. На ранних стадиях культуры мы наблюдаем единство. В результате формируются основные виды деятельности (охота, собирательство, скотоводство, ремесло). Существуют разные факторы, которые влияют на дальнейшее развитие культуры, главный из них – природный. В результате один из видов деятельности становится главным. Например, земледелие порождает оседлость (Египет), скотоводство – кочевничество (Mонголия) и т.д., получается несколько векторов развития единого начала. Далее культура достигает какого-то предела, рождается новая культура, которая производит новые культуры.

Концепция Лотмана «Культура и взрыв»: это цикл, но не круговой, а синусоидный. Сущность культуры связана с информацией, знаками. Несколько стадий культуры: сначала накопление информации, приобретение все больших знаков. На определенной стадии информация перерастает структуру культуры, происходит взрыв, разрушение старой культуры, фаза энтропии. Затем складывается новая культура. Кризис необходим, развитие от стабильности через энтропию к стабильности.

В ХХ веке появляются две принципиально разные теоретические опоры:

1) Западная модель – культурная антропология. Взгляд на культуру изнутри, с точки зрения человека.

2) Советская философия – культура как характеристика социума. Культура - творческая деятельность по изменению природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: