Глава 9. КОМПОНОВКА ПОЖАРНЫХ
АВТОМОБИЛЕЙ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Компоновать, значит составлять целое из частей. Компоновка пожарных автомобилей включает рациональное соединение шасси и пожарной надстройки. Она обеспечивает размещение ПТВ в соответствии с частотой его применения, массой, и главное, с учетом роста пожарных.
Рациональная компоновка способствует организации развертывания пожарных машин для применения на пожаре в минимальное время, в значительной степени облегчает труд пожарных и охрану их здоровья.
Согласование режимов работы двигателя пожарного
автомобиля и потребителей мощности
Потребителями энергии могут быть: генераторы электрического тока, лебедки, компрессоры, приводы механизмов пожарных автолестниц
и автоколенчатых подъемников, а также пожарные насосы на автоцистернах и автонасосах. Мощность небольшая, да и эксплуатируются они в основном (кроме пожарных насосов) при постоянных скоростных режимах. Поэтому согласование режимов эксплуатации и двигателя в основном осуществляется по скоростным параметрам. Рассмотрим это на примере рис.9.1. На представлены внешняя (кривая 1) и частичная (кривая 2) скоростные характеристики двигателя.
|
|
Кривая 3 характеризует крутящий момент, соответствующий внешней скоростной характеристике (кривая 2). Прямая 4 характеризует максимальную мощность потребителя. Диапазон скоростных его режимов от n м до n к может быть рекомендован для привода потребителя. Зная частоту вращения вала потребителя энергии n п и выбранные обороты двигателя n дв, определяют передаточное отношение привода, i=nп/nд.
Более сложным является согласование режимов эксплуатации пожарных насосов с двигателями.
Исходными данными для согласования является внешняя скоросная характеристика двигателя N=f(n) и рабочая характеристика H=f(Q)
Зависимость N=f(n) определяется формулой кубического трехчлена:
Где - максимальная мощность двигателя, кВт
- частота вращения вала двигателя при максимальной мощности, об/мин.
n- частота вращения вала двигателя, об/мин.
Значения a,b и c с достаточной точностью для расчетов можно принимать равными:
для карбюраторного двигателя a=b=c=1
для дизеля a=0.53, b=1.54, c=1.09
Пожарные насосы эксплуатируются в широком интервале величин развиваемых ими напоров и подач воды. Изменения от максимальных до минимальных значений величин напоров и подач воды образуют поле потребляемой мощности насосами. Естественно, что каждой точке этого поля будет соответствовать величина потребляемой мощности. Вот эти мощности и необходимо согласовать с полем мощности, отдаваемой двигателем в стационарном режиме работы двигателя.
|
|
Для осуществления процедуры согласования необходимо знать зависимости напоров Н, м, развиваемых насосами, от величин подачи Q, л/с. Такие зависимости H = f (Q) при заданной величине высоты всасывания h вс = 3,5 м и постоянных оборотах вала насоса получают экспериментально. При этом, естественно, определяют мощность N = f (Q) и значение коэффициента полезного действия η.
Было установлено, что изменение Н, N и η в зависимости от величины Q можно выразить аналитически:
уі = Ai + BiQ – CiQ 2, (9.2)
где i = 1 – величина напора, м вод. ст.; i = 2 – величина потребляемой мощности, кВт; i = 3 – значение коэффициента полезного действия;
Q – подача насоса, л/с.
В этой формуле постоянные А, В и С приведены в табл. 9.1.
В табл. 9.1 номера по порядку соответствуют значениям индекса i
в формуле (9.2). Значения расходов Q, л/с, задаются при расчетах.
При определении мощности N, потребляемой пожарным насосом, необходимо учитывать ее потери в трансмиссии. При этом будет определена мощность, отдаваемая двигателем. Потери мощности учитываются коэффициентом полезного действия трансмиссии:
(9.3)
где – КПД зубчатой передачи; = 0,99 – КПД карданного вала; – КПД промежуточной опоры; к – количество зацеплений
зубчатых колес или опор карданного вала.
Таблица 9.1
№ п/п | Показатели | Размерность | Константы | ||
А | В | С | |||
НЦПН-40/100 Напор Н Мощность N КПД | м кВт % | 92,55 20,6 | 0,815 0,957 3,2 | 0,014 0,036 | |
НЦПВ-20/200 Напор Н Мощность N КПД | м кВт % | 37,5 | 1,6 1,54 5,38 | 0,1 0,15 | |
НЦПВ-4/400 Напор Н Мощность N КПД | м кВт % | 17,66 | 15,9 4,8 25,6 | 5,8 5,3 |
С учетом КПД трансмиссии насоса потребляемая им мощность N п равна
, (9.4)
где – мощность, вычисленная на основании формулы (9.2).
Значения Н, N и η, вычисленные по формулам (9.2) и (9.4), характерны только при одной скорости n н вала насоса. Они изображены кривыми аb и a'b' на рис. 9.2.
Для того чтобы определить поле мощности, потребляемой насосом, необходимо построить зависимости Н = f (Q) и N = f (Q) при частоте вращения вала n н2 и n н3. Предположив, что подача воды насосом возможна при 0,5 Н ном, выбирают величину n н3. Это соответствует n н3 @ 0,65 n н1. Величину n н2 выбирают в интервале от n н1 до n н3.
Обозначим выбираемую скорость n н х , тогда соответствующие ей значения Q, Н и N определим на основании формулы теории подобия:
. (9.5)
Вычисленные значения Нх и Nх при различных скоростях nN изображают, как показано на рис. 9.2. Поле а'b'd'c' характеризует потребляемую насосом мощность.
Для сопоставления отбираемой от двигателя мощности и мощности, потребляемой насосом, необходимо согласовать частоты вращения вала двигателя n дв с частотами вращения n н вала насоса. Это согласование осуществляется передаточным отношением коробки отбора мощности по формуле
(9.6)
где nN – частота вращения вала двигателя при максимальной мощности,
об/мин; n н1 – номинальная частота вращения вала насоса, об/мин.
Рис. 9.2. Согласование режимов работы двигателя с пожарным насосом
Используя передаточное отношение, легко находят частоты вращения вала двигателя, соответствующие скоростям вала насоса n 1 = in н1,
n 2 = in н2 и т. д. Полученные значения частот вращения вала двигателя устанавливаем на оси частот вращения двигателя в третьем квадранте графической схемы расчета. Затем в этом квадранте строим внешнюю скоростную характеристику двигателя и, как указывалось выше, определяем точку K.
Из точек n 1, n 2и n 3 на оси абсцисс опускаем перпендикулярные прямые. На них с помощью горизонтальных прямых c'c'', d'd'' и т. д. находим точки a''e"c"d"f"b". Соединяя эти точки отрезками прямых и кривых линий, определяем поле мощности, потребляемой насосом. Если имеется требуемый запас мощности в точке K, то двигатель будет эксплуатироваться в стационарных условиях работы без перегрева.
|
|
Из анализа рис. 10.2 следует, что прямая линия a''b" в третьем квадранте характеризует потребляемую насосом мощность при изменении величин подачи воды от Q min до Q max при заданной частоте вращения вала насоса n н1.
Прямая c"d" характеризует потребляемую насосом мощность при частоте вращения вала насоса n н3, соответственно.
Кривая a''c" характеризует изменение потребляемой мощности при минимальной подаче насоса в зависимости от частоты вращения вала насоса (n н3 – n н2 – n н1), а следовательно, и величин развиваемого напора. Кривая a''d" характеризует то же, но при максимальной подаче воды насосом.
В поле мощности, потребляемой пожарным насосом, точка b" характеризует максимальную подачу при n н1 , а точка c" – минимальную подачу при n н3.
Совмещение полей мощности двигателя и насоса позволяет определять и наиболее экономичные по расходу топлива режимы. Для такой оценки на поле мощностей двигателя наносят изолинии удельных расходов топлива.
Изолинии удельных расходов топлива характеризуют его расход
в граммах на один киловатт мощности, потребляемой в течение часа, – г/(кВт·ч). Такие изолинии расхода топлива для одного из дизелей, используемых на ПА, показаны на рис. 9.3.
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
Рис. 9.3. Расход топлива, г/(кВт∙ч),
|
в отработавших газах
|
расходы топлива:
|
выбросы сажи:
5 – 0,05; 6 – 0,1; 7 – 0,2
На поле мощности этого дизеля размещено поле мощности, потребляемой насосом ПН-40УВ a''b"d"c". В этом поле точки b" и a'' соответствуют подаче насоса 40 и 4 л/с при частоте вала насоса n н1 = 2 700 об/мин,
соответственно. Точки d" и c" характеризуют подачу воды 40 и 4 л/с при частоте вращения вала насоса n н3 = 1 700 об/мин, соответственно.
|
|
Линии 1 – 4 характеризуют изолинии расходов топлива, г/(кВт·ч),при различных режимах работы двигателя. Из сравнения удельных расходов топлива при различных режимах работы двигателя следует: удельные расходы топлива уменьшаются при повышении мощности двигателя и частоты вращения его коленчатого вала.
Кроме продуктов полного сгорания – углекислого газа и паров воды,
в выпускных газах двигателей внутреннего сгорания содержатся в небольших количествах вещества, обладающие токсическим действием. Это продукты неполного сгорания топлива: оксид углерода СО, углеводороды различного состава и строения СН, в том числе: пары несгоревшего топлива, сажа (углерод С), а также оксиды азота воздуха NO x.
Оксид углерода СО образуется при сгорании богатой смеси (α > 1) вследствие недостатка кислорода для полного сгорания топлива.
Образование углеводородов СН связано с замедлением реакций окисления в простенном слое топливовоздушной смеси в камере сгорания.
Азот – химически инертный газ. При высокой температуре реагирует с кислородом, образуя NO. В атмосферном воздухе происходит медленное окисление NO в двуокись азота NO2. Ее токсичность значительно выше токсичности NO.
В выпускных газах дизелей образуется сажа. Она сама по себе малоопасна. Однако на ней адсорбируются бенз-а-пирен (полициклический углеводород ароматического ряда), который обладает канцерогенным действием.
Неравномерный расход топлива в поле мощности двигателя, различие режимов его работы являются причиной неравномерного выделения токсичных веществ в отработавших газах двигателя.
Содержание токсичных примесей в отработавших газах двигателя представляют в граммах на один килограмм сгоревшего топлива (г/кг топлива).
Содержание сажи в отработавших газах двигателя представлено
на рис. 9.3 в виде изолиний с различным ее содержанием (кривые 5, 6 и 7). Из рисунка следует, что поле мощности a''b"d"c", потребляемой пожарным насосом, размещено в области с минимальным содержанием сажи в отработавших газах. Ее количество увеличивается при увеличении мощности, развиваемой двигателем, и частоты вращения его коленчатого вала (кривые 5, 6 и 7). Эксплуатация двигателя в области указанных режимов будет сопровождаться увеличением количества сажи в отработавших газах двигателя, следовательно, она нежелательна.
Изолинии равных количеств оксида углерода СО (кривые 1 – 4) и оксидов азота NO x (кривые 5, 6 и 7) представлены на рис. 9.4.
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
Рис. 9.4. Выбросы оксида углерода,
г/кг топлива
|
в отработавших газах:
2 – оксид углерода 0,5;
3 – оксид углерода 0,75;
|
|
5 – 0,6; 6 – 0,4; 7 – 0,2
Содержание СО в отработавших газах двигателя увеличивается в области малых значений мощности и частоты вращения коленчатого вала двигателя. Это характерно для работы насоса с малыми подачами и напорами, развиваемыми им. Однако содержание оксидов азота тем больше, чем больше мощности, развиваемые двигателем, и частоты вращения его коленчатого вала. Следовательно, необходимо выбрать какие-то средние режимы эксплуатации двигателя.