Правовой режим земель морского транспорта

Одновременно с Законом об автомобильных дорогах 8 ноября 2007 г. был подписан Президентом РФ Закон о морских портах, который в числе других урегулировал также вопросы использования земельных участков для строительства, обеспечения деятельности морских портов. Статья 4 (п. 13) определяет территорию морского порта как земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки. Последние могут быть созданы в морском порту путем намыва или отсыпки грунта либо использования иных технологий.

Границами морского порта являются границы его территории и акватории. Эти границы устанавливаются и изменяются Правительством РФ.

Для данного правила Законом установлено переходное положение: до установления границ морского порта Правительством РФ под указанными границами понимаются сложившиеся границы морского порта, под которыми понимаются границы морского порта, сведения о которых содержатся в обязательных постановлениях в морском порту или опубликованы в "Извещениях мореплавателям".

Морские порты могут быть действующими (к ним относятся порты, в которых на день вступления в силу названного Закона осуществляется оказание услуг) и вновь создаваемыми. Последнего термина в ст. 32 Законе нет, но как иначе назвать морской порт, решение о строительстве которого принято Правительством Российской Федерации после дня вступления в силу Закона о морских портах. В таких вновь создаваемых морских портах земельные участки для обеспечения их деятельности относятся к категории земель специального назначения (субкатегория - земли транспорта). В действующих же морских портах земельные участки в их границах могут относиться к землям специального назначения или к другой категории земель с разрешенным использованием для размещения морского порта (например, к категории земель населенных пунктов или земель водного фонда).

Решение о строительстве или расширении морского порта принимается Правительством РФ на основании схемы территориального планирования Российской Федерации в области развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Морскому порту присваивается наименование как географическому объекту в соответствии с Федеральным закономот 18 декабря 1997 г. N 152-ФЗ "О наименованиях географических объектов".

Статья 28 Закона предусматривает определенные ограничения в отношении земельных участков морских портов. В частности, они:

- не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций;

- не предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в собственность, за исключением случаев, установленных Законом.

Необходимо обратить внимание на различие этих двух формулировок. Первая означает, что если по основаниям, установленным законом (например, в результате наследования), иностранный гражданин приобретает право собственности на земельные участки в границах территории морского порта, то это право собственности подлежит прекращению. К сожалению, Закон не устанавливает специального порядка прекращения права собственности на такие земельные участки иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Но в таком случае вполне может применяться ст. 238 ГК "Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать". Само по себе установление данного запрета для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц соответствует п. 3 ст. 15 ЗК.

Что касается индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, то им земельные участки в границах территории морских портов не предоставляются в собственность, т.е. предоставляются на иных правах (как правило, на праве аренды, кроме того, с ними может быть также заключено концессионное соглашение).

Вместе с тем если такие земельные участки заняты портовыми гидротехническими сооружениями, созданными или приобретенными за счет средств указанных лиц, либо зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в морском порту и принадлежащими на праве собственности индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам, то они могут находиться в их собственности. Кроме того, в границы морского порта для осуществления деятельности в морском порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц.

В Законе содержится также отсылочная норма о возможности изъятия земельного участка в границах морского порта для государственных нужд в соответствии с гражданским законодательством.

Статья 31 Закона регулирует основные начала установления размера арендной платы и ее индексации, а также порядок ее перечисления и другие важные вопросы. В частности, предусмотрено, что при аренде земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены портовые гидротехнические сооружения или которые предоставлены для строительства этих сооружений, размер арендной платы не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах ставки земельного налога для земель транспорта.

В Законе также предусматривается, что в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта на земельных участках, прилегающих к границе морского порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 28).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: